Интегрированная НОД «Путешествие в прошлое нашей одежды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Учайкина Мария Владимировна

Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe_nashey_odezhdy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Интегрированная НОД
    «Путешествие в прошлое нашей одежды»

Автор: Учайкина М.В.      

Воспитатель 1 категории

Цель:

Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.

Задачи:

Обучающие задачи:

Научить понимать назначение и функции предметов одежды, необходимых для жизни человека.

Развивающие задачи:.

Развивать любознательность детей.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях бережное отношение к одежде.

Воспитывать сочувствие, желание прийти на помощь.

Оборудование:

 компьютер, презентация «История нашей одежды»;  запись спокойной музыки; кукла Незнайка; образцы различных тканей, шерсти, хлопка, льна;  краски, валик, изображения одежды.

Предварительная работа:

Беседа о том, как шьют одежду.

Проведение познавательных занятий об одежде, о видах тканей, о профессии «швея».

Изготовление альбомов «Одежда», создание коллекции тканей, меха.

Рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени.

Рассматривание образцов тканей.

 

Описание хода непосредственно образовательной деятельности:

I. Сюрпризный момент.

Дети сидят полукругом. Сними на стульчике сидит Незнайка, звучит  спокойная  музыка. Воспитатель смотрит на детей недоуменно и пересчитывает их про себя. Потом говорит: "Ничего не пойму, у нас новый мальчик?" и показывает на Незнайку. Ответы детей.

Незнайка: Вы такие все красивые, нарядные. Я тоже с вами хочу играть. Я принес альбом, но не знаю что это в нем.

Воспитатель: Покажи нам, может мы знаем.

Незнайка показывает альбом с образцами тканей.

Воспитатель: Ребята вы знаете, что это?

ответы детей

Воспитатель: это образцы тканей, из которой шьют одежду.(рассматривание образцов тканей, познакомить с различными тканями)

II. Вводная беседа

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что на вас одето? (ответы детей)

Воспитатель: Как можно сказать это одним словом? (Одежда)

Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли люди носили такую одежду? (Нет).

Воспитатель: Правильно! В разные времена люди носили разную одежду.

Воспитатель: Как вы думаете, что было одеждой человека, когда не было платьев, брюк, юбок, рубашек?

Воспитатель: Хотите узнать, как появилась одежда, и какая она была раньше.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в путешествие.  Сегодня мы с вами отправимся в путь во времени, сначала в прошлое, затем вернёмся в настоящее: пройдем весь путь чудесных превращений нашей одежды.

  

 Просмотр презентации «История нашей одежды.»

Воспитатель по ходу просмотра презентации ведёт рассказ об истории возникновения одежды.

Слайд 1.

- Вот мы и очутились в прошлом. 

Дети садятся на брёвнышко (скамейка, покрытая тканью).

- Кругом доисторический диковинный лес.

Слайд 2

 Мы с вами попали в то время, когда люди жили в лесу, в пещерах, ели сырое мясо и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра и дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы.

Слайд 3.

Но ведь растениями можно не только любоваться. Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и ветра. И тогда человек сделал одежду из листьев, травы, соломы, веток.

- А как вы думаете, прочной ли была одежда из травы, листьев?

- Правильно, непрочной. Она засыхала, рвалась.

- А можно ли в такой одежде ходить зимой?

- Нет.

- Почему?

- Потому что зимой холодно, можно замёрзнуть, заболеть.

- В этих же лесах рядом с людьми жили разные животные. Им не страшны ни ветер, ни холод.

- И тогда человек подумал: «Вот если бы у меня была такая же тёплая шкура, как у животных, мне бы не было холодно».

Слайд 4.

- И пошёл человек на охоту, добыл шкуру животного и сделал из неё одежду.

Воспитатель показывает кусок шкуры.

Вот и у меня есть шкура. Давайте ее на кого-нибудь наденем.  (Шкура маленькая)

Почему мы не можем ни на кого ее надеть? Какая шкура нам нужна? (Большая)

Чтобы получить большую шкуру надо выследить большого зверя и убить.  Предлагаю поиграть в охотников.

Слайд 5.

Физминутка -стихотворение

  «Охотники»

Мы охотники на льва, да?

Не боимся ничего?

Нет!

А в руках у нас копье и лук!

Раз-два.

Мы по улице идем,

Левой, правой, левой, правой!

На охоту всех зовем.

Левой, правой, левой, правой!

Стоп! Перед нами река,

Широка, глубока,

Реку мы переплывем.

И дальше пойдем.

Стоп! Перед нами лес.

Деревья до небес,

Болото на пути,

Как туда пройти?

С кочки на кочку

Прыг, прыг, прыг!

Стоп! Пещера на пути

Нам в нее войти?

Не видать ничего.

Не слыхать никого!

Мы в пещеру вошли,

И кого же там нашли?

А в пещере лев спит

И громко храпит.

Вдруг лев проснулся

Да как зарычит !

И каждый охотник как задрожит.

Испугались! Ой-ой!

И скорей бежать домой!

Домой добежали,

Очень устали.

Вот так охотнички!

Но убивать животных жалко и нельзя.

- Удобно ли было носить такую одежду?

(Нет, плохо держится, она тяжёлая, летом жарко.)

 Слайд 6.

- Люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава-лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Такой тканью люди обматывали себя.

- Давайте и мы попробуем.

Воспитатель обматывает двух детей тканью.

- Удобно вам ходить? (Нет)

- А что-нибудь делать? (Нет)

- Почему? (Ткань падает, не держится на теле, неудобно двигаться.)

 

Слайд 7.

- Правильно, а чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать края ткани и получились вот такие рубахи.

 - Ребята, а какие инструменты нужны, чтобы сшить одежду?

Слайд 8-11.

 Д/и «Что лишнее?»

- Посмотрите на экран там, изображение четырех предметов, три из которых - это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним нельзя. Вы должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.

  • ножницы, нитки, молоток, пуговица.
  • иголка, ножницы, стул, нитки.
  • пуговица, нитки, стол, иголка.
  • нитка, иголка, шкаф, ножницы. 

Молодцы!

Слайд 12.

- Кроме льна есть ещё одно растение, из которого люди научились делать нити, а из нитей ткани - это хлопок. Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани.

 

Слайд 13.

- Было время, когда придумали платья и на них стали тратить много дорогой ткани, делали складки, оборки, украшения.

- Как вы считаете, в такой одежде удобно ходить?

(Нет, потому что люди не могли быстро ходить, бегать, подниматься по ступенькам, заниматься спортом. Она была тяжелая, на нее уходило много ткани и украшений.)

 

Слайд 14.

- Постепенно люди пришли к одежде, которую носим мы с вами.

- Вам нравится ваша одежда? (Да).

- Какая она? (Наша одежда удобная, красивая, аккуратная).

- Какие виды одежды вы знаете? (Юбки, брюки, платья, пальто…).

Д/и «Назови действие»

- Что необходимо делать, чтобы наша одежда была аккуратная, красивая? (Надо за ней ухаживать)

- А знаете ли вы, как надо ухаживать за одеждой? (Да).

Давайте поиграем, я вам буду задавать сложные вопросы, а вы отвечать.

  • Если одежда  испачкалась? (одежду стирают).
  • Если измялась? (одежду утюжат).
  • Если разорвалась? (одежду зашивают).
  • Если мы снимаем одежду, что делаем с ней? (Аккуратно развесим или сложим).

Воспитатель обобщает ответы детей:

Чтобы служила подольше одежда,

Содержать её нужно опрятной и свежей.

Чистить, гладить, стирать и сушить,

Поносить, а потом аккуратно сложить.

Незнайка: Теперь я знаю, историю нашей одежды, пойду расскажу все, что я узнал своим друзьям. А вам в подарок оставляю конверт, мне его Баба-яга подарила.( и уходит)

Воспитатель: (открывает конверт, а там чистые листы бумаги.) Вот Незнайка, подарил нам листы бумаги и что с ними делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Если это подарила ему Баба-яга, а она выдумщица, наверное опять волшебство применила. Сейчас мы с вами возьмем волшебные краски и раскрасим весь лист и посмотрим, что будет.  

X. Итог образовательной деятельности

- Скажите мне, куда мы с вами совершили путешествие? (в прошлое одежды).

- Что нового вы узнали, пока были в путешествии?

(Узнали, из чего раньше делали одежду, какими инструментами пользуются для изготовления одежды, какие существуют виды тканей.)

 - Что вам сегодня понравилось?

Использованная литература:

1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн.3.2-е изд. - М.:ТЦ Сфера,2009.

2. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа/авт.-сост. В.Н.Мезенцева, О. П. Власенко.- Волгоград:Учитель, 2012.

интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru/download/prilozheniya/chudesnyye_prevrashcheniya_odezhdy.rar

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной ООД "Путешествие в прошлое денег"

Цель: дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в прошлое нашего города»

Тема НОД по познавательно – исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое нашего города»»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативно...

Конспект ООД "Путешествие в прошлое нашего города" для детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийной презентации

Данный материал поможет в работе воспитателю с детьми старшего дошкольного возраста по теме : "Мой город"....

Конспект интегрированной НОД "Путешествие в прошлое одежды"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе содержит работу с детьми по ознакомлению детей с русским костюмом, элементами одежды в разных видах детской деятельности....

Интегрированное занятие "Путешествие в прошлое книги"

Интегрированное занятие "Путешествие в прошлое книги"...

Интегрированное занятие "Путешествие в прошлое"

Пробуждать у детей интерес к истокам к русской народной культуры , дать детям понять, что они часть  великого русского народа....