Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Зимняя природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Зимняя природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_konspekt_zimnyaya_priroda.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект непосредственно – образовательной деятельности

                       по  экологии     «Зимняя природа»

Цель:  обобщать представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщать знания об образе жизни и поведения животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Замечать красоту природы и отражать ее в  рисунках.

Материалы и оборудование: картины на зимнюю  тематику; календарь природы; запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года. Январь»; подборка стихов о зиме (С. Есенин «Берёза», И. Суриков  «Белые шапки на белых берёзах).

         Содержание

Вводное слово воспитателя.  

Белые шапки на белых березах,

Белый зайчишка на белом снегу,

Белый узор на ветвях от мороза,

По белому лесу на лыжах бегу.

Воспитатель. О каком времени года  говорится этот отрывок из стихотворения?  

Дети. О зиме.

Слайд № 1 (Зима)

Воспитатель. По каким признакам вы узнали зиму?

Ответы детей.

Воспитатель. Назовите зимние месяцы. Как изменилась природа зимой?

Ответы детей.

Воспитатель. Сравните с природой осенью. Какая была погода осенью, какая зимой? (Вместе с детьми рассматривают календарь погоды. Считают холодные и теплые дни, солнечные и пасмурные,  определяют характер погоды и осадков  зимой и осенью, сравнивают.)

Слайд № 2 (Осень и зима)

   Обобщаются знания о погоде зимой: зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи,  из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки, озера покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Воспитатель. Как зимуют растения?

Слайд № 3 (Деревья)

   Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Почему?

Ответы детей. (Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.) Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

Воспитатель. Почему мы не встречаем насекомых?

Дети. Они спят.

Слайд № 4 (Насекомые)

Воспитатель. Правильно. Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и землю. Некоторые бабочки улетели в теплые края, как перелетные птицы.

Воспитатель. Почему мало птиц?

Ответы детей.  

Слайд № 5 (Птицы)

Воспитатель.  С похолоданием исчезли  насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, которые остались, перебрались поближе к жилью человека (здесь легче найти корм и теплее). Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.

Физминутка  «Снежинка»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.  (Дети поднимают руки над головой,)

Будем их ловить руками        (словно ловят снежинки)

И покажем дома маме.           (выставляем ладоши, «показываем»)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.           (руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,    (поднимаем ноги)

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий, рыжий мячик.    (прыжки на месте)

Ну, а мы идем, идем,

И к себе приходим в дом.            (дети садятся)  

Воспитатель. Как живут звери в лесу?

Слайд № 6 (Животные зимой)

Ответы детей.

Воспитатель. По-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса в это время мышкует. Медведь, барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах, норах. Ёжик тоже спит.

Воспитатель. Как зимуют домашние животные?

Слайд № 7 (Домашние животные)

Дети. За ними ухаживает человек.

Воспитатель. Да, правильно, люди утепляют их зимовья, дают корм.

Воспитатель. Как изменился труд людей зимой?

Слайд № 8 (Труд людей зимой)

Дети. Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины.

Воспитатель. А на полях, ребята, делают снегозадержание.

Слайд № 9 (Снегозадержание)

Воспитатель. Ребята, вам нравится зима? Чем?

Слайд № 10 (Зимние забавы)

Дети. (Дети перечисляют зимние забавы.)

   Воспитатель предлагает детям придумать красивые слова – определения к слову «зима» (волшебница, кудесница, красавица, кружевница).

   Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов – сочинять музыку,  поэтов – стихи.

Слайд № 11 (Зимние пейзажи художников)

   Воспитатель предлагает посетить «выставку зимнего пейзажа». Вместе с детьми любуется красотой зимнего пейзажа, читает детям стихи о зиме. Затем предлагает ребятам на некоторое время самим стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления.  Звучит запись П. И. Чайковского «Времена года».

   Перед рисованием  - психологическая разгрузка. Воспитатель предлагает детям отдохнуть, закрыв глаза, послушать музыку. Читает стихотворение С.Есенина «Береза»:

«Береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по родной природе и рисованию во второй младшей группе

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОДНОЙ ПРИРОДЕ И РИСОВАНИЮ "Лесные животные" ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности НАШ ДОМ ПРИРОДА

Цель:  формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему  миру и природе.Задачи: Образовательная область - «Познавательное развитие»-  Дать детям понять, что природа – это...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности "Человек и природа"

Конспект непосредственно- образовательной деятельности"Человек и природа"Цели1.Обобщить представления детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растен...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд в природе»

Цель. Организовать практическую деятельность детей в природепосредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.систематизация знаний детей о приемах  и последовательности ухода за р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Климат и природа Ямала.

ЦЕЛИ:• Познакомить с природой и климатом Севера; с такими явлениями, как полярные день и ночь, ледяные айсберги северное сияние, пурга, буран, метель, вечная мерзлота.• У...