Презентация "Формирование навыков экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Анисимова Юлия Владимировна

Краткое описание моего опыта работы как воспитателя ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Анисимова Юлия Владимировна Воспитатель – тифлопедагог МБДОУ № 120 – детский компенсирующего вида Высшая квалификационная категория

Слайд 3

Экспериментально – исследовательская деятельность дошкольников

Слайд 4

История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. История темы педагогического опыта в педагогике -Изучены работы по данному вопросу ведущих авторов. -Проведена собственно разработанная диагностика детей. Разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно – экспериментальной деятельности Литературный обзор

Слайд 5

Актуальность опыта работы Известный психолог П.П. Блонский писал: “ Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Слайд 6

Формы экспериментирования НОД совместная деятельность педагога и воспитанника самостоятельная деятельность детей

Слайд 7

Методы экспериментирования 1 2 3 4 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ИГРОВОЙ МЕТОД ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД

Слайд 8

Принципы составления опыта 1 2 3 4 5 6 8 7 Принцип активного обучения Принцип креативности Принцип результативности Принцип научности Принцип целостности Принцип систематичности и последовательности Принцип индивидуально- личностной ориентации воспитания Принцип доступности Принципы

Слайд 9

структура проведения экспериментов структура проведения экспериментов постановка проблемы проведение наблюдения поиск путей решения проблемы формулировка выводов обсуждение увиденных результатов

Слайд 10

Эксперименты характер мыслительных операций констатирующие сравнительные Индивидуальные или групповые однократные или циклические демонстрационные обобщающие фронтальные способ применения

Слайд 11

Результативность Ожидаемые результаты: Достижение у детей более высокого уровня познавательной активности. Сформированность мыслительных операций, творческого потенциала, как следствие развития у детей навыков социально – адаптивного поведения. Интегрирование предметно – развивающей среды для удовлетворения потребностей ребёнка в активной деятельности. Пополнение научно – методологической базы ДОУ по данному методу исследования.

Слайд 12

Новизна Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

Слайд 13

Технологичность опыта Экспериментально - исследовательской деятельности дошкольников Цели: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, обогащение эмоционально чувственной сферы Создание предпосылок формирования практических и умственных действий

Слайд 14

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира задачи Знакомить с различными свойствами веществ Развивать представления об основных физических явлениях Развивать представления детей о некоторых факторах среды Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру Развивать интеллектуальные эмоции детей Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения

Слайд 15

Разновидности экспериментов случайные наблюдения и эксперименты плановые наблюдения и эксперименты эксперименты как ответ на детские вопросы.

Слайд 16

Алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования 2 3 4 6 5 Предварительная работа по изучению теории вопроса 1 7 Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий Выбор цели, задач работы с детьми Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы Обобщение результатов наблюдений в различных формах с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования 7 1

Слайд 17

Структура занятия – экспериментирования Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия). Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования .

Слайд 18

Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы). Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Слайд 19

В мини-лаборатории может быть 1. Место для постоянной выставки 2. Место для приборов 3. Место для выращивания растений 4. Место для хранение материалов 5. Место для проведения опытов 6. Место для неструктурированных материалов

Слайд 20

Содержание исследовательской деятельности Младш. дош. возраст Средний дошк. возраст Старший дошк. возраст Материалы песок, глина, бумага, ткань, дерево + металл, резина, стекло, пластмасса +фарфор, плас- тик, керамика, поролон Природные явления ветер, снегопад, солнце, вода +времена года, явления погоды, объекты не живой природы + движение солнца, круговорот воды в природе, о времени Мир растений семена, листья, луковица, горох, бобы + овощи, фрукты, свет, влага, тепло +особенности овощей и фруктов Способы исследов. объекта как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп + Нос, глаза, рот + агрегатные состояния воды Геометрич. эталоны «1 минута» + призма, круг, прямоугольник +овал трапеция, ромб, конус, шар Предметн. мир одежда, игрушки, транспорт, обувь, + посуда +видовые призна- ки транспорта

Слайд 21

Результативность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование света и тени в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье отражён опыт практической деятельности в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста. Также рассказывается о современном подходе к проектированию образовательного ...

Конспект игры - экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Зазеркалья»

Игры-экспериментирования имеют особое значение для развития детей старшего дошкольного возраста. Они не только предоставляют ребенку высокую степень самостоятельности, возможностей для самореализации,...

Конспект занятия-экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста "Свойства воды"

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды ( не имеет цвета, формы, вкуса, запаха; можно налить, перелить) Учить детей сравнивать свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия....

Конспект НОД по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА «Театр теней»

Цель: формирование целостного восприятия окружающих предметов и явлений средствами экспериментаЗадачи:- углублять представления детей о тени;- расширять их представления о свойствах предметов окружающ...

«Организация занятий с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста».

Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности. Ребенок может экспериментировать везде: в игре, на занятии, во время приема пищи, в наблюдении, во время выполнения трудовых действий, на...

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры - экспериментирования с водой»

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Игры-экспериментирования с водой!"...