Игровое занятие "Что мы знаем о воде"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Банщикова Марина Станиславна

Расширение представлений о воде, определение состояния воды, Круговорот воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_chto_my_znaem_o_vode2012g.docx321.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Красноярский край, Богучанский район, с.Чунояр

Банщикова Марина Станиславна, воспитатель

Организованная структура игрового занятия.

тема: «Что мы знаем о воде»

Педагогическая цель: расширить представление о воде,

как можно определить состояние воды, рассмотреть круговорот

воды в природе.  

Планируемые результаты: знает, для чего нужна вода,

умеет определять состояние воды, умеет проводить эксперименты.

Интеграция образовательных областей: « Познание»,

«Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация».

Виды деятельности: игровая, двигательная,

 познавательно – исследовательская, продуктивная, коммуникативная.

Средства реализации: На каждого ребёнка:  пластиковые стаканчики,

ложки. «Формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы,

яйца, баночки пластиковые. Картинка «Круговорот воды в природе»

                  Организационная структура игрового занятия.

1 этап: Мотивационно побудительный

Дети сидят полукругом на ковре перед монитором.

 Воспитатель:  К нам на занятие пришли гости.

Посмотрите на них,

поздоровайтесь и больше не отвлекайтесь.                  

 Сосредоточьтесь, сегодня нас ждет увлекательное занятие.

2 этап: Организационно – поисковый

Отгадайте загадку.

        Очень добродушная,

        Я мягкая, послушная,

        Но когда я захочу,

        Даже камень источу (вода)

                          ( показывает первый слайд)

Воспитатель:  Правильно.  Вы знаете, ребята вода не умеет говорить,

но мы её можем услышать. Закройте  глаза и послушайте музыку воды.

                    (Звучит музыка дождя, ручейка, моря)

Ребята скажите, какая самая сильная музыка воды? (Шум моря)

А   тихая?  (Шум дождя)

Подумайте, как бы вы охарактеризовали музыку ручейка (Мелодичная)

Воспитатель: Я с вами согласна, молодцы.

Воспитатель: давайте немного поиграем,

превратимся в капельки воды,   (надеть шапочки с изображением капелек).

Подвижная игра «Дождик и солнышко».

На полу два обруча,  звучит музыка  «Дождик», дети бегают и резвятся,

    весёлая музыка  «Солнышко» - собираются в «лужицы».

Воспитатель: Ой, ребята пока мы с вами играли, мы не заметили,

    что к нам кто то пришёл.

Ты кто?

Капелька: Я капелька.

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

               (Показ презентации)

Воспитатель: Капелька, а почему ты такая грустная?

Капелька: Помогите мне. Было у меня три сестрички капельки.

Жили мы дружно и никогда не ссорились.

Однажды Солнышко грело так сильно,

 что одна из нас превратилась в пар.

А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту

 расчёсывала косу,   да так и застыла, превратилась в красивую снежинку.

А третья успела спрятаться и осталась капелькой.

Снежинка очень заважничала. Стала собой любоваться и не захотела

признать в капельке и «паринке» родных сестёр.

 Ребята помогите! Докажите, что мы снежинка,

 капелька и «паринка» – родные сестры.

Воспитатель: Хотите помочь? О чём вас просит капелька?

Дети: Доказать, что снежинка, капелька и «паринка» - родные сёстры.

Воспитатель: Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька

родные сестры нам нужно, отправится в лабораторию.

 ( На мониторе слайд заставка «Лаборатория»)

– Чтобы попасть в научную лабораторию нам необходимо

превратиться в ученых-академиков.  (ребята одевают мантию и шапочки)

В: Ребята  давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Слушать воспитателя.

  Аккуратно обращаться с посудой.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

В: Молодцы! Все правила вы помните.

Тогда я прошу вас сначала подготовиться, так как вы должны

быть зоркими, внимательными. Давайте сделаем с вами массаж

 волшебных точек наших ушей,

 чтобы они хорошо слышали. ( Проводится массаж ушных раковин)

Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди и скорее покажи.

Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами,

А сейчас потянем вниз, ушко, ты не отвались!

А потом, а потом покрутили козелком

Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!

Ушки наши готовы. Теперь подготовим наши глаза,

 чтобы они хорошо видели.

(Проводится офтальмологическая зарядка.

 Движения глаз дети сопровождают словами)

Мы пришли в волшебный лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа – берёзка в шубке стоит,

Слева – ель на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Снежинки порхают, кружатся,

На ладошки к ребятам садятся.

                                         (Дети садятся за столы)

  Опыт первый (Слайд вода не имеет формы)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам сделать исследование свойств воды.

А есть ли у воды форма?

Дети:

Воспитатель:  Как доказать что вода не имеет форму?

Дети: перелить воду в посуду другой формы. (Переливают)

Воспитатель: Если перелить воду в посуду другой формы,

вода принимает форму этой посуды.

Вывод: Вода не имеет формы»

Опыт №2: (Слайд вода прозрачная) «Вода прозрачная»

 Воспитатель: Какого цвета вода?

Дети: У воды нет цвета.

Воспитатель: На столе у вас лежат полоски  бумаги,

с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды

и цвет каждой полоски.

 (Дети выполняют)

Воспитатель: Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?

Дети: Нет.

 Вывод: вода прозрачная.

Опыт №4: (Слайд) « У воды нет вкуса»

Воспитатель: Знаете ли, вкус  соли, сахара, лимона?

Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара, лимона.

Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора,

хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют)

Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?

Дети: Нет, вода безвкусная

Вывод: Вода не имеет вкус.

Опыт №5(Слайд)  «У воды нет запаха»

Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный

запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи

. А понюхайте воду, чем она пахнет. (Дети нюхают воду)

Дети: у воды нет запаха.

Вывод:  вода не имеет запаха.

Опыт №6: «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут) Подержим лед в руке.

Что происходит?

Дети: Лёд тает и превращается в воду.

Воспитатель: Возьмите комочки снега и опустите в воду.

 (Дети выполняют) Что произошло?

Дети: Снег тает и превращается в воду.

Вывод: лед и снег – твердая вода.

Опыт №7: «Пар  - это тоже вода»

Воспитатель: На наше занятие я принесла термос с кипятком.

(Воспитатель открывает термос)

Воспитатель: Что это поднимается над термосом?

Дети: Это поднимается пар.

Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся?

Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?

Дети: При нагревании вода превращается в пар.

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается

в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало

над паром (показывает детям).

Воспитатель: На стекле появилась вода.

 Вывод: пар это тоже вода.

Воспитатель: Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька

и «паринка» родные сёстры?

    Дети: Снежинка, капелька и «паринка» – это вода, значит они

родные сестры.

Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной.

Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь.

 Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.

Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха.

( Показ мнемотаблицы). Хоровое и индивидуальное проговаривание.

Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды  

Образец рассказа: Вода - жидкая, бесцветная, не имеет формы,

вкуса и запаха.

ΙV Физминутка

           Вы ребята поднимайтесь

И в снежинок превращайтесь

Закружились, завертелись

Белые снежинки                                                                  

В верх  взлетели белой стаей                                              

Легкие пушинки.                                                                  

Чуть затихла злая вьюга                                                      

Улеглись повсюду.                                                              

Заблестели, словно жемчуг,-                                            

Все дивятся чуду                                                                  

Заискрились, засверкали                                                    

Белые подружки.

Заспешили на прогулку

Дети и старушки                                                                    

Покружитесь и в ребяток превращайтесь.

   

Чтение сказки

Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю удивительную сказку

«Зайчик и капелька», послушайте.

«Жил - был  Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал

он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку

запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику –

попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.

- Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? –

раздался веселый голос.

Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого.

 И опять загрустил.

- Эй, Зайчик-порыгайчик, не печалься – опять раздался голос,

похожий на журчанье ручейка.

Посмотрел  по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.

- Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.

   Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из- под камня, на котором он сидел,

ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.

  - Здравствуй, Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.

- Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один,

и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.

- А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.

- Давай, - согласился Зайчик-порыгайчик.

И отправились они по лесу вместе.

С каждым цветочком поздоровались,     каждому зверю лесному улыбнулись.

   В полдень, когда солнце стояло высоко в небе,

 решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени

широкой ели и задремал.

    Проснулся зайчик, зевнул, потянулся.

Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке.

 Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.

-  Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.

Пригорюнился зайчик и сел под елью.

- Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.

Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там.

 А Капелька улыбнулась.

- Ты как туда забралась? – спросил Зайка

- Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась.

Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.

- Конечно,- обрадовался зайчик.

И стали они путешествовать дальше по лесу.

Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули.

И не заметили, как наступил вечер.

Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи,

 глянул на небо, а её там нет.

 - Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.

- Друга своего, Капельку, - ответил заяц.

- Да вот же я! Взгляни  на листочки, на травку.

Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку.

На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.

- Как же так? – удивился зайчик.

- А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру

 не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы.

А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.

- Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька.

- Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»

VΙ Беседа.

Воспитатель: Как называется сказка?

Дети: «Зайчик и капелька».

Воспитатель: Что случилось с капелькой днем?

Дети: Она испарилась и стала облачком?

Воспитатель: Где зайчик увидел капельку вечером?

Дети: На листочках.

Воспитатель: (показ макета «Круговорот воды в природе» на фланелеграфе).

 Капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают

на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца

снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю  

упали в виде дождя, снега. Давайте мы с вами превратимся в капелеки

и тучку я буду, мама тучка, а вы будете мои дети капельки.

Подвижная игра «Мы — капельки»

Дети получают бумажные короны с рисунками капельки.

Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи.

 Она — тучка-мама, а дети — ее детки-капельки.

Ребята окружают маму-тучу, прыгают вокруг нее, водят хоровод.

 Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления

вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно.

 Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе,

становятся друг за другом,

образуя ручейки (ручейков должно быть несколько).

 Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе

 (двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан — дети делают

широкий круг.

 Мама-тучка напоминает им, что они — капельки, и зовет их домой.

Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

 Для этой игры хорошо бы подобрать музыкальное сопровождение.

3 этап:   Рефлексивно - корригирующий:

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ

 на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.

 Дети: Вода это жидкость; не имеет собственной формы, цвета,

запаха и вкуса. Вода может нагреваться, быть горячей.

Воспитатель: А, что еще вы узнали о воде?

Дети: Вода может превращаться в пар, лед и снег.

Воспитатель:  Вот так

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда:                                                                    

То в снег превратиться, то в лед

Растает – и снова в поход

По горным вершинам,

Широким долинам        

Вдруг в небо взовьётся

Дождем обернется

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода.

    Информационные источники:

С.Н.Николаева Юный эколог Москва «МОЗАИКА – СИНТЕЗ»

2010г, «Система работы в старшей подготовительной группе»

Т.Н.Ломбина, В.Г.Лукша издательство «Феникс» 2006г, «Рюкзачок с загадками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что мы знаем о воде (свойства воды)

Конспект организации детского экспериментирования (в средней группе детского сада)...

Игровое занятие: ««Что мы знаем о воде?»

Игровое занятие: ««Что мы знаем о воде?»Милюк Евгения Олеговна, воспитатель Цели и задачи:1.     Расширение экологического кругозора и воспитание экологической культуры детей....

«Что мы знаем о воде? Свойства воды)»

Программные задачи:1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный с...

Обучающая презентация для детей "Живая вода.Что мы знаем о воде?"

Обучающая презентация поможет сформировать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений; научит бережно относиться к воде....

Вода. Что мы знаем о воде?

Занятия с детьми....

ООД "Вода - друг малыша. Что мы знаем о воде?"

Цель: Уточнить свойства воды, объяснить ее необходимостьЗадачи:1. Познавательные : Уточнить представления о том ,как в помещении появляется вода. Какими свойствами обладает вода и для чего она нужна 2...

ООД "Вода - друг малыша. Что мы знаем о воде?"

Цель: Уточнить свойства воды, объяснить ее необходимостьЗадачи:1. Познавательные : Уточнить представления о том ,как в помещении появляется вода. Какими свойствами обладает вода и для чего она нужна 2...