Конспект занятия для детей 5 - 6 лет "Песочные превращения. Животные пустыни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Золотых Елена Викторовна

Занятие психолога детского сада с использованием песка для детей 5 - 7 лет по лексической теме "Животные и птицы жарких стран", дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, викторина и познавательная информация по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА «ЖИВОТНЫЕ АФРИКИ»

1. Какое африканское животное самое высокое? (Жираф.)

2. У какого животного есть хобот? (У слона.)

3. У какого животного есть грива, покрывающая шею, плечи и грудь? (У льва.)

4. Это одно из самых больших наземных млекопитающих. На морде у него два рога – большой и маленький. Как называется это животное?  (Носорог.)

5. Какое животное называется речной лошадью? (Бегемотиха.)

6. Как называются животные, которые два месяца охраняют яйца с будущим потомством, а когда детёныши вылупятся, мать в пасти относит их к реке?  (Крокодилы.)

7. Это животное охотится не только на земле, но и на деревьях, устраивая засады на обезьян. Этот зверь хорошо видит в полной темноте. О ком идёт речь?  (О леопарде.)

8. Это животное считается самым близким родственником человека. Как оно называется?  (Шимпанзе.)

9. Это животное – самое быстрое из всех млекопитающих, может развить скорость до 100 км/час.    (Гепард.)

10. У этих животных шерсть окрашена в чередующиеся светлые и тёмные полосы. Они часто пасутся вместе с антилопами, жирафами и страусами. О ком речь?     (О зебрах.)

11. Назовите хищных африканских животных.   (Лев, леопард, гепард, крокодил и др.)

12. Назовите самых крупных африканских животных.   (Слон, бегемот, носорог.)  



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 5 – 7 ЛЕТ

«ПЕСОЧНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ. ЖИВОТНЫЕ ПУСТЫНИ»

     Цель: Развитие коммуникативных навыков и речи, фантазии и воображения через познавательную деятельность.

     Задачи:

- Стабилизировать психоэмоциональное состояние с помощью песочной терапии;

- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;

- Улучшать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

- Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

- Усиливать познавательный интерес и расширять кругозор;

- Обогащать знания детей по теме «Животные пустыни»;

- Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка.

     Оборудование: песок, вода, салфетки для рук, лейки для полива песка, картинный материал по теме, музыкальная запись «Я на солнышке лежу».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Психолог: «Скажите мне, пожалуйста, в каком городе мы с вами живём? А где находится наш город: на севере или на юге, где? (В Сибири). А что есть у нас, чего нет на юге? А снег – это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?

А хотели бы вы сейчас оказаться на юге, там где тепло и всегда светит солнышко? Тогда, закрывайте глаза и полетели.

По горам, по лесам,

Полетим по облакам,

Через реки и моря,

Через зелёные луга,

Лишь коснёмся мы земли,                (Выставляются картинки с

Быть по нашему вели.                         животными пустыни)

Открывайте глаза.

Ой, ребята, а куда мы с вами попали? Если кругом песок и растут кактусы. Да это же пустыня!

Пустыня – это место, где много песка и очень редко бывают дожди. Над пустыней ярко светит солнце. Так и хочется понежиться на солнышке.

    3.  Этюд «На солнце».

(Звучит запись «Я на солнышке лежу»). Давайте подставим наши личики солнышку. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Ещё раз зажмурим сильно-сильно, откроем. Привыкли глаза. Давайте погладим сами себя:

Головушка0соловушка, ты нагрелась?

Щёчки-бочки, вы нагрелись?

Глазики – алмазики, вы нагрелись?

Носик - курносик, ты нагрелся?

Солнышко - ведрышко, мы согрелись! (Дети выполняют потягивающие движения – руки вверх).

Посмотрите, в пустыне кругом один песок, какой он золотистый, так и манит поиграть с ним. Но сначала познакомимся с правилами игры с песком:

Песок мы не бросаем,

Друг друга не кусаем,

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся.

Забудь про неуверенность и страх –

И оживёт песок в твоих руках.

Сделать всё как следует сумей.

А чужое – разрушать не смей!

     4. Игры с песком.

Давайте опустим наши ладошки в песок, перебираем его пальчиками, какой он? Пересыпаем из одной ладошки в другую, как он пересыпается, как приятно нашим ладошкам. Наши пальчики захотели погулять по тёплому песку и пошли медленно в одну сторону, топ-топ, потом в другую, потом пошли побыстрее, а потом вообще побежали и вдруг своих братьев близнецов и давай с ними прыгать на песке, прыг-скок. Прыгали, бегали наши пальчики, устали и присели отдохнуть. И тут увидели пальчики кобру. (Пальчики правой руки дети складывают в щепотку, соединяя все пальцы, - змея. Затем ладонь ребром опускают на песок и изображают, как змея ползёт, слегка нажимая и оставляя неглубокий след на песке). Кобра ползёт по песку медленно-медленно, осторожно. Решила она посмотреть, нет ли где опасности, посмотрела она вправо, влево; раздула свой капюшон (поднимают ладонь над песком и сжимают пальцы в щепотку) – нет никого, и поползла дальше. (Вновь ставят ладонь ребром, опускают на песок и изображают, как змея ползёт, слегка нажимая и оставляя неглубокий след на песке). Тут встретила она свою подружку – ещё одну кобру (включается левая рука и повторяются движения правой руки), поползли они вместе, осторожно ползут кобры. Решили опять посмотреть, нет ли врагов поблизости – посмотрели вправо, влево, раздули свои капюшоны – нет никого, поползли они дальше и скрылись из виду.

Потом встретили наши пальчики караван верблюдов. (Четыре пальчика одной руки «идут» друг за другом по песку.) Караван длинный, верблюдов много, они тяжёлые, глубоко проваливаются в песок. Идут они друг за другом, и ушли далеко.

Подул лёгкий ветерок и все следу стёр. (Лёгкими движениями руки разравнивается песок, «стираются» следы.) Ветер дул всё сильнее и сильнее и превратился в песчаную бурю. Ветер переносит песок в барханы, посмотрите, как легко ветер переносит песок («наметаем» небольшие холмы, горки), какие большие получаются барханы – как пирамиды. Ветер становится всё тише, тише и совсем затихает.

Давайте возьмём по одной песчинке в ладошку (показ действия психологом) и встанем. Получилось у вас взять по одной песчинке?

Конечно, ребята, песчинке очень мелкие, и их невозможно взять по одной. Поэтому у меня на ладошке оказалось несколько песчинок. А у тебя сколько? (Ответы детей). Покатаем указательным пальчиком песчинку по ладошке, что вы чувствуете? Переложим песчинку на другую ладошку, покатаем на ней. Ребята, а из какого песка можно лепить? А как сделать его сырым? Давайте возьмём лейку, положим наши ладошки на песок и польём водой на ладошку, а теперь уберём её с песка. Что у нас получилось? Какой песок вокруг ладошки? А сама ладошка какая? На что она похожа?

     5. Пальчиковая гимнастика.

Давайте каждый пальчик поставим на песчаную ладошку и поиграем     пальчиками:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с песком подружим,

Маленькие пальчики!

      А руки у нас грязные. Наверное, надо нам лететь, искать море, чтобы в нём руки вымыть. Полетим? Тогда закрывайте глаза и полетели:

По горам, по лесам, полетим по облакам,

Через горы и поля начинаются моря.

Вот и море. В море руки опускаем, пальчики мы там купаем. Пальчики по дну шагают, прыгают там и играют. Весело в воде плескаться, но пора нам отжиматься. Мы ладошки отжимаем и салфеткой вытираем.

6. Физкультминутка.

По пустыне мы бродили (шагаем на месте)

Из песочка мы лепили (имитируют движения лепки руками).

Мы слепили домик с крышей (руки складываются над головой треугольником),

И деревья ещё выше (поднимают руки вверх, изображая веточки деревьев).

На окошке сидит кошка (согнутые в локтях руки прижимают к груди)

И играет на гармошке (имитируют игру на гармошке),

Ветер дунул, вот тогда кончилась моя игра (дети дуют, разводят в стороны ладони).

7. Игра «Узнай меня».

1. Сколько важности в походке!

По пустыне сковородке

По колючкам босиком

Кто идёт с горбом мешком?         (Верблюд)

2. Я – пища корабля пустыни.      (Верблюжья колючка)

3. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.    (Ящерица)

     Какие приспособления помогают обитателям пустыни выжить в условиях этой зоны?  (Окраска, ведение ночного образа жизни, строение тела, умение передвигаться).

     Почему у растений листья мелкие или в виде колючек?  (Чтобы меньше испарялось влаги).

8. Рассказ об обитателях пустыни.

9. Игра «Четвёртый лишний». Цель: развитие мышления, умения классифицировать.

10. Упражнение «Весёлый счёт».

 Например: один двугорбый верблюд, два двугорбых верблюда, три……

11. Ритуал прощания.

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли –

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо проходим в группу. До свидания!



Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «САФАРИ-ПАРК».

Шагаем мы в сафари-парк

(Стучат друг  о друга кулачками)

Побывать там каждый рад

Там пони, зебры, крокодилы,

Попугаи и гориллы (загибать пальцы левой руки)

Там жирафы и слоны, обезьяны, тигры, львы (затем правой).

А в руках у нас ружьё (показать рукой, прицелиться).

Фотографирует оно – (изобразить фотоаппарат)

Сделаем всем фото (показать руками большую фотографию)

Вот охота, так охота! (Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы рук).



Предварительный просмотр:

БЕГЕМОТ

(познавательная информация)

     Бегемот (или гиппопотам, что означает «речная лошадь») – одно из самых крупных животных, обитающих в Африке.

     Ноги у него маленькие, передвигается он с трудом и всё время проводит в воде.

     Бегемоты прекрасно плавают и ныряют. Но больше всего любят лежать на мелководье, выставив на поверхность только глаза, уши и ноздри.

     Бегемоты питаются растениями, но при случае  едят насекомых, рептилий и других мелких животных.

     Бегемотихи – заботливые мамы, они кормят малышей и на суше, и в воде. Когда бегемотик сосёт молоко под водой, он закрывает ноздри и плотно прижимает уши.

     Бегемоты очень агрессивны и опасны для человека.

СЛОН

(познавательная информация)

     Африканский слон – самое крупное наземное млекопитающее. У него толстая кожа, огромная голова и большие уши. У самцов большие бивни, у самок они поменьше.

     У слона есть хобот, с помощью которого он кладёт в рот пищу, наливает в пасть воду, обливается и дышит.

     Слоны селятся неподалёку от водоёмов. Питаются они растительной пищей: ветвями, побегами, корой, корнями деревьев и кустарников.

     Родившийся слонёнок весит 100 кг. Следуя за матерью, малыш держится за её хобот.

     Сейчас слонов становится всё меньше, они живут в национальных парках. Несмотря на свой благодушный нрав, слоны считаются опасными животными.

ЛЕОПАРД

(познавательная информация)

   

     Леопард – это хищное животное из семейства кошачьих. У него небольшая голова, длинный хвост, сильные ноги, острые клыки и когти. Шкура у леопарда желтоватого цвета с многочисленными чёрными пятнами.

     Леопард быстро бегает, хорошо лазает по деревьям и скалам. Он прекрасно видит даже в полной темноте.

     Леопард поедает антилоп, грызунов, ящериц. Он может охотиться и на обезьян, устраивая им засады на деревьях.

     У самки леопарда рождается один-два детёныша. Год-полтора мать заботливо растит малышей, а потом они сами добывают себе пищу.

     Леопард занесён в Международную Красную книгу. Он очень опасен для человека.

ГЕПАРД

(познавательная информация)

     Гепард – хищное животное из семейства кошачьих. У него мощные ноги и длинный хвост. Мех короткий, шкура пятнистая. Вдоль носа чёрные полосы.

     Гепард – самое быстрое  животное, он может развить скорость до 100 км/час.

     Гепарды живут поодиночке или парами. Охотятся на антилоп, мелких животных, птиц и грызунов.

     У недавно родившихся котят шерсть серебристо-белого цвета. Такой окрас защищает малышей, потому что так они напоминают медоеда – африканского хищника, которого большинство зверей старается не трогать.

     Гепардов осталось мало, они занесены в Международную Красную книгу. Гепарды опасны для человека.

ЛЕВ

(познавательная информация)

     Лев – крупное хищное животное из семейства кошачьих. У него мощное тело, сильные лапы и длинный хвост с кисточкой на конце. Шерсть короткая, буровато - жёлтого цвета. У самцов есть грива, покрывающая шею, плечи и

грудь.

     Львы живут поодиночке или стаями. Стая называется прайдом. В прайде есть вожак, главенство которого признают все остальные. Добытчиками являются самки, самцы охраняют территорию. Львята рождаются слепыми и беспомощными. Они пахнут матерью, и вся стая относится к ним осторожно и уважительно.

     Львы – хищники, они очень опасны для человека.

     Африканский лев занесён в Международную Красную книгу как редкое животное.

КРОКОДИЛ

(познавательная информация)

     Крокодил – это водное пресмыкающееся, обитает в жарких странах мира. В Африке живёт нильский крокодил. Длина его тела достигает трёх-четырёх метров. Голова у него плоская, морда длинная. Глаза и ноздри сильно выступают над головой. Лапы короткие, всё тело покрыто крупными роговыми щитками.

     Крокодилы делают гнёзда и откладывают яйца. В течение двух месяцев самка и самец охраняют гнездо. Вылупившихся крокодильчиков заботливая мать в пасти относит к воде.

     В основном крокодилы питаются рыбой, иногда поедают мелких животных, подстерегая их у водопоя.

     Крокодилы очень опасны для человека.

ОБЕЗЬЯНА

(познавательная информация)

     Один из самых интересных обитателей Африки – обезьяна шимпанзе. Это крупная человекообразная обезьяна, самый близкий родственник человека. Тело шимпанзе покрыто шерстью (кроме лица, ладоней и ступней).

     Шимпанзе живут стаями, где обязательно есть вожак. Они хорошо лазают по деревьям и могут пользоваться орудиями труда.

     Малыш шимпанзе рождается почти таким же беспомощным, как человеческий младенец, и несколько лет полностью зависит от матери.

     Шимпанзе едят фрукты, орехи, листья и побеги растений. Могут поедать насекомых, ящериц, грызунов.

     Взрослые шимпанзе могут быть опасны для человека.

     

   

     

ЖИРАФ

(познавательная информация)

     Жираф – это самое высокое из всех наземных животных, его рост может превышать пять метров.

     У жирафа очень длинные ноги и шея. На голове небольшие рожки, на хвосте длинная кисточка. Пятнистая окраска помогает ему маскироваться среди деревьев.

     Малыш рождается ростом около двух метров и сразу же встаёт на ноги. В момент его появления на свет все члены стада окружают мать и детёныша кольцом, защищая от любой опасности.

     Любимая еда жирафа – молодые побеги акаций и мимоз. Кормится он по утрам и вечерам, а жаркие дневные часы он проводит в полусне, жуя жвачку. Для человека жираф неопасен.

НОСОРОГ

(познавательная информация)

     Носорог – это одно из самых больших наземных млекопитающих. На морде  у него два рога – большой и маленький. У носорога толстая шея, короткие ноги, кожа в некоторых местах образует складки.

     Зрение у носорога слабое, а вот обоняние и слух – хорошие. Несмотря на большой вес, носороги быстро бегают.

     Детёныш рождается один раз в два-три года. Самка долго кормит его молоком. Маленький носорог остаётся с матерью до рождения следующего малыша.

     Носороги питаются травой, побегами, ветками и листьями мелких кустарников.

     Поведение носорогов непредсказуемо, они опасны для человека.

ЗЕБРА

(познавательная информация)

     Зебра – это дикая африканская лошадь. Её шерсть окрашена чередующимися тёмными и светлыми полосами. Грива у зебры короткая, на хвосте длинная кисточка.

     Зебры живут только в Африке. Они часто пасутся вместе с антилопами жирафами и страусами.

     В первые дни жизни жеребёнка самка никого не подпускает к нему ближе, чем на три метра. Отец охраняет маму и малыша.

     Зебры питаются травой, древесной корой, листьями, почками и корнями. Они могут подолгу бродить в поисках новых пастбищ, пить всего раз в день или ещё реже.

     Зебру можно увидеть в любом зоопарке мира. Для человека она неопасна.



Предварительный просмотр:

СЛОНИК

     Цель: упражнение способствует укреплению лицевых мышц.

И.п. – произвольное.

Взрослый. Представим, что мы превратились в доброго слоника, который решил умыться.

«Набираем в хобот воду»: вытягиваем вперёд губы и на вдохе имитируем всасывание воды. Задерживаем на несколько секунд дыхание и на выдохе «разбрызгиваем воду», выпуская через сжатые зубы воздух.

Я сегодня не скучал:

В хобот я воды набрал.

Если только захочу –

Всех водою окачу!

Ощущения. Какой ты слоник? Какие ощущения тебе запомнились? Что ты чувствуешь сейчас?

ЛЕВ

     Цель: упражнение укрепляет мышцы гортани; полезно при воспалительных заболеваниях горла.

И.п. – сидя на пятках. Ладони – на коленях.

Взрослый. Представим, что мы превратились в сильного льва, вышедшего на охоту.

Лёвушка начинает высматривать добычу: не убирая с коленей рук и не отрываясь от пяток, медленно поворачиваемся в левую сторону, а затем в правую. Располагаем язык между верхними зубами и губой и облизываем губы.

Наконец-то лев увидел добычу! Он меняет позу: приподнимаемся на коленях, поднимаем руки с растопыренными пальцами, высовываем язык и рычим сначала громко и протяжно, а затем – тихо, почти беззвучно.

Лев выходит на охоту:

Ночью медленно крадётся.

Очень есть ему охота,

Кто на ужин попадётся?

Ощущения. Какой ты лев? Понравилось ли тебе рычать? Почему? Какое у тебя настроение сейчас?

БЕГЕМОТ

     Цель: упражнение рекомендуется повторить 5-6 раз. Способствует улучшению кровоснабжения мозга.

И.п. – сидя по-турецки.

Взрослый. Представим, что мы превратились в толстого неуклюжего бегемота.

Садимся поудобнее, расслабляем всё тело и опускаем голову вниз.

Делаем глубокий вдох, а на выдохе произносим «ох-хо-о…».

Устал наш бегемотик: он сидит сейчас и зевает, широко раскрывая рот.

«Бегемот, бегемот!

Ты зачем разинул рот?

Хочешь съесть кого-то» -

Спросил я бегемота.

«Просто я зеваю,

Отчего – не знаю!

О-хо-хо, о-хо-хо,

Так зевается легко!»

Ощущения. Какой ты бегемот? Понравилось ли тебе зевать, широко раскрывая рот?  Что ты чувствуешь сейчас? Какое у тебя настроение сейчас?

ГИББОН

     Цель: упражнение даёт возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.

И.п. – стоя.

Взрослый. Представим, что мы превратились в гиббона. У этой обезьяны очень длинные передние лапы.

Не сгибая коленей, наклоняемся немного вперёд. Передвигаемся вперевалочку на внешней стороне стопы. Опущенные расслабленные руки при этом безвольно раскачиваются.

     Останавливаемся, медленно распрямляем спину, поднимаем голову вверх и с криками «хо-оо, о-хо-хо…» и «ух-ух…» стучим расслабленными кистями рук по всему телу.

 Что за зверь рычит, кричит:

«О-хо-хо, у-хо-хо»?

Нас поймать он норовит –

Хорошо, мы далеко!

Да ведь это же гиббон!

Почему сердитый он?

Ощущения. Понравилось ли тебе так передвигаться? Почему? Понравилось ли тебе кричать? Что ты чувствовал, когда кричал? Что ты чувствуешь сейчас?

ОБЕЗЬЯНКА

     Цель: упражнение даёт возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.

И.п. – произвольное.

Взрослый. Представим, что мы превратились в маленькую озорную обезьянку.

У обезьянки сегодня хорошее настроение: она прыгает, бегает, танцует, смеётся и даже плачет от радости. Покажите настроение обезьянки, выполняя любые действия в течение 2 – 3 минут.

А теперь поднимем руки вверх. Напряжём их. Опустим и расслабим руки. Со звуками «хо-о, хо-о…» легонько постучим расслабленными кистями рук по всему телу в течение 1-2 минут.

Остановитесь и замрите там, где вы сейчас находитесь в той позе, в которой вы оказались. Давайте помолчим и в течение 1-2 минут внимательно «прислушиваемся» к своим ощущениям.

А наша обезьянка устала и решила отдохнуть. Садимся на колени и слегка покачиваемся из стороны в сторону. Не поворачивая головы, несколько раз водим глазами вправо-влево.

Обезьянка-озорница,

Ей на месте не сидится!

Скачет весело: скок-скок,

То прыжок, то кувырок!

То танцует, то хохочет,

Что-то рассказать нам хочет!

Ощущения.  В какую обезьянку ты превратился? Какая часть упражнения тебе понравилась больше? Почему? Что ты чувствуешь сейчас? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Вода и ее превращения» (для детей старшего возраста)

Данный материал может быть использован на занятиях по формированию целостной картины мира. Расширить кругозор детей. Расширить и уточнить представления детей о природе. Закрепить умение наблюдать, экс...

Конспект занятия для детей подготовительной группы « Животные жарких стран »

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Животные жарких стран?" Цель занятия показать уровень подготовки детей к школе с использованием игровых упражнений и ИКТ по проф...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в пустыню»

Задачи:1.Систематизировать и дополнить знания детей о природной зоне «Песчаная пустыня», её природных условиях, животном и растительном мире. Содействовать расширению знаний детей о свойствах песка. О...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»

ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...

Конспект занятия для детей младшей группы "Животные и их детёныши"

Конспект занятия по развитию речи для детей 3 - 4 лет...

Конспект заняти для детей для детей 2 младшей и средней групп." Веселые превращения колобка"

Конспект заняти для детей  для детей 2 младшей и средней групп." веселые превращения колобка"...