Формирование экологических представлений дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО.
статья по окружающему миру на тему

Власова Людмила Александровна

             В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план,  им уделяют всё больше внимания. И уже давно всем понятно, почему именно эти проблемы стали актуальными. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия.
          А ведь каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то тоже был ребёнком. Вот именно поэтому велика роль дошкольных организаций в экологическом образовании детей, начиная с раннего возраста.  И на данном этапе усвоение  экологических представлений наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlasova_l.a._publikatsiya_1.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологических представлений дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО.

Власова Людмила Александровна.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида № 89 г. Томска.

             В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план,  им уделяют всё больше внимания. И уже давно всем понятно, почему именно эти проблемы стали актуальными. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия.
        А ведь каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то тоже был ребёнком. Вот именно поэтому велика роль дошкольных организаций в экологическом образовании детей, начиная с раннего возраста.  И на данном этапе усвоение  экологических представлений наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

        Вот именно здесь и сейчас, когда познавательный интерес преобладает над всеми другими процессами, когда ребенок чист «как белый лист» и готов «вписать» на этот «лист» всё неизведанное мира, так важно «Какие», «Кто» и «Как» даст знания и умения ребенку.

        Самое главное - в процессе экологического образования у детей развиваются личностные качества ребенка (любопытство, любознательность, творческая активность), которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. 

        Экологическое образование – это огромный пласт в образовательной деятельности дошкольных организаций, который нельзя отделить от  всего процесса работы с детьми. Оно «как воздух» - его может и не быть видно, но все точно знают, что оно есть и «проникает» во все образовательные области и во все виды деятельности. Однако ознакомление дошкольников с окружающим миром природы в большей степени  рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

        ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников.        

        Познавательное развитие предполагает формирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

         Актуальным компонентом экологического образования детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

        Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов: — постановка проблемы, которую нужно решать; — целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); — выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); — проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях); — анализ полученного результата (подтвердилось или нет); — формулирование выводов. Данную структуру наглядно видно на одном из наших экспериментов: необходимо нарисовать картину, но карандашей, красок и других привычных художественных принадлежностей нет (проблема) – найти замену художественным принадлежностям (целеполагание) – некоторые овощи (цветы, растения) имеют свойство окрашивать (выдвижение гипотез) – рисуем свеклой, морковью, кабачком и т.п. (проверка гипотез) – рассматривание получившихся изображений как оценка результатов. Вывод: да, рисовать можно и без красок.
        Экспериментальная деятельность реализуется методом «от простого к сложному» и, следовательно, можно выделять степени  овладения детьми навыками экспериментирования:

первая: педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы вместе с взрослым.

 вторая: педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.

третья: постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно. И навыки экспериментирования, на мой взгляд, определяются не возрастом, а условиями, в которых ребёнок развивается.
        
Экспериментальную  деятельность я разделила на две группы: — неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет, магнит — и живая: функционирование живых организмов и их особенности, рукотворный мир, материалы и их свойства. 
Еще
классифицирую эксперименты по следующему принципу: запланированные и случайные.

        Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
        Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить следующую логическую цепочку:
«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими ростками (2 звено)». Но на начальном этапе, чтобы ребенок пришёл к подобному умозаключению, мы провели ряд экспериментов с почвой, узнали свойства песка, глины, грунта. Проращивали семя, рассматривали и трогали росток, высаживали его в почву и наблюдали, как он пробивается из земли.

                Для повышения эффективности экологического воспитания, помимо экспериментирования, мной используются разнообразные формы, методы и приемы работы: прогулки, наблюдения, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, экологические игры и т.п.; не последнее место занимает проектная деятельность, которая позволяет более детально и обширно проработать ту или иную тему.

        Не остаются без внимания и родители. В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. Поэтому родители принимают непосредственное и достаточно активное участие в нашей деятельности,  для них организовываются родительские собрания, создаются информационные стенды, папки-передвижки, буклеты с советами, рекомендациями, опытами, играми по развитию экологически грамотного ребенка, проводятся совместные мероприятия в рамках ДОУ: викторины «Природа – дом, в котором мы живём»; выставки: «Поделки из природного материала», «А может пригодится?» (подделки из бросового материла); мастер-классы «Просто о необыкновенном», «Эксперименты на каждый день», праздники «Куда все реки бегут?»(14 марта Всемирный день рек), мероприятия «Покормите птиц зимой», развлечения «Как однажды мы лес спасали» и многое другое.

        Самое главное во всей этой деятельности по формированию экологических представлений – дать детям всё сделать самим, своими руками, самостоятельно ответить на все вопросы, решить поставленные задачи. Только тогда ребенок сможет все полученные знания усвоить, а самое главное, самостоятельно применить, да еще и предать, научить других. Китайский мудрец сказал: ««То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»  »

        Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаю, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! 
        Считаю, что в результате моей работы достигаются как минимум следующие  результаты:

– формируются  основы экологической культуры у детей и родителей;
– закрепляется правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
 

Список литературы: 

  1. ФГОС ДО
  2. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС, Детство-Пресс, 2015.
  3.  Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. - М.: Мозаика-Синтез, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ

Выступление на тему "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учрежде...

Семинар для воспитателей ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО».

Семинар для воспитателей ДОУ "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО"  Тема выступления: "Утренняя гимнастика на...

Доклад на педсовет "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель: совершенствование работы по формированию у дошкольников экологической культуры.Задачи:- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;- повышать методический уровень;- способствовать...

Экспериментальная деятельность дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО

Материал освещает тему эксперементальнй деятельности в дошкольных образовательных организациях....

Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...

Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Проект "Экологическая мозаика"

Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партн...