Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Мы – экспериментаторы!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Перебейнос Наталья Леонидовна

Изучаем свойства воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vozduh.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Мы – экспериментаторы!»

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способе его обнаружения.
  2. Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
  3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
  5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 1 баночка с плотной крышкой, мелкие камушки, таз с водой, фен и полиэтиленовый пакет, технические средства обучения (система мультимедиа, компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», наглядная физ. минутка).

                                                Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько шаров  у нас в зале!

- У нас сегодня праздник? (нет)

-А тогда кто же их сюда принес? Я, кажется, догадалась – это клоун Жора.

Ведь вчера к нам приезжал цирк. Кто из Вас ходил в цирк? Вам понравилось в цирке? Я думаю, что и вы понравились циркачам, а особенно клоуну Жоре и он решил сделать вам подарок – эти замечательные шары.

- Посмотрите, какие  они красивые: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы детей). Он какой-то стал грустный, маленький. А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым? ( Надо его посильнее надуть.)

Воспитатель: Правда? Сейчас мы его надуем (надуваю или даю ребенку надуть).

- Вот какой он красивый получился!

Опыт №1 «Поиграем в прятки»

-А интересно, что у него внутри?  (воздух.)

- Вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

-Конечно воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.

Опыт №2 «Поймай воздух»

-  Ребята, а как вы думаете, воздух можно поймать? (ответы)

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Он пуст.)

- Да, он пустой.

-Смотрите, какой он тоненький.

-Хотите поймать воздух?

-Набираем в пакет воздух и закручиваем его.

-Что произошло с пакетом? (Пакет изменил форму, он полон воздуха.)

- На что похож? (ответы).

- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух.

-Что изменилось? (Пакет опять стал пустым.)

- Интересно, почему? (ответы).

- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Опыт №3 «Где прячется воздух»

-А вот интересно, воздух умеет играть в прятки?

- А может  воздух  спрятаться внутри нас, как вы думаете? (ответы).

- А хотите, проверим!

- Ребята, возьмите и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. Посмотрите, что произойдёт?

- Ой, ребята, что это происходит с водой?  (Выходят пузырьки.)

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

- Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Опыт №4 «Весит ли воздух»

 -Ребята,  как вы думаете, воздух имеет вес?

-Посмотрите, что у меня в руках?

-Как вы думаете для чего это?

-Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес.

-Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон подвесим одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом?  ( Шарик лопнет.)

( Протыкает иголкой один из надутых шаров.)

- Что произошло?

-Почему?   (Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)

-Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?  (У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые).

Физминутка

 -К нам в гости зашли снеговики, которые  собирают коллекцию воздушных шариков.  Они узнали, что у нас сегодня в зале такая красота и  решили прийти к нам. Давайте немножко отдохнем с ними и станцуем. Повторяйте движения за мной.

Опыт №5 «Что тяжелее?»

-  Отдохнули? Проходите к столу (подходят к столику)

- Что это?  ( Камушки.)

- Возьмите в руки камешки, какие они.  (Гладкие, тяжелые, твердые, все разные по форме)

-  Камень - это твердое тело. Сожмите его в ладошке. Он не изменяется.

-А можно ли взять в руку воздух и сжать его.  Значит  воздух не твердое тело.

- А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт.

- Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду? (Они тонут.)

-  Интересно, а почему камешки тонут?  (Потому что они тяжелые.)

-  Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.

-  А вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?  (ответы)

- Почему вы так думаете?  (ответы)

- Хотите проверить? (опускают шарики в чашку с водой)

- Странно, камешки утонули, а шарики нет.

-Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).

-Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут.

Опыт №6 « Воздушный шар»

-А теперь подуй (Данил) на шарик, ребята, что происходит с шариком?

-А если на него подуть сильнее? Правильно, шарик плывет быстрее.

- Когда мы дуем, начинается движение воздуха.

Мультфильм «Фиксики»

- Ребята, давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики. Присаживайтесь и смотрите  внимательно (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).

Беседа по мультфильму:

-  Интересно, как же так получается, Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике, он поднимается вверх.

- Давайте проверим, так ли это.

- Сейчас я вам покажу интересный опыт: я, беру пустой пакет, и с помощью фена нагрею его тёплым воздухом.

- Посмотрите, что происходит с пакетом?  (ответы).

- Действительно, пакет надулся, как вы думаете почему?

- Получается, что воздух нагревается в пакете и поднимается вверх, поэтому пакет надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

Опыт №7 « Запах»

- Ребята, у меня есть красивая баночка.

-Хотите мы с вами угадаем, что в ней лежит?

-А как это можно сделать, не заглядывая в баночку? (ответы) 

-Правильно, по запаху.

-Давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.

- Чем пахнет? (Апельсином, конфетами, медом, жевательной резинкой и т.д.)

- Ой, я люблю конфеты, апельсины,  а вы?  (ответы детей).

-  Ну-ка подставляйте ладошки,  я сейчас буду насыпать.

- А где же конфеты? Ребята, баночка пуста, а пахнет. Как так происходит?

(ответы детей).

-  Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой. Во всем воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.

- Ребята, а как вы думаете, для чего нужен воздух? (мы им дышим)

 - А какой воздух необходим для жизни человека? (чистый).

Игра Воздушный шар»:

-  Ребята, давайте вспомним,  что мы узнали о воздухе. Передавая шарик друг другу будем говорить: Какой он? Для чего он нужен?

- Ребята,  я хочу подарить вам шарики. Тем,  кому было интересно, я подарю красный шарик. А кто успел заскучать, я подарю зеленый шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности в подготовительной группе ДОУ"Цветовые контрасты"

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности "Музыка+ изо",в подготовительной группе ДОУ "Цветовые контрасты"...

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»...

Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в подготовительной группе «Жители Севера»

На занятии дети не только занимаются художественно - продуктивной деятельностью, но и проводят опыт, из которого делают сами выводы....

Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в подготовительной группе «Жители Севера»

На занятии дети не только успевают сделать коллективное панно, но и провести опыт и сделать выводы...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы,  обобщение. Развивать любознательность, интерес, интеллект внимания, самостоятельность....

Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе «Правила дорожного движения».

Программное содержание:- продолжать знакомить детей с правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «проезжая часть», «тротуар», «зебра», «дорожный знак «Пешеходный переход». Закре...

Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Солнышко» на тему: «Весенние приключения по дороге к азбуке»

Представлены виды игровых упражнений по закреплению и формированию звукобуквенного анализа слов, развитию связной речи, профилактике оптической дисграфии. Для детей подготовительной группы с ТНР....