Технология развития исследовательской активности
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Технология развития исследовательской активности в процессе экспериментированияsmiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Задачи этапов преобразующей работы

Используемые формы работы

Результаты преобразующей работы

  1. Подготовительный этап

1.Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании;

2. Обогатить личный опыт педагогов в самостоятельной экспериментальной деятельности.

3. Обогащение предметно-

развивающей среды уголка экспериментирования.

1. Консультация на тему: «Развитие исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования»;

2. Открытое занятие для педагогов на тему:

«Познакомимся с нашими зубами с использованием ТРИЗ технологий».

.

3 . В уголок были внесены разнообразные предметы, материалы, приборы, инструменты для привлечения внимания детей, оформлен стенд детских достижений.

- Повышен уровень теоретической и практической компетентности воспитателей в экспериментировании.

- уголок экспериментирования отвечает всем требованиям отбора и размещения материала (доступности, мобильности, комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка).

  1. ЭТАП – Мотивационно – ориентировочный.

Этап создания положительно-эмоционального фона в группе и привлечения внимания детей к экспериментированию.

  1. Создать положительно-эмоциональное отношение и вызвать интерес к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста.

Введение сказочных персонажей.

- Общие и подгрупповые проблемные ситуации, фокусы.

(«Тёплая ложка», «Яйцо в бутылке», «Танец гвоздей», «Волшебные зеркала», «Цветки лотоса», «Секретное письмо», «Тайный похититель варенья», «Тёплый воздух легче холодного».)

- Беседа по результатам решения проблемных ситуаций, направленная на активизацию интереса детей к экспериментированию.

- Проблемно-игровые ситуации по методике ТРИЗ (маленькие человечки): «Изобрази предмет», «Найди друга», «Отгадай и зарисуй», «Загадки Старухи Шапокляк».

- Проблемное обсуждение, сравнение найденных вариантов решения задачи.

- Включение детей в совместный исследовательский проект «Мы изучаем погодные явления» по наблюдению за изменениями погоды с фиксацией в общем календаре природы.

- Телепередача «Прогноз погоды», где дети в роли «телеведущих» рассказывают свои наблюдения за погодой и прогнозы; театрализация.

- Проблемное обсуждение наблюдаемых явлений погоды, их изменений.

- Нарастание интереса дошкольников к необычным явлениям, попытка разгадывания фокусов, их повторения, смелость в высказывании своего мнения.

- Снижение уровня скованности мышления и боязни экспериментирования.

- Умение рассуждать вслух по поводу найденных вариантов решения задач.

- Умение подбирать готовые схемы в соответствии с состоянием вещества.

- Становление исследовательских умений, мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение), наблюдательности, самостоятельности, инициативности, понимания субъективности явлений.

Позиция педагога: обучающее-организующая, направляющая-создаёт эмоционально положительный фон в группе, активно привлекает внимание детей к экспериментированию, организует и участвует в исследовательской деятельности, организует проблемные ситуации, направленные на поиск средств решения проблемы, инициирует обсуждения ситуаций экспериментирования, фиксацию хода и результата исследования на основе условных обозначений, придуманных совместно с детьми.

3 Этап – Содержательно- деятельностный (основной).

Этап развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе накопления опыта экспериментирования.

1 Блок – совместное экспериментирование с воспитателем.

  1. Развивать стремление старших дошкольников к самостоятельному экспериментированию с окружающими объектами.
  2. Формировать представления дошкольников о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы: умения принять проблему, поставленную взрослым; выдвигать гипотезы решения проблемы и совместно находить способы ее решения путем экспериментирования.

- Проблемные ситуации, стимулирующие исследовательскую активность детей.

Макроцикл «Чудеса песка»:

«Песчаный конус», «Свойства мокрого песка», «Песочные часы», «Цветной песок», «Почему песок хорошо сыплется».

Макроцикл «Волшебница вода»: «У воды нет запаха», «С водой и без воды», «Смешные капли», «Цветная вода», «Друзья».

Макроцикл «Этот удивительный космос»: «Как движутся спиральные галактики», «Почему звёзды совершают круговое движение по ночному небу», «Почему в космосе темно», «Почему звёзды видны только ночью».

Макроцикл «Сила притяжения магнита»: «Что бывает магнитным», «Притянет или нет», «Как действуют магниты на предметы», «Как достать скрепку из воды не замочив рук».

- Проявление выраженного интереса и стремления дошкольников к экспериментированию.

- Овладение представлениями и адекватное использование способов и средств осуществления исследовательского поиска.

- Накопление опыта экспериментирования.

Позиция педагога: обучающе-организующая – создаёт проблемные ситуации, вызывающие интерес детей к экспериментированию, стимулирует их к выдвижению предположений по способам решения задач и достижению результата. Особое внимание уделяет детям с низким уровнем исследовательской активности. Воспитатель организовывает в группе доброжелательную атмосферу, которая снимает скованность, стеснительность детей и располагает к беседе, выражению своего мнения.

2 Блок – активизация стремления дошкольников к самостоятельному воспроизведению способов экспериментирования с объектами в новых условиях.

  1. Обеспечить освоение исследовательских умений, создающих возможность самостоятельного вариативного поиска решения значимых для детей проблем, требующих экспериментирования с различными объектами и проявления настойчивости в получении результата.
  2. Развивать умения использовать приборы и инструменты для проведения исследования окружающих объектов и совместному со взрослыми созданию несложных приспособлений для экспериментирования.

- Индивидуальное, парное и подгрупповое экспериментирование с учетом уровня исследовательской активности дошкольников.

Макроцикл «Чудеса песка»: «Удивительный песок», «Игры с песком», «Весы», «Конкурс скульпторов».

Макроцикл «Волшебница вода»: «Фильтрование воды», «Цветные сосульки», «Лужица на столе у Гены», «Путешествие капельки».

Макроцикл «Этот удивительный космос»: «Красное пятно», «Почему сияет кольцо Юпитера», «Лунный пейзаж», «Почему Землю называют Голубой планетой».

Макроцикл «Сила притяжения магнита»: «Живые фигурки», «Достань иголку», «Скрепочный поезд», «Настольный театр».

- Познавательная игра для стимулирования самостоятельного экспериментирования «Сыщики».

- Углубление интереса к исследовательскому поиску.

- Расширение опыта самостоятельного экспериментирования в новых условиях.

- Умения практически использовать и создавать приборы, инструменты для экспериментирования, анализировать, сравнивать и выбирать наиболее подходящие для решения задачи.

- Проявление нарастающей самостоятельности и настойчивости в экспериментировании.

Позиция педагога: обучающее-организующая – обогащает предметно-развивающую среду группы, организует ситуации, стимулирующие дошкольников к самостоятельному экспериментированию, воспроизведению полученных умений в новых условиях, изготавливает приборы для исследований.

4 этап - Инициативно – творческий.

Этап совместного исследовательского поиска в рамках коллективного проекта «Как много интересного вокруг».

  1. Развивать интерес к самостоятельному исследованию окружающих объектов.
  2. Развивать стремление дошкольников участвовать в совместном исследовательском поиске со взрослыми и сверстниками.
  3. Развивать у детей умения сотрудничества и взаимной поддержки.

- Проведение досуга «День эрудитов»,

- Проведение викторины «Что? Где? Когда?».

- Выраженный интерес и эмоционально-положительное отношение к экспериментированию.

- Умение взаимодействовать в процессе исследовательского поиска.

- Сформированные исследовательские умения.

- Развитая исследовательская активность, выражающаяся в сложившихся ее компонентах.

Позиция педагога: поддерживающая и стимулирующая инициативу, активность и самостоятельность детей в экспериментировании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской активности детей

Статья "Развитие исследовательской активности детей" Исследовательская активность детей Маленький ребенок сегодня не такой как был вчера. Но все дети по-прежнему любят все исследовать. Они ...

«МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Доклад методического объединения на тему:  «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» Выступление н...

Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....

Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Ознакомление дошкольников с явлениями природы  занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает сво...

Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".

Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

презентация Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

Задачи:Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельностью.Развивать интеллектуально-творческий потенциал  личности ребёнка. Учить  выделять проблему.Развивать мышление, творчес...

Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...