План-конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Образовательная область "Познавательное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОО «Познавательное развитие»
Тема: «Зимующие птицы».
Цель:
- Развивать знания детей о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.
- Расширять представления детей о разных способах приспособления к зимним условиям зимующих птиц.
- Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду.
- Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
Материалы и оборудование: картинки зимующих птиц, аудиозаписи с голосами птиц, перья птиц, раскраска.
Ход:
I. Организационный момент.
Сегодня у нас гости. Но а кто- вы должны угадать сами. Я вам включу аудиозапись, а вы будьте очень внимательны. (голоса птиц)
-Чьи голоса вы услышали? Птиц.
-Мы сегодня будем говорить о птицах.
II.Беседа о птицах.
-Чем отличаются птицы от животных? Птицы покрыты перьями. Они умеют летать. Птицы вьют гнезда на деревьях.
- Давайте рассмотрим перья птиц – маховое и пуховое. Как человек использует перья в своей жизни? (рассматривают, сравнивают)
- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают. А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири)
-Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? Зимующие.
-Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
1. С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется -(Синица)
- Это синица. На голове чёрная шапочка, на горле и брюшке чёрная полоса, галстучек, спина жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые. Свои гнёзда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Послушайте. (Запись) «Си-си-си- си». Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами. В зимнее время очень любит сырое мясо и сало.
2. Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку – (Снегиря.) Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег) Опишите его. Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом чёрные. Спина голубовато - сера, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв короткий, толстый, чёрный.
-Как вы думаете, ребята, зачем снегирю толстый, короткий клюв? Чтобы расклёвывать ягоды рябины и есть зёрнышки, а также чтобы справиться с
семенами других деревьев.
3. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
А это дятел. Он является лесным доктором.
-Почему его так называют? А вы как думаете? Он лечит деревья, стуча по дереву, добывает из-под коры вредных жучков. Еще он питается семенами шишек.
Когда дятел выклёвывает семена из шишки, часть из них падает на землю. Некоторые семена прорастают.
4. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый … .(Воробей)
Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит
поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.
Любит пшено, зернышки пшеницы. Во дворах, На свалках, в кормушках.
5. Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая-
Известная персона,
Зовут её … (Ворона).
Ворона «носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет».
Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья.
Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Гнезда вороны вьют высоко на акациях, тополях, кипарисах. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его. Ворона большая и серая. А чем она питается? Вороны собирают крошки, и кусочки другой пищи.
6. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым,
Кле- кле- кле поёт со свистом? (клёст) .
Клест- необычная птица. Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-жёлтая.
Посмотрите, какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо
заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда. Как поют клесты? (Запись) «Кле-кле».
III.Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам
В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны
Распушили перышки - частое потряхивание руками
Греются на солнышке - хлопки по бокам
Головой вертят, улететь хотят - повороты головы
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.
IV. Д/И “ Четвертый лишний»
Дети получают картинки с разными птицами и выбирают лишних птиц.
V. Ребята, зимой многие птицы погибают.
-Почему? Как вы думаете? Птицы умирают не от холода, а от голода. Потому что добывать зимой естественный корм становится тяжелее и птицы погибают.
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А. Яшин
-А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.
VI.Птичья викторина
• Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом)
• Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)
• Дитя любых пернатых (птенец) .
• Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица)
• Что птицам страшнее зимой холод или голод? (голод)
• Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
• Какая птица больше всего привязана к человеку? (голубь)
VII. Раскрасим снегирей.
VIII. Рефлексия:
-О чем мы сегодня говорили?
-Расскажите, какая у нас кормушка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
Разработка плана-конспекта непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Лес – это богатство.»
план-конспект...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...
ПЛАН - КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности по теме «Дикие и домашние животные» с использованием современных образовательных технологий.
Методическая разработка по логопедии (старшая группа)...
План-конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы Образовательная область «Физическое развитие»
quot;Хочу как папа сильным быть"...