Главные вкладки

    Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Часовая мастерская»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Расширить представление детей об окружающем мире; о приборах измеряющих время- часах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rmo_1_fevralya_2016_ogonek_.docx42.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Исполнительного комитета Нижнекамского района Республики Татарстан

    Муниципальное  учреждение «Управление дошкольного  образования»

    районное методическое объединение старших и подготовительных к школе  групп

    Организованная образовательная деятельность

    по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе

    «Часовая мастерская»

    http://stolicadetstva.com/images/text/2685cac6045a25b75500a4dead3deea9.jpg

    Махмутова

    Екатерина Александровна

    воспитатель I кв.категории

    Комарова

    Людмила Николаевна

    воспитатель  I кв.категории                                                              

    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида»   №3 «Огонек»                                                

                                                                          пгт Камские Поляны

    Нижнекамского района                                                  

    Республики Татарстан

    2016 г

    Тема:

    «Часовая мастерская»

    Образовательные

    Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

    Вид:

    Познавательное.

    Тип:

    Интегрированное

    Программное содержание:

    Цель: Расширить представление детей об окружающем мире; о приборах измеряющих время- часах.

    Задачи: 

    1.Познакомить детей с историей часов.

    2.Вызвать интерес к понятию «время».

    3.Рассказать детям о том, что часы созданы трудом многих людей, люди усовершенствовали их, чтобы ими  было удобно  пользоваться.

    4.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять характерные признаки  предметов.

    5. Воспитывать интерес к истории предметов.

    6. Воспитывать усидчивость во время выполнения заданий.

    Методические приемы:

    Загадки, рассказ воспитателя, вопросы к детям, просмотр слайдов, физминутка.

    Словарная работа:

    Солнечные, водяные, песочные, огненные, настольные, напольные, наручные и электронные часы.

    Оборудование и материалы:

    Слайды с различными видами часов, ноутбук, выставка часов принесенных из дома, бутылочки  для создания различных видов сыпучих часов, манка, песок, соль, стаканчики (3 шт), подносы.

    Предварительная работа:

    1.Расматривание рисунков и фотографий с различными часами.

    2.Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.

    3.Использование дидактических  игр «Все о времени», «Учим часики».

    4. «Узнай время»,  «Время года», «Время суток».

    Структура  ООД:

    1.Вводная часть:3 мин.

    2.Основная часть- 20 мин

    3. Заключительная часть- 10 мин.

    Ход организованной образовательной деятельности:

    (Дети входят в зал и присаживаются на стульчики полукругом).

    (Включается слайд с боем курантов)

    (Сл.2) Вос-ль: Кто догадался, что это за звук?  

    (Ответы детей)

    Вос-ль: Где находятся эти часы?

    (Ответы детей)

    Вос-ль: Самые знаменитые часы России- Кремлевские куранты, установленные на Спасской  башне появились в начале XVIIв.их

    Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада  опытных часовщиков обслуживают их работу, следят, что бы часы не отставали и не  торопились. 31 декабря с первым ударом Кремлевских  курантов страна вступает в Новый год.  Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу  счастья и поздравляем с Новым годом!

    Скажите, а где в больших городах  могут висеть часы?

    (Ответы детей).

    (Сл.3,4) Вос-ль: На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

    (Сл.5)  Вос-ль: Скажите,  а в Камских Полянах есть уличные часы?

    (Ответы детей).

    Вос-ль: Правильно такие часы висят на кинотеатре «Чулман- Су». Они со стрелками?

    Дети: Нет.

    Вос-ль: Какие это часы?

    Дети: Электронные.

    Вос-ль: Да вы правы они электронные. А еще эти часы показывают день, месяц и год.

    (Сл.6) А теперь поговорим о других видах часов. Мы с вами собрали большую выставку  часов. Вы принесли их из дома. Это домашние часы. Какие они бывают?

    (Ответы детей).

    (Сл.7) Вос-ль: Если на руке- наручные. На стене- настенные. На полу- напольные. А теперь я предлагаю вам рассказать о часах, которые вы принесли из дома.

    (Дети выходят берут часы которые они принесли из дома и рассказывают о них. Кому принадлежат эти часы? Кто ими пользуется?)

    (Сл.8)Вос-ль: Мы с вами послушали очень много нового и интересного о часах. А скажите мне как вы думаете, для чего люди изобрели часы?

    (Ответы детей: чтобы знать время, когда спать, когда вставать, когда кушать, играть, мыться).

    (Сл.9) Вос-ль: А какие часы умеют куковать?

    Дети: Часы с кукушкой.

    Вос-ль: Сейчас прослушаем  стихотворение.

    Ребенок (Самира): Прокофьева Софья «Часы с кукушкой»

    Часы с кукушкой

    Живёт в часах кукушка
    И время стережёт.
    Ведь это не игрушка,
    Вести минуткам счёт!
    А тут часы отстали…
    Бывает, не везёт!..
    Наверное устали, 
    Иль кончился завод?
     

    (Сл.10) ФИЗМИНУТКА «Часы»

    (Сл.11) Вос-ль: А вы знаете что давным-давно, когда еще не было часов, люди тоже следили за временем, но как сейчас мы узнаем. Стихотворение О.Шалимовой «Солнечные часы».

    Ребенок (Дарина) : Я у солнышка спросила,

    Сколько времени сейчас.

    Солнце палку осветило,

    Показало! Вот те раз?

    Но потом я догадалась!

    Палочку воткнула в грунт,

    Круг вокруг нарисовала,

    Числа, циферки- все тут!

    Тень от палочки мгновенно,

    Показала мне тот час!

    Только помнить нужно – север,

    На двенадцати у нас!

    (Сл.12,13) Вос-ль: Циферблат солнечных часов таких часов помещали на открыто ярко освещенном солнцем месте, а стрелкой служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?

    (Ответы детей: если нет солнца, то часами нельзя пользоваться).

    (Сл.14) Вос-ль: Посмотрите, вот еще одни древние часы.  Их называют – огненными. Они были в виде свечки.

    (Сл. 15) Но еще в древнем Китае были такие часы которые были похожи на дракона.  Сделаны они были из дерева. На спине деревянного дракона располагался желоб в который наливали масло. Через спину дракона протягивалась веревочка с гирьками. С одного конца по данных часов поджигали масло и когда оно доходило до веревочки и пережигало ее, то гирьки падали вниз на железный поднос. Это служило в то время своеобразным будильником.

    (Сл.16) Скажите, а как вы думаете бывают водяные часы?

    (Ответы детей).

    (Сл.17) Вос-ль:  А я хочу познакомить вас с еще одними старинными часами- они водяные. Греки называли свои водяные часы «Клепсидрой»- похитительницей воды.

    Ребенок (Ваня): Александр Савостьянов «Водяные часы»

    Водяные часы – Клепсидра.
    Наполняет сосуд вода.
    Прибывает вода… Всем видно –
    Поднимается вверх тогда!

    (Сл. 18) Вос-ль: В современном мире водяные часы  широко применяются во Франции, в телеигре «Ключи от форда Байярда» и представляет собой поворотный механизм  с водой.

    (Сл.19) Так же используют в современном мире водяные часы.

    (Сл.20)Вос-ль: Из седой старины пришли к нам и песочные часы. А сейчас я предлагаю вам прослушать  стихотворение.

    Ребенок (Рамиля): Галина Суханова «Песочные часы»

    Песочные часы пересыпают время,

    Ведут они учет удачам и потерям.

    Песчинки бугорком лежат на дне сосуда.

    И каждая из них как маленькое чудо.

    Вос-ль: Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих  форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой  струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из  верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута. А скажите где можно использовать такие часы?

    (Ответы детей: в больнице при принятии лечебных процедур).

    (Сл.21) Вос-ль: Представьте, что мы с вами взяли песочные часы на прогулку. Удобно ли нам ими пользоваться? Почему?

    (Ответы детей: забудем, когда их необходимо переворачивать).

    (Сл.22) Вос-ль: Ребята, а вы знаете кто такие изобретатели?

    (Ответы детей).

    Вос-ль: Да вы правы. Это те люди которые изобретают что то новое. Вы хотите быть изобретателями.

    Дети: Да.

    Вос-ль: Тогда подойдите к столам и соберите команду из 4- х человек. Ребята посмотрите что перед вами лежит на столах.

    (Ответы детей).

    Вос-ль: А как вы думаете, что мы свами могли бы изобрести?

    (Ответы детей).

    Вос-ль: Я предлагаю вам сегодня изобрести новый  вид часов. Хотите?

    (Ответы детей).

    Вос-ль: Скажите а какой вид часов будет изобретать стол №1? (сахарный), стол №2? (манный), стол №3?(соляной)

    Вы берете бутылочку и с помощью воронки высыпаете туда содержимое стаканчика. Затем акуратно закрываете бутылочку пробкой. Сверху вы прикручиваете другую бутылочку и ставие  ее на стол, не переворачивая.

    (Дети выполняют задание).

    Вос-ль: А теперь мы проверим сколько потребуется времени перетечь  содержимому одной  бутылочки в другую. Мы попросим нашех гостей помочь нам в  этом.

    (Дети подходят  к гостям и предлагают им измерить время на сделанных часах. Далее данные записывают на этикетку на бутылочке).

    Вос-ль: А теперь скажите довольны ли вы проделанной работой?

    (Ответы детей).

    Вос-ль: Скажите где мы можем использовать манные часы?

    (Ответы детей).

    Вос-ль: А сахарные часы?

    (Ответы детей).

    Вос-ль: А соляные часы?

    (Ответы детей).

    (Сл.23) Вос-ль: А теперь я предлагаю вам пройти в группу, а ваши часы пусть побудут здесь и на них  посмотрят наши гости. Ребята давайте попращаемся с нашими гостями.

    Дети: До свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным рукотворным миром. Тема: «История ложечки»

    Прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке....

    Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие в прошлое телефона"

    Цель:Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.Задачи:1. Познакомить д...

    Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Нарядные народные игрушки» (итоговое занятие, закрепляющее полученные ранее знания об игрушках).

    Цели: 1. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры.2. Дать представление о многообразии народных промыслов.3. Воспитывать бережное отношение к труду людей.4.  Разви...

    Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушением зрения "Дикие животные нашего края"

    Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушением зрения № 2 "Дикие животные нашего края"...

    Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посуда. Продукты питания».

    Цели: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Формировать умение отвечать на вопросы полным о...

    Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «К нам пришла весна»

    Закрепить знания  детей о растительном и животном мире весной....