Конспект занятия по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет Тема: «Поможем озеру.» Экспериментирование с водой
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Булгакова Елена Александровна

 В занятии через презентацию и ряд вопросов дети познакомятся с проблемами экологии. Занятие интересно экологическими опытами. Дети учатся экспериментировать , ставить гипотезы и делать простейшие выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Востровский детский сад»

Волчихинского района, Алтайского края

Конспект занятия по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет

Тема: «Поможем озеру.» Экспериментирование с водой

Разработала: Булгакова

 Елена Александровна,

 воспитатель МКДОУ

«Востровский детский сад»

Вострово 2013г.

Цель:  Закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания.

Задачи:

  1. Образовательная:

  Формировать представления о красоте природы родного села; познакомить детей со свойствами воды (без цвета, без запаха, трудно очищается, но легко загрязняется.) Формировать элементарные навыки рационального природопользования.

  1. Развивающая:

.  Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению  простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. Развивать речь, память.

  1. Воспитательная:

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, Воспитывать любознательность.

Оборудование и материалы:

    Презентация «Виды водоемов», презентация «История озера»,по 3 пластиковых  стаканчика  для каждого ребенка(один стаканчик с чистой водой, один стаканчик с “грязью” (разный мусор), один стаканчик пустой; кусочек бинта, вата, простой карандаш, бумага), ноутбук, мультимедийная установка, подушечки для каждого ребенка, конверт, лебедь из модульного оригами, бытовой фильтр. 

Методические приемы:

1.Наглядные:  просмотр презентации.

2.Практические: опытно-экспериментальная деятельность с водой.

3.Словесные: рассказ воспитателя истории об озере, беседа, релаксационное упражнение «Кувшинчик», физминутка.

Предварительная работа:

 Разработка конспекта занятия.

Изучение видов водоемов и их жителей, правил поведения в природе.

Разучивание физминутки.


Ход занятия:

 Воспитатель: Дети, я приглашаю вас на берег моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой (все рассаживаются на подушечки, разложенные на ковре.). Представьте, что вы расписной кувшинчик, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. Давайте “выльем” из кувшинчика то, чего не должно быть там сейчас: боль, обиду, злобу (дети медленно наклоняют голову к полу). А сейчас “набираем” чистой водицы. Вот у кого-то появилась улыбка на лице. Поделитесь улыбками друг с другом. Молодцы, я надеюсь, что у вас всех хорошее настроение!

-Дети, посмотрите, нам в группу сегодня утром почтальон принес письмо. Хотите узнать что написано в этом письме?

Дети: Да

Воспитатель: ну тогда слушайте, я сейчас прочитаю:“Дорогие дети! Мы жители одного дома. Мы хотим вам рассказать историю, которая произошла с нашим домом. А что это за дом вы догадаетесь, если правильно угадаете загадки и узнаете кто мы”.

На ромашку у ворот

Приземлился вертолет.

Золотистые глаза

Кто же это…(Стрекоза)

На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно.     (Сом)

Эта птица всем известна

Гадким он утенком был

Да и сказка интересна,

Жаль, что я ее забыла.(Лебедь)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что за дом, в котором живут сом, лебедь, стрекоза?

Дети: Это водоём.

Воспитатель: А какие водоёмы вы знаете?

Дети: Море, океан, река, озеро, болото.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, какой из этих водоёмов подходит больше для жизни сома, лебедя, стрекозы?

Дети: Озеро.

Воспитатель: Правильно, ребята. Этот дом называется озером. А сейчас давайте посмотрим на экран и послушаем историю об озере.

“Жило-было одно маленькое озеро (показ презентации). Вода в нём была прозрачная. Если посмотреть в него, можно увидеть, как резвятся рыбки – яркие, серебристые (изображение рыбок). Поэтому озеро называли Чистым.

Вокруг озера рос камыш (изображение камыша) – высокий, стройный, красивый. Над камышом летали большие зеленоглазые стрекозы (изображение стрекозы). Одна из них была очень весёлая и озорная.

Каждую весну на озеро прилетали прекрасные белые птицы – лебеди. Они вили в камышах гнездо, а летом в этом гнезде появлялись малыши-лебеди.

Глубоко на дне озера жил старый сом (изображение сома). Он был очень большой и умный. Он всё знал. Озорные жители – рыбки, лебеди, стрекозы – уважали его.

Солнышко своими лучами согревало маленькое озеро. Все вокруг любили чистое озеро и заботились о нём.

Но вот однажды пришли к озеру нехорошие люди (силуэты людей – чёрные). Их сердце было закрыто на замок и никого не впускало. Эти люди решили, что Чистое озеро теперь принадлежит им. Они построили на берегу озера огромный дом (чёрный силуэт дома). В этом доме никто не жил, у него была большая труба, а оттуда в Чистое озеро стекала грязь чёрная – чёрная.

Маленькое Чистое озеро заболело – оно стало совсем чёрным. Думали-гадали друзья озера: что же делать, ведь злые люди совсем погубят его. Рассердился старый сом на этих людей, хлопнул по дну хвостом, поднялась большая волна и разрушила дом. Дом-то разрушила, да вся грязь от него и чернота попали в озеро (озеро становится черное). Поняли все обитатели озера, что без солнца не обойтись, не справиться с бедой.

Посылает солнышко свои лучики по всему миру: может, попадут они в добрые сердца людей, а они помогут озеру. И, правда, нашлись такие люди (желтые силуэты людей). Их сердца были открыты, пришли на помощь. Лебеди, стрекозы, сом, солнышко и добрые люди долго чистили озеро. Трудная была эта работа, но все вместе справились.

Стало маленькое озеро опять чистым. Друзья заботились о нём. Теперь рядом были добрые люди с открытыми сердцами. Они заботились об озере, оберегали его и любили все вокруг”.

Вот такая была история. Скажите, пожалуйста, почему маленькое озеро называли Чистым? Кто жил в глубине озера? Кто прилетал на озеро каждую весну? Что сделали злые люди? Кто помог озеру? А если бы вы услышали зов о помощи, помогли бы вы озеру? Часто ли вы выезжаете со своими родителями на природу? Давайте вспомним с вами как нужно вести себя на природе.

Дети: Не бросать мусор, перед отъездом костёр потушить, мусор закопать, пластиковые пакеты и бутылки забрать с собой, потому что природа не сможет их переработать.

А сейчас давайте немного отдохнём.

Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут.
Нагнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся..

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы хорошо знаете правила поведения в природе. Сами знаете и другим расскажите. А сейчас я приглашаю вас в лабораторию. Займите свои места. Сегодня мы проведём опыты с водой. Возьмите в руки баночки с водой. Посмотрите на воду и скажите, можно ли через неё что-нибудь увидеть?

Дети: Да.

Воспитатель: Значит, какая вода на ваш взгляд?

Дети: Чистая, прозрачная.

Воспитатель: А какого цвета вода?

Дети: У неё нет цвета.

Воспитатель: А теперь поднесите баночку с водой к своему носу, понюхайте воду? Что можно сказать?

Дети: У неё нет запаха.

Воспитатель: А сейчас возьмите баночку с “грязью” и налейте в баночку с чистой водой. Что случилось?

Дети: Вода стала грязная, мутная, через неё плохо видно.

Воспитатель: Вы правильно заметили, точно такой же стала вода в Чистом озере после прихода злых людей. Сейчас мы попробуем воду очистить. У вас есть специальная бумага, называется бумага – фильтровальная, от слова “фильтр”. Как называется бумага?

Дети: Фильтровальная.

Воспитатель: Давайте свернём бумагу кулёчком и пропустим воду (грязную) через фильтровальную бумагу. Что вы заметили?

Дети: Вода стала немного чище, на бумаге остались кусочки грязи.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли полностью очистить  воду?

Дети: Можно

Воспитатель: Конечно можно, только это будет очень не просто. Я вам сейчас покажу как это можно сделать. Посмотрите, что у меня есть (Достаю бытовой фильтр для очистки питьевой воды) Узнали что это такое? У кого дома есть такой фильтр? Давайте теперь сольем нашу очищенную воду в фильтр и посмотрим, что произойдет.

Дети: Вода очищается, но потихоньку

Воспитатель: Дети, какой вывод можно сделать?

Дети: Воду испачкать легко, а очистить трудно.

Воспитатель: Давайте зарисуем результаты опыта. Чтобы нам не пришлось очищать воду, ведь это сделать очень трудно, как мы убедились из опыта, воду нужно беречь: будь то вода из озера или крана.

Воспитатель: Дети, работа в нашей лаборатории подошла к концу, наведите порядок на своих рабочих местах. Ребята что вам понравилось сегодня на занятии больше всего? А что показалось вам трудным? Дети, а ведь жители озера прислали вам гостинец: приплыл наш старый знакомый –Лебедь (выношу игрушку лебедь из модульного оригами) и принес вам в подарок конфеты “морские камешки”. Угощайтесь и не забывайте о них! Воспитатель достаёт из мешочка коробочку с угощением и угощает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе на тему: "Чудесные листья" (ОО "Познание)

В этом конспекте осуществляется интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Художественное творчество", "Коммуникация". Вначале занятия беседуем о времени года,дается понятие что...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в средней группе на тему: "Лесное царство" (ОО "Познание")

Цель занятия Уточнить и расширить представления детей о лесе. Занятие начинается с отгадывания загадок про деревья, затем проводится игра с листочками, потом "с какого дерева листок"После игр снова от...

Конспект занятия по формированию графических навыков для детей средней группы на тему: «Поможем зайчикам»

Конспект занятия по формированию графических навыков для детей средней группына тему: «Поможем зайчикам»Задачи:- Продолжать учить проводить вертикальные линии (изображение линий по зрительным опо...

Конспект занятия по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Геометрические фигуры"

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных ...