Из опыта работы воспитателя Ючковой Юлии Александровны "Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Юлия Александровна Воронина

Приоритетной технологией образовательного процесса считаю проектно - исследовательскую деятельность, которая помогает развивать познавательную активность у дошкольников, творческое воображение, самостоятельность, умение анализировать, синтезировать полученную информацию и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx181.93 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта воспитателя, раскрывающего сущность его методической системы»

Цель дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребёнка, творческого потенциала, самостоятельности, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в обществе.

Для реализации этой цели, образовательную деятельность с детьми, с 1 января 2014 года, организую в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом,  опираясь на содержание основной образовательной программы МАДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка», разработанной педагогическим коллективом на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС),  которая оснащена современным учебно-методическим комплектом. Содержание программы позволяет создать условия для обеспечения взаимосвязи физического, интеллектуального и личностного развития ребёнка, как субъекта различных видов детской деятельности

Так как нормативное обеспечение образовательной деятельности является одним из  условий освоения образовательной программы дошкольного учреждения, то моими основными нормативными документами являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

-    Конвенция о правах ребёнка;

  - СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

               «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».                                                                  Конфуций

Вся моя педагогическая деятельность направлена на разностороннее развитие детей, способной к творческой деятельности, самостоятельному выбору, на обогащение развивающей среды группы, сотрудничество с родителями дошкольников с целью комплексного развития ребёнка.

В своей работе применяю индивидуальный подход к детям, учитывая их физические, психические, возрастные особенности. 

Образовательную деятельность с детьми  осуществляю в разных формах и видах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей: познавательной, художественной, исследовательской, речевой, двигательной, игровой, самостоятельной, в совместной деятельности, в повседневных развивающих ситуациях, в ходе режимных моментов.

 Важным считаю развитие творческих способностей детей,  познавательной активности.

Поэтому в педагогическую деятельность включаю  использование множества различных современных технологий, но приоритетной является проектно - исследовательская деятельность.

Тема педагогического опыта «Организация проектно - исследовательской деятельности в ДОУ»

Актуальность

Исследовательский навык, приобретённый в ДОУ, поможет его выпускнику быть успешным в школе  в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.

Практическая значимость. Организация проектно - исследовательской деятельности дошкольников,  объектами которой  является природа, сформирует эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, патриотизм, любовь к своему селу, своему региону,  своей стране.

Ведущая педагогическая идея - повысить значимость исследовательской деятельности в развитии познавательной активности детей.

Сущность опыта. Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда  формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, наблюдает за поведением птиц в  окно, проводит опыты с разными предметами, уже с 2-х лет разбирает игрушки, изучая их устройство.

Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

В методике изучения окружающего мира в дошкольных учреждениях исследовательский подход занимает значимое место. Он представляет собой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность дошкольников в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними.

Исследовательская деятельность понимается, как специально организованная познавательная творческая деятельность воспитанников, в процессе которой ими осуществляется, с различной степенью самостоятельности, активный поиск и открытие знаний с использованием доступных методов исследования.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.


Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.

Технология опыта.

В старшем дошкольном возрасте организация исследовательской деятельности  предполагает формирование системы специальных умений (поисковых, информационных, организационных, умений представлять результат своего исследования, оценочных умений).

В основе методики проектно – исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов.

Задачей воспитателя является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.

Проводя свои занятия в детском саду, я стараюсь сформулировать тему в виде проблемных вопросов, ответы на которые в ходе исследования дети находят, помогая сказочным героям, посетившим наше занятие. И опять это плюс, так как проходит интеграция с художественно – эстетическим развитием. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.

Начиная со средней группы, стараюсь в процессе обучения использовать исследовательскую деятельность. Самым важным для себя считаю умение ввести воспитанников в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, заинтересовать темой исследования, поддержать любознательность, интерес.

Для меня также важным является мнение детей по поводу выбора темы исследования. Ведь от этого зависит успех нашей совместной деятельности, это способствует эффективному формированию умений воспитанников осуществлять исследование, организовывать и планировать свою деятельность, представлять продукт своей деятельности.

Важным также считаю, чтобы дошкольник по окончанию исследования выработал собственное, личностное отношение  к продукту своей деятельности.

Большую роль в развитии познавательной активности играет развивающая среда. У нас в группе создан уголок «Юный исследователь», который включает в себя все атрибуты для исследовательской деятельности, материал для исследования, который помогали нам собирать  родители (насекомые, листья, полезные ископаемые, наборы «Магнетизм», «Свойства магнита», «Станция погодных условий» и многое другое). (Приложение №1)

 Технологию проектно – исследовательской деятельности применять во всех образовательных областях.

  1. Познавательное развитие (наблюдение за природой, погодными условиями на прогулках, в режимных моментах, рассматривание различных объектов природы в микроскоп, лупу).
  2. Художественно – эстетическое развитие (изготовление продукта исследовательской деятельности в различных видах художественного творчества, художественные произведения, используемые в процессе исследовательской деятельности).
  3. Социально – коммуникативное развитие (встреча с исследователями – школьниками, работа по обсуждению интересующих вопросов, посвящение в исследователи, вся исследовательская деятельность проходит с объектами социальной действительности).
  4. Физическое развитие (исследование – это постоянное движение, физминутки в процессе исследований, пальчиковая гимнастика).
  5. Речевое развитие (дети в проектно – исследовательской деятельности самостоятельно выдвигают гипотезы, корректируют цели, что способствует их речевому развитию)

В своей педагогической практике исследование, как образовательную технологию, применяю не только на занятиях в группе, но и на прогулках. Работу на занятиях стараюсь организовать так, чтобы она давала как можно больше пищи собственным мыслям дошкольников, систематически работаю над развитием познавательного интереса у детей, применяя такие методы, как наблюдение, опыт, эксперимент.  Для достижения цели максимального развития ребёнка строю занятие в виде поиска нового знания, то есть провожу исследование. (Приложение №2)

Важна роль и родителей, которые должны в повседневном общении с детьми поддерживать познавательные инициативы детей. Родители активно участвуют в  сборе  природного материала для исследования, охотно соглашаются  на проведение различных опытов в домашних условиях, которые я  рекомендую во время консультаций. (Приложение №3)

А также я выпускаю познавательно – исследовательскую газету «Планета детства», где всегда родители могут найти различные опыты и эксперименты. (Приложение №4)

Исследования, проводимые детьми, строятся по схеме:

  1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
  2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
  3. Выбор темы исследования. Цель – обозначить границы исследования.
  4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные или их называют провокационные идеи.
  5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
  6. Определение порядка проведения исследования. Цель: выстроить перспективный план работы.
  7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
  8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы.
  9. Подготовка отчёта. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
  10. Проект. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
  11. Обсуждение итогов завершённой работы.

Процесс развития исследовательских умений должен быть соразмерен возрасту исследователей. Важно учитывать, что исследование детей направленно не на добывание, а на развитие способностей, умений и мышления. Например, занятие по познавательному развитию «Снежинка - чаровница». В основу занятия легли: исследование гипотезы о замерзании воды при низкой температуре, гипотезы о том, что снежинка состоит из водяного пара, практическая работа по выявлению свойств снега и льда, их образование. В ходе занятия решались задачи формирования целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, развивались такие приёмы умственной деятельности, как сравнение, классификация, анализ и синтез; развивались умения получать информацию через проведение исследования (опыты, наблюдения, эксперименты).

Всегда при выборе темы для исследовательской деятельности нужно учить возрастные особенности детей.

Для детей 2 – 3 –х лет наиболее доступным методом исследования является наблюдение за окружающим миром (например, рассматривают на прогулках в ДОУ цвет оперенья у птиц, могут определить цвет травы летом и осенью, рассматривают части тела кошки и др.)

 К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.

Старшие дошкольники могут уже не просто описать цвет травы осенью, но и предположить, почему это произошло?

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.

Воспитанники получили не только знания по теме занятия (дидактическая цель исследования), но и приобрели знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования, умения выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать исследование в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы (педагогическая цель исследования).На занятии имели место фронтальная и групповая формы, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Включением интеграции  в ход занятия решаются задачи усвоения нового материала различных образовательных областей в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Познание окружающего мира не ограничивается рамками занятия. Получив на занятиях навыки исследования, воспитанники включаются в исследовательскую и проектную деятельность. 

В проектной деятельности дошкольники включаются в исследовательскую деятельность поэтапно.

Первый этап – это организационный момент, где воспитатель предлагает темы, объясняет цель, мотивирует к исследовательской деятельности, а воспитанники дополняют цели, уточняют задачи.

Второй этап – планирование – воспитатель разрабатывает вопросы, задания для поисковой  деятельности, а дошкольники собирают информацию, определяют средства реализации проекта.

Третий этап – принятие решения. Воспитатель выполняет роль консультанта, координатора исследовательской деятельности, дети выбирают гипотезы, выполняют исследования.

Четвёртый этап – осуществление исследовательской деятельности. Воспитатель не «навязывает» дошкольникам информацию, а направляет на самостоятельный поиск, а дети активно выполняют исследовательскую работу (наблюдают, экспериментируют, ставят опыты, анализируют).

Пятый этап – оценка результатов. Воспитатель, наблюдая за деятельностью детей, выступает в обсуждениях, исследователи формулируют выводы, обсуждают полученные результаты.

Шестой этап – защита проекта. Воспитатель характеризовал результаты, воспитанники говорили о результатах деятельности, рефлексия.

Седьмой этап – самооценка и внешняя оценка, которая носит стимулирующий характер.

Все эти этапы – это содержательный раздел видеопроекта.

Далее самое сложное – это раздел раскадровка

Когда исследовательская деятельность подошла к своему логическому завершению, я, как воспитатель, применяю на себя роль режиссёра кино, адаптируя текст исследования в сценарий видеофильма, к созданию видеофильма подключается съёмочная группа из воспитанников. (Приложение №5)

Интерактивный образовательный видеопроект – это интересная форма организация деятельности ещё потому, что один из детей, проделавший эксперимент, делится полученными знаниями с другими детьми, организуя сюжетно – ролевую игру «Школа».

Воспитатель делит занятие на содержательные блоки и готовит к ним задания, есть задания, на которые отвечают дети в процессе просмотра видеофрагмента. (Приложение №6)

Задачей воспитателя также является подборка картинок, иллюстраций по теме, фотографий и музыкального сопровождения.

Когда текст исследования адаптирован в сценарий видеофильма, приходит время приёмов театральной педагогики.

  1. Метод физических действий включил в себя такие приемы, как театральные упражнения, этюды, театральные игры, ритмопластика и музыкально – пластические игры и упражнения. Они отличаются от традиционных музыкальных упражнений тем, что способствуют активизации внимания, формированию умения одновременно действовать всем коллективом (например, в одно и то же время начинать танец, песню и т.д.).
  2. Метод бессловесных действий. Этот метод направлен на развитие сенсорных способностей,  слуха, чувства ритма и помогает знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями. Метод бессловесных действий тесно связан с движением, с развитием умения видеть музыкальный образ, показать его пластику. Этот метод включает различные приемы, но я использую лишь некоторые.

Прием «Оценка факта» используется для того, чтобы показать, как меняется герой (его поведение, настроение, голос, движения и т.д.), когда происходит какое – либо событие (появление другого героя, голос за сценой, рассказывающий о каком- либо событии, и т.п.). Ребенок (или группа детей) под воздействием события меняет свое поведение, оценив произошедшее. В театральной педагогике это новое поведение называется «пристройка». Исполнитель пристраивает себя (свое поведение, свой голос, характер танцевальной композиции или роль в детском спектакле) к изменившимся обстоятельствам.

Прием «Вес». В театральной педагогике вес классифицируется как легкий, самый легкий, с достоинством, с неохотой, тяжелый, очень тяжелый. Вес можно определить по походке и телодвижениям. Разное ощущение человеком своего веса зависит от его самочувствия, настроения. Радость, ликование дают ощущения невесомости, полета, легкости. Этот прием используется в музыкальных играх, инсценировках, и постепенно дети начинают правильно изображать медведя, зайца, лису и т.д.

  1. Метод словесных действий помогает развивать голос и слух ребенка, учит интонационной выразительности, овладению певческими навыками. При использовании этого метода я учитывала то, что само слово в театрализованной деятельности может быть действием. Интонационную выразительность слова можно показать «театральными нотами», которые были предложены А.П. Ершовой. Основные словесные действия – это действия, постоянно встречающиеся человеку. Их можно выразить нотами – глаголами: «зва» (звать), «про» (просить), «пре» (предупредить) и т.д.

Результативность педагогического опыта.

      Оценить сформированность исследовательских умений дошкольников позволяют критерии:

  1. Практическая готовность дошкольника к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.
  2. Мотивированность исследовательской деятельности дошкольников рассматривается нами, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в исследовании. Ребёнок проявляет познавательную активность в процессе решения проблемных ситуаций, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).
  3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и предоставлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.
  4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью старшего дошкольного возраста является то, что в познавательной – исследовательской  деятельности руководящая роль принадлежит воспитателю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка и ему справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносится с уровнями сформированности  умений исследовательской деятельности дошкольников

  1. Исходный уровень мы определяем как уже имеющийся , сформировавшийся  в процессе наблюдений за окружающей действительностью.  Исходному уровню можно дать следующую характеристику; начальный уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии.
  2.  Средний уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты ее решения. На среднем этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых.
  3.  Высокий уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Дошкольник имеет определенные знания об исследовательской деятельности (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

     Таким образом, можно сделать вывод, что, систематически оказывая помощь дошкольникам в их исследовательской деятельности, можно достичь определенных результатов.

Итоги достижений моих детей, начиная со средней группы, но на конец года в подготовительной группе результатов пока нет.

Возраст

Начальный уровень

Средний уровень

Высокий уровень

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Средняя группа

58%

46%

42%

54%

-

-

Старшая группа

28%

18%

64%

56%

8%

26%

Подготовительная к школе группа

10%

43%

47%

Результаты освоения навыки исследовательской деятельности детей в виде диаграммы

Средняя группа

Начало года

Конец года

Старшая группа

Начало года

Конец года

Подготовительная группа

Начало года

Конец года _                                         ?

Выводы

Основными средствами реализации проектно-исследовательской деятельности стали проекты, исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, занятия, специализированные игры, эксперименты,  чтение, рассказывание, театрализованные представления, конкурсы и выставки. В организацию воспитательно-образовательного процесса  были вовлечены не только педагоги ДОУ, но  и родители.

Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей.

Особенность в проектно-исследовательской деятельности и  взросло-детских проектах заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрыли творческие способности детей, вовлекли родителей в воспитательный процесс что, естественно сказалось на результатах.

Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции,  удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили  к новому поиску знаний.

Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что используя проектно-исследовательскую технологию в воспитании и обучении дошкольников,  организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволило лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.

                                                                                                                 Приложение№1

Развивающая среда уголок «Юный исследователь»

Приложение №2

Опыты и эксперименты

Приложение №3

Картотека опытов и экспериментов

Вода

Поисково-познавательная деятельность в младшей группе

Узнаем, какая вода

Цель - выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, разную температуру.

Материал  - три одинаковые прозрачные ёмкости, закрытые крышками:         1пустая, 2-с водой, 3 - чай, стаканчики для детей

Вместе с воспитателем выявляют свойства воды.

Кому нужна вода.

Растениям, животным, человеку. (зачем)

Изготовление цветных льдинок

Цель: познакомить, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Поисково-познавательная деятельность в средней группе

Окрашивание воды

Цель: выявить свойства воды: может быть разной температуры(теплая и холодная), может нагревать другие вещества, чем теплее вода, тем быстрее в ней растворяется вещество.

Изготовление цветных льдинок

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым, выявить свойства и качества воды: превращается в лед, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная, принимает форму емкости.

Взаимодействие воды и снега

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды, выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести на улицу, то она станет холодной. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

! Взрослый утверждает, что может удержать в руках и не пролить воду.

Вода теряет прозрачность, когда в ней растаял снег, увеличивается количество воды.

Поисково-познавательная деятельность в старшей группе.

Помощница вода

Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Сравниваются свойства воды, льда и снега, выявляются особенности их взаимодействия.

Куда делась вода?

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.

Откуда берется вода?

Цель: познакомиться с процессом конденсации.

Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка

Вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Водяная мельница

Цель: познакомить с силой воды.

Материал: вертушка, емкость с водой.

Вывод: падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение было быстрее.

Список используемой литературы

Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.

Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.

Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

http://festival.1september.ru/articles/596436


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

Презентация "Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ворониной Юлии Александровны". Тема "Проектно -исследовательская деятельность в ДОУ"

Материал раскрывает сущность проектно - исследовательской деятельности, технологию. Технология проектно - исследовательской деятельности в детском саду  позволяет получить надёжные...

Презентация опыта работы воспитателя Габовой Юлии Михайловны на конкурс "Воспитатель года"

Презентация опыта работы воспитателяГабовой Юлии МихайловныНи для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы ис...

Презентация опыта работы "Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное рядом"

Опыт работы «Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом» был представлен на XV педагогической конференция работников муниципальных образов...

Описание опыта работы на тему «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».

Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей....


 

Комментарии

Очень интересный, доступный и полезный материал для молодых специалистов.