Информационно – исследовательский проект «Загадки небесных красок - радуги»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Лайшева София Саитовна

Данный проект призван сформулировать представление об одном из явлений природы – Радуге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raduga_nash_proekt_222.doc895 КБ

Предварительный просмотр:

r2[1] Информационно – исследовательский проект

                                   «Загадки небесных красок - радуги»

                                                                                                                                         Выполнила

Воспитатель группы №12

Лайшева София Саитовна

                                                                   

Сила красоты может быть воистину страшна,

если речь идет о красоте природы!

Аннотация :

Данный проект призван сформулировать представление об одном из явлений природы – Радуге.

Актуальность данной работы заключается в том, что она будет интересна любознательным и наблюдательным детям. Материал рассчитан на детей старшей и подготовительной группы, его  можно использовать на занятиях при изучении темы  «Окружающий мир».

Актуальность проекта.

В природе постоянно происходят изменения,  различные метаморфозы: то стоит ясная погода, то дует ветер, то опадают листья, то появляется в небе радуга. Все это является примерами,  так называемых явлений природы.

Еще с детства все привыкают к таким явлениям природы –  к  красному солнцу во время заката, и к затяжным холодным дождям осенью, кристальному инею или росе на траве… Порой природа балует нас и довольно необычными природными явлениями - некоторые из них нас пугают, некоторые настораживают, а некоторые просто заставляют любоваться и восхищаться.

Наряду с временами года, временем суток, дети должны знать такие часто встречающиеся природные явления, такие как красное солнце во время заката, дождь, гроза,  кристальный иней или роса на траве, радуга, ветер, листопад и другие явления погоды, с которыми мы встречаемся каждый день на улице.

Радуга – это пожалуй одно из самых зрелищных и разнообразных оптических природных явлений. Радугу мы наблюдали много раз летом во время дождя. Появившись на небосводе, она   приковывает внимание.  

Это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Она настолько красивая, что ее воспевают во многих песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды. Радуга недолго радует нас на небе, быстро исчезает, не оставив следа. При этом она бывает разной, но постоянно возникает при определенных условиях. Но если радуга в природе такое быстро исчезающее явление, можно ли ее создать искусственно в домашних условиях и продлить радостные мгновения.

Главная проблема нашего проекта получить  ответы на  заинтересованные нас  вопросы:

     - Откуда на небе разноцветное коромысло?

     - Как образуется радуга?  Почему радуга – дуга?

     - А можно ли наблюдать  эту красоту дома?        

     - Какие еще существуют радуги?

     - Как же другие люди воспринимают радугу? Так же как мы или по-другому?

    -  Как жизнь современных людей связана с радугой?

       Данная проблема подтолкнула нас к реализации информационно – исследовательского проекта                                                               «Загадки небесных красок»

Цель исследования:

Цель проекта : 

Познакомить детей с природным явлением «радуга»,  с  ее особенностями, выяснить, как радуга появляется и исчезает.

Вызвать  эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.

       Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов  (получение радуги в домашних условиях),   и,  экспериментальным путем, доказать, что солнечный свет не белый, а разноцветный.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • Образовательные:
  • Выяснить, что такое природное явление под названием «радуга», как она появляется и как исчезает.
  • Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр.
  • Поставить опыт получения радуги в домашних условиях.
  • Закрепить знания об основных цветах, о цветах радуги в их последовательности.
  • Создать у детей радостное и творческое настроение.

  • Развивающие:
  • Развить интерес к природному явлению через художественное слово.
  • Развивать творческое мышление, внимание, воображение.
  • Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.

  • Воспитательные:
  • Воспитывать эстетическое отношение к природе .
  • Воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы.

  • Практические:

  • Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами.
  • Изучить солнечный луч , и как он влияет на появление радуги экспериментальным путем.
  • Научится смешивать краски и получать нужные цвета.
  • Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.
  • Упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму;

Участники проектной группы:

Воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный

Тип проекта:

информационный, поисково-исследовательский, познавательно-творческий.

 - информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);

 - творческий (дети рисуют, составляют рассказы )

-  исследовательский (экспериментирование , проведение практических опытов - получение радуги в домашних условиях).

Объект исследования – природное явление радуга.

Предмет исследования – происхождение радуги.

МЕРОПРИЯТИЯ

по образовательным областям:

Месяц

Совместная и самостоятельная деятельность

  Работа педагога

           Работа с родителями

  1. Познавательное развитие

1.Беседа на тему « Загадки небесных красок»

2.Ознакомление детей с краткосрочным информационно – исследовательским проектом

«Загадки небесных красок»

(Как получается радуга)

II.  Речевое развитие

1. Сказка В. Катаева  «Цветик – семицветик» -  конспект;

2.«Путешествие по цветам радуги» Конспект

III. Художественно-эстетическое развитие

1.  Рисование « Радуга- дуга» - конспект

2. Художественное творчество (лепка)

«Цветик - семицветик» ( конспект)  

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Радужная птица»

IV. Социально - коммуникативное  развитие

     

                      Дидактическая игра                                                   - «Цветик - семицветик»

                        Настольные игры                                                  Составление радуги                                                             - из фломастеров;                                                                    - из цветных  бумажных  полосок

                         Словесные игры

- «Я садовником родился»;

- «Опиши цветок»;  «Загадай, мы отгадаем».

                    Подвижные игры                                                                             – «Солнышко и дождик»; «Цветы и ветер»; «Растения».

                        Хороводные игры

– «Мы на луг ходили»;

     Сюжетно – ролевые игры

-  «Магазин цветов».

                 

Продолжить знакомство с явлениями природы

Организация и проведение конкурса чтецов среди детей «Радуга - дуга»

Выставка детского творчества

«Радужные птицы».

  • Оформление собранной информации в папки.

Консультация для родителей

« Чудеса природы»

.

Подбор иллюстраций, открыток, фото,  загадок, стихов о радуге.

Совместно с родителями  составление описательных рассказов  «Почему бывает радуга».«Почему радуга бывает разноцветная?»

  • Составление сборников: «Стихи о радуге», «Загадки о радуге».

Выставка детских работ

« Радуга над моим домом»

 (совместно с родителями).

Методы исследования:

Самостоятельные практические  опыты

  1. опыт с призмой;
  2. опыт с пульверизатором;
  3. опыт с мыльными  пузырями;
  4. опыт с зеркалом;
  5. опыт с компьютерным диском.
  6. опыт с цветным кругом ( какого цвета солнечный луч)