Именины садовёнка Епифания. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД, образовательная область Познавательное развитие. Использование регионального компонента. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epifaniy._nod.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Именины садовёнка Епифания.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.

Познавательное развитие.

Цель: систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре; закрепить знания о русских народных костюмах.

Задачи:

Воспитательные: 

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость ;
  • воспитывать в  детях    внимательность, заботливость  по отношению друг к другу, умение по-разному выражать добрые чувства
  • воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Развивающие:

  • развивать  навыки взаимодействия в коллективе;
  • развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
  • развивать навыки   творческой деятельности;
  • развивать у детей старшего дошкольного возраста психические процессы: память, воображение, внимание, мышление, речевую активность

Образовательные:

  •  закрепить знания о русских народных костюмах;
  • развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов, кукол;
  • совершенствовать умение  детей ответственно относиться к заданию, произвольно управлять своим поведением, устанавливать со взрослым и сверстниками совместную деятельность.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: сюрпризный момент; создание проблемной ситуации; загадывание загадок; создание эмоционального фона

3. Приемы организации практической деятельности детей: обследование, организация продуктивной деятельности детей.

4. Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, имитирующие упражнения.

5. Приемы оценки и самооценки: совместная оценка выполненных работ персонажем и детьми.

Создание среды для организации и проведения НОД

экспонаты из музея ДОУ: атрибуты русского быта, обереги, русская народная одежда, шкатулка. Кукла Епифаний. Природный материал для изготовления оберегов. Пряники.


  Планируемые результаты:

  •  дети  расширили представления о культуре русского народа, традициях, поверьях;
  •  дети пополнили багаж  знаний  о русских народных костюмах;
  • Справились с заданием продуктивной деятельности ( изготовили куклу – оберег).

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

1. Активность.
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
4. Эмоциональность.

Интеграция образовательных областей:

Область

Интеграция

Решаемые задачи

Физическая культура

 Игра «Фанты»

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.  

Здоровье

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Познание

  Беседы:

- о домовых;

- об оберегах;

- об украшениях на одежде.

- Рассматривание деталей одежды.

-Рассказы детей об оберегах.

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.  Формировать  интерес к решению проблемных ситуаций, рисованию, к миру предметов и вещей. Принимать  активное участие в деятельности.

Коммуникация

Беседы, конструктивные  способы и средствами взаимодействия  друг с другом, свободное общение со взрослыми и детьми;

Создать условия для  использования  вербальных и невербальных средств общения, владения  конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Социализация

Практические действия  

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Безопасность

Правильное обращение с  тканью, инструментами

Труд

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Художественно – творческая деятельность

Продуктивная деятельность   «Изготовление куклы – оберега»

- развитие продуктивной деятельности детей

- развитие детского творчества

Музыка

Исполнение частушек, игра на детских музыкальных инструментах ; исполнение хвалебной песни

использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

Ход непосредственно образовательной деятельности

В групповой комнате воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка встречает гостей (детей).

  Хозяйка: В светлу горницу войду

                   Взглядом всё тут обойду.

                   Сразу видно – эта хата

                   Мастерицами богата!

                   Здравствуйте, красавицы!

                   Мне здесь очень нравится!

Милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость!

 

  Ребёнок: Мир вашему дому, здоровья всем!

  Хозяйка: Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостю – красное место! Я вас угощу медовым пряничком да сахарным петушком. У нас сегодня праздник.

  Ребёнок: Хозяйка, расскажи, пожалуйста, что это за праздник?

  Хозяйка: Слушайте, мои голубчики. Сегодня именины у Епифания, значит и у нашего домового Епифанушки тоже. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?

  Ребёнок: В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесу – лесовиком.

  Хозяйка: Правильно. А что делает домовой, чем он занимается?

Ребёнок: Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там  живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.

  Хозяйка: Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?

  Ребёнок: Он любит жить на печке или за печкой в лапте, или в бане.

        

  Хозяйка: Молодцы! Вы такие умные! А я вот знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по- своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а ещё как?

  Ребёнок: Доможил, батанушка. Если он маленький – домовёнок.

Хозяйка: Правильно. Другие народы зовут его по – другому: украинцы – домовой дед; белорусы – господарик, хатник; поляки – хованец.

   В нашем доме, как я уже сказала, живет домовой Епифанушка. Он, как и вы, еще маленький, он домовенок.

   Воспитатель берет в руки куклу Епифания. Говорит за него.

Воспитатель: У тебя, дружок, имя интересное, красивое. Почему тебя так назвали – Епифаний?

Епифанушка: Я и сам не знаю, почему меня так зовут, но имя мне тоже нравится. Может дети знают? Подскажут?

Ребенок: Когда В.Н. Татищев основал на низменном левобережье Волги город – крепость, он хотел назвать его Епифания ( «город просвещения»). Но город  получил название Ставрополь – на – Волге.

   Позже он был затоплен, но недалеко от этого места был построен наш родной город Тольятти. В память о Татищеве и основанном им городе тебя, домовенок, и назвали Епифанием.

Епифанушка: Вот здорово! Я ведь действительно очень умный.

Хозяйка: Конечно! Только какой же ты домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Епифанушку?

Дети: Садовенок.

Епифанушка: Ой, мне нравится. Я – садовенок Епифаний!

Ребенок: Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилище оберегаете. Это правда?

Епифанушка: Правда! Правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами из природного материала.

Хозяйка: Правильно. Кукуруза оберегает здоровье детей; перец защищает от ссор в семье; чеснок, лук отгоняют нечистую силу; горох, фасоль, бобы – чтобы в доме всегда был достаток; ягоды рябины, шиповника оберегают женскую (девичью) красоту, молодость.

Что такое оберег, дети?

(Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-то злого, нехорошего.)

Епифанушка: В этой волшебной шкатулке лежат обереги. Возьмите каждый по оберегу и расскажите, что о нем знаете.

Дети достают из шкатулки обереги и рассказывают, взрослые помогают.

 

Хозяйка: В стародавние времена люди считали, что вышивка на одежде не только украшала, но и тоже была оберегом.

Дети рассматривают одежду, которая вывешена на стендах.

Вышивки-обереги на рукавах рубахи сберегали руки от порезов, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на верхней части сарафана оберегали легкие и сердце.

Епифанушка: В деревнях хозяева оберегают свои дома. В доме есть лазейки для нечистой силы – дверь и окна. Для защиты от этой силы их украшали наличниками и санями.

Дети рассматривают эти детали.

Хозяйка: Совсем забыла, ведь у садовенка Епифанушки именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, песни, подарки, угощенье.

Епифанушка: Мне нравится игра «Фанты». Давайте поиграем.

Садовенок дает задания: спеть колыбельную песню; спеть частушку; загадать загадку; разделить горох, фасоль и бобы, сыграть на музыкальном инструменте; рассказать считалку.

Хозяйка: Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Епифанушке.

Дети: (все вместе). Комар пищит,

                                 Каравай пищит.

                                 Комариха верещит,

                                 Кучу веников тащит!

                                 Кому поем – тому добро! Слава!

Епифанушка: Спасибо!

Хозяйка: На именины подарки дарят. Дети, как вы думаете, не сделать ли для нашего садовенка да и для групповой комнаты обереги, куклы?

Дети изготавливают обереги и куклы для групповой комнаты.

Хозяйка: Какие же именины бывают без угощения? (Угощает детей и садовенка пряниками). Вот и кончился праздник – именины садовенка Епифанушки.

До свиданья, дорогие дети,

Дай Бог тому, кто в вашем дому.

Дорогим гостям, милым детушкам

Мы всегда рады.

До новых встреч! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....