Проект "Юный исследователь"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Собылина Валентина Владимировна

Опытно – исследовательская деятельность по изучению многообразия свойств и качеств окружающих предметов в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_issledovatel.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                           

                                                                                                   

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №40 Октябрьского района г. Саратова

ПРОЕКТ «Юный исследователь»

Опытно – исследовательская деятельность

По изучению многообразия свойств и качеств окружающих предметов

Старшая группа «Звездочки»

                                                                               

                                                                            Воспитатель: Собылина В.В.

                                                                                                                                                     

2015-2016

ТЕМА ПРОЕКТА:  Опытно – исследовательская деятельность по изучению многообразия свойств и качеств окружающих предметов в старшей группе.

ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: Юный исследователь

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: Октябрь – Апрель.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и  является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Опытно -экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд,  развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Экспериментальная деятельность,  продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдения, конкурсы, викторины.              

Цель:

 Развивать у детей познавательный интерес , наблюдательность, любознательность  и способность  к самостоятельному экспериментированию.                                    

 Задачи:                    

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.

3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – аналитический . Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

2 этап – организационный. Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды,

разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

3 этап – практический. Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

4 этап – итоговый. Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.              

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Как познакомить детей с многообразием свойств и качеств окружающих предметов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей:

- расширение перспектив поисково- познавательной деятельности;

- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

- повышения теоретического опыта и профессионализма;

- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Реализация проекта: Совместная деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста проводится 1 раз в  неделю во второй половине дня по 20-25 минут. Вся работа проходит с участием разных игровых персонажей (зайчик, лисичка, Чебурашка, Винни-Пух и др.)

Комплексно – тематический план работы по проекту «Юный исследователь»

                       

Октябрь.

Раздел «Под нашими ногами»

Тема, цель

Вид  деятельности

Выводы и примечания

Неделя 2.Тема: Почва.            Цель: уточнить состав и значение почвы.      

Экспериментирование с почвой.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование на прогулке.

Опыт: раздели слои почвы.                     Вывод: почва состоит из крошечных кусочков разрушенных или стершихся камней, перемешанных с остатками умерших растений.

Неделя  3.Тема: песок,      глина – наши помощники.   Песочные часы.           Цель: уточнить  представления о свойствах песка и

 глины познакомить с песочными часами.

Экспериментирование с песком и глиной.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование на прогулке.

Дети называют сходства и различия между песком и глиной.

Вывод: песок сыпется, а глина нет.

песок может двигаться

Неделя 4. Тема: Подземные обитатели.    Цель: узнать, кто живет под землей.

Образовательная ситуация.

Наблюдение.

Дети называют подземных жителей.   Вывод: многие животные обитают под землей или строят там свои дома.

       

                   

Ноябрь                            

Раздел «Мое тело»

Тема, цель

Вид  деятельности

Выводы и примечания

Неделя 1.Тема: части тела человека.                        Цель: выяснить из каких частей и органов состоит тело человека.

Образовательная ситуация.

Дидактическая игра.

Дети называют части тела и органы.   Вывод: все части тела и органы выполняют различные функции.

Неделя 2. Тема: история жизни.                   Цель: узнать, как мы появляемся на свет, взрослеем, вырастаем и стареем.

Образовательная ситуация.

Неделя 3. Тема: функции тела.                       Цель: выяснить, какие функции выполняют наши системы органов.

Образовательная ситуация.

Игра.  

Дети называют функции нашего тела. Вывод: для жизни человека важно, чтобы все органы работали правильно.

Неделя 4. Тема: чувства.        Цель: познакомить с органами чувств и их функциями.

Образовательная ситуация.

Прослушивание аудиозаписей.

Дидактическая игра

Экспериментирование

Опыт: «Узнай на вкус».

Дети называют функции органов чувств.            Вывод: все органы чувств взаимосвязаны и выполняют необходимые для жизнедеятельности функции.

декабрь          

Раздел: «Мир предметов»

Тема, цель

Вид  деятельности

Выводы и примечания

Неделя 1.Тема: мир ткани.

Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Конструирование

Дидактическая игра

Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.

Неделя 2.Тема: мир бумаги.

Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Беседа

Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.

Неделя 3.Тема: путешествие в мир стеклянных вещей.  Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация-экспериментирование

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.

Неделя 4.Тема: металл и пластмасса.               Цель:  помочь определить свойства металла и пластмассы, изделий из металла и  пластмассы.

Экспериментирование с предметами

Опыт: «Тонет, не тонет».

Вывод:  металлические предметы тяжелые, а пластмассовые легкие.

                                                  

январь                    

Раздел: «Вода – источник жизни».

Тема, цель

Вид  деятельности

Выводы и примечания

Неделя 2.Тема: дождь, снег, град.                       Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха, выявить свойства снега

Опыты со снегом

Образовательная ситуация

Наблюдение на прогулке

Экспериментирование с водой

Опыты: «Замерзает, тает», «Фильтрование».

Дидактическая игра

Словесная игра

Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед, снег бывает   мокрый, липки, рассыпчатый.

Неделя 3.Тема: Кто живет в воде?               Цель:              закрепить знания детей о представителях водных животных, о значении воды в нашей жизни, в каком виде существует вода в окружающей среде    

Образовательная ситуация

Наблюдение за рыбами в аквариуме Дидактическая игра

Дети наблюдают за процессом испарения воды   Вывод:  вода быстрее испаряется в тепле, процесс превращения пара в воду происходит  при охлаждении пара.

Неделя 4.Тема: путешествие капельки.              Цель: формировать представления о круговороте воды в природе.

Экспериментирование с водой

Образовательная ситуация

Чтение художественной литературы

Опыты: «Туча», «Дождь».

Выводы: вода, испаряясь с поверхности водоемов, собирается в тучу, идет дождь (снег) и вода опять попадает в водоем.

                   

                                                                           

февраль

Раздел: «Растения»

Тема, цель.

Вид  деятельности.

Выводы и примечания.

Неделя 1.Тема: от зародыша до взрослого растения.           Цель: закреплять представления о растениях, органах растений и их функциях.

Наблюдение за жизнью растений Образовательная ситуация

Опыт: «Движение воды по растению».

Рассматривание схемы строения растения.           Опыты: движение воды по растению, испарение воды. Вывод: растение дышит, питается, размножается.

Неделя 2.Тема: жизнь растений.  Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития  растения и выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.

Наблюдение за жизнью растений

Образовательная ситуация – экспериментирование

Опыты: «Колпак», «Лабиринт».

 Дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя растениями, одно из которых находится  на свету и поливается, другое - без воды на свету,  а третья –  без воды и света.              Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте, растение без воды жить не может.  

Неделя 3.Тема: форма и размеры растений.                    Цель: Знакомить с разнообразием растительного мира.

Наблюдение за жизнью растений

Образовательная ситуация –

Неделя 4.Тема: вершки – корешки.           Цель: Выяснить, что раньше появляется из семян, закрепить знания об овощах.

Наблюдение за жизнью растений Подвижная игра Чтение художественной литературы

Замачиваем семена огурца, наблюдаем за их прорастанием, зарисовываем.

Выращиваем цветы мамам к празднику.

                                           

март

Раздел: «Свет и электричество».

Тема, цель.

Вид деятельности.

Выводы и примечания.

Неделя 1.Тема: воздух.

 Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха, формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха

Экспериментирование с воздухом.

Образовательная ситуация.

Наблюдение на прогулке за ветром.

Опыты: «Почему не тонет?», «Надуй шарик», «Буря в стакане».

Вывод: воздух может быть чистым и грязным

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Определить силу ветра с помощью  флюгера.

Неделя 2.Тема: световой луч.

Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей, продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Игровая деятельность: «Театр теней».

Экспериментирование на прогулке

наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером -  от света фонарей.

предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение.

Неделя 3.Тема: Термометр и температура.

Цель:  Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Выводы: температуру измеряют с помощью термометра.

Неделя 4.Тема: виды электричества.

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством, понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета.

Электричество

Образовательная ситуация

Опыты: «Веселая прическа», «Прилепи шарик».

Дидактическая игра

Апрель

Раздел: «Земля и космос».

Тема, цель.

Вид деятельности.

Выводы и примечания

Неделя 1.Тема: Магнит и его свойства.

Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках, выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Опыт: «Собери металлические предметы».

Чтение художественной литературы

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком

«-» - которые не взаимодействуют с магнитами.

Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.

Неделя 2.Тема: магнитные свойства Земли. Компас.

Цель: познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе, учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Опыт на прогулке

Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Неделя 3.Тема: солнечная система.

Цель: установить, что удерживает спутники на орбите, развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Земля.  Космос.

Опыт: «День - ночь».

Образовательная ситуация

Вывод: когда предметы крутятся, они не падают

Неделя 4.Презентация проекта «Юный исследователь».

                     

                              Используемая литература.                        

     1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом:             Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.                                                          

     2. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2014. – 224 с.                                    

     3.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014. – 128с.

      4.  Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...