План-конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Образовательная область "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОО «Познавательное развитие»

Тема: «Зимующие птицы».

Цель:

  1. Развивать  знания детей о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.
  2. Расширять представления детей о разных способах приспособления к зимним условиям зимующих птиц.
  3. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду.
  4. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.

Материалы и оборудование: картинки зимующих птиц, аудиозаписи с голосами птиц, перья птиц, раскраска.

Ход:

I. Организационный момент.

Сегодня у нас гости. Но а кто- вы должны угадать сами. Я вам включу аудиозапись, а вы будьте очень внимательны. (голоса птиц)

-Чьи голоса вы услышали? Птиц.

-Мы сегодня будем говорить о птицах.

II.Беседа о птицах.

-Чем отличаются птицы от животных? Птицы покрыты перьями. Они умеют летать. Птицы вьют гнезда на деревьях.

- Давайте рассмотрим перья птиц – маховое и пуховое. Как человек использует перья в своей жизни? (рассматривают, сравнивают)

- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают. А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири)

-Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? Зимующие.

-Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

1. С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется -(Синица)

- Это синица. На голове чёрная шапочка, на горле и брюшке чёрная полоса, галстучек, спина жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые. Свои гнёзда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Послушайте. (Запись) «Си-си-си- си». Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами. В зимнее время очень любит сырое мясо и сало.

2. Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя -

Любим птичку – (Снегиря.) Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег) Опишите его. Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом чёрные. Спина голубовато - сера, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв короткий, толстый, чёрный.

-Как вы думаете, ребята, зачем снегирю толстый, короткий клюв? Чтобы расклёвывать ягоды рябины и есть зёрнышки, а также чтобы справиться с

семенами других деревьев.

3. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

А это дятел. Он является лесным доктором.

-Почему его так называют? А вы как думаете? Он лечит деревья, стуча по дереву, добывает из-под коры вредных жучков. Еще он питается семенами шишек.

Когда дятел выклёвывает семена из шишки, часть из них падает на землю. Некоторые семена прорастают.

4. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый … .(Воробей)

Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит

поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.

Любит пшено, зернышки пшеницы. Во дворах, На свалках, в кормушках.

5. Окраской - сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая-

Известная персона,

Зовут её … (Ворона).

Ворона «носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет».

Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья.

Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Гнезда вороны вьют высоко на акациях, тополях, кипарисах. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его. Ворона большая и серая. А чем она питается? Вороны собирают крошки, и кусочки другой пищи.

6. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым,

Кле- кле- кле поёт со свистом? (клёст) .

Клест- необычная птица. Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-жёлтая.

Посмотрите, какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо

заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда. Как поют клесты? (Запись) «Кле-кле».

III.Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам

В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны

Распушили перышки - частое потряхивание руками

Греются на солнышке - хлопки по бокам

Головой вертят, улететь хотят - повороты головы

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.

IV. Д/И “ Четвертый лишний»

 Дети получают картинки с разными птицами и выбирают лишних птиц.

V. Ребята, зимой многие птицы погибают.

-Почему? Как вы думаете? Птицы умирают не от холода, а от голода. Потому что добывать зимой естественный корм становится тяжелее и птицы погибают.

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. А. Яшин

-А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.

VI.Птичья викторина

• Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом)

• Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)

• Дитя любых пернатых (птенец) .

• Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица)

• Что птицам страшнее зимой холод или голод? (голод)

• Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

• Какая птица больше всего привязана к человеку? (голубь)

VII. Раскрасим снегирей.

VIII. Рефлексия:

-О чем мы сегодня говорили?

-Чем занимались?

-Расскажите, какая у нас кормушка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...