Конспект интегрированной НОД "Путешествие в прошлое одежды"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе содержит работу с детьми по ознакомлению детей с русским костюмом, элементами одежды в разных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Путешествие в прошлое одежды»

(старшая группа)

Цель: Знакомство с русским народным костюмом через интеграцию различных видов деятельности.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения одежды, с элементами народного костюма.

Активизировать в речи новую лексику: сарафан, кокошник, ларец, сундук, онучи.

Воспитывать любовь к народной культуре, формировать интерес, эмоциональную отзывчивость, развивать творческие возможности детей в  процессе интеграции различных видов деятельности:

познавательной, художественной, продуктивной.

Методические приемы:

  • Наглядный

Показ иллюстраций, видеоматериалов

  • Словесный

Беседа, ответы на вопросы, пояснения, отгадывание загадок.

  • Эвристический

Постановка задачи и коллективный поиск решения.

  • Практический

Художественное экспериментирование. Роспись по ткани фломастерами.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, слушание музыкальных произведений, чтение произведений устного народного творчества (загадки, потешки, сказки) Обращение к сказкам народов мира (например, «Кто сшил Видеку рубашку» словенская сказка)

Материальное и оборудование:

Компьютер, проектор, демонстрационная доска для показа слайдов, куклы в русских национальных костюмах, красочная коробка  -«ларец» для сюрпризного момента, иллюстрации из русских народных сказок, фломастеры и шаблоны с изображенными на них предметами одежды из ткани для художественной росписи на каждого ребенка.

Ожидаемые результаты: дети знакомы с русским костюмом, его элементами, изображают их на ткани.

Формы организации: групповая, подгрупповая, в парах.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная

  1. Мотивация.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята, сегодня  мы отправимся с вами в необычное сказочное  путешествие…

 У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша,
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец.
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.

Посмотрите, к нам из сказки пришла посылка, давайте посмотрим, что в этом чудесном «ларце»

Дети открывают коробку и достают  кукол в народных костюмах, рассматривают их.

1.Беседа.

Воспитатель:

-Ребята, кто сегодня у нас в гостях?

Дети:

-Куклы, сказочные герои, Аленушка,Иванушка.

Воспитатель:

-А  что на них одето?

Дети:

-Сарафан, рубашка, штаны

Воспитатель:

-А сейчас мы носим такую же одежду?

Дети:

-Да. Да, но она не похожа на одежду сказочных героев. Она современная.

Воспитатель:

-Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами отправимся в необычное «Путешествие  в прошлое одежды»

«Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда,

Проходите, не стесняйтесь,

Все увидеть постарайтесь…»

(Куклы –герои приглашают ребят на презентацию)

2.Презентация на тему: «Путешествие в прошлое одежды» Из истории русского народного костюма.

Слайд №1

Куклы-герои предлагают ребятам рассмотреть «волшебный ларец» и поясняют, что раньше не было шкафов, а одежда хранилась таких сундуках:

Слайд №2

Затем ребятам предлагается «достать» из сундучка один из предметов народной одежды:

Воспитатель:

-Посмотрите, ребята, что это за одежда?

Дети:

-Платье, сарафан.

Воспитатель:

- А кто носил такую одежду?

Дети:

-Девочки, мамы.

Воспитатель:

-Какая она?

Дети:

- Нарядная, красивая, новая…

Слайд №3

Воспитатель:

«Посмотри, как хороша

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Девица так красива…»

-Посмотрите, ребята, это нарядный головной убор – кокошник. Обычно девочки и женщины носили платочки и ленты, а кокошник надевали в праздник .

Слайд №4

Воспитатель:

-Скажите, пожалуйста, ребята, во что одет мальчик?

Дети:

-Рубашка, штаны, поясок.

Воспитатель:

-Рассмотрите, какая рубашка?

Дети:

-Красивая,  нарядная, белая, с узорами…

Воспитатель:

-Верно. Раньше рубашки украшали вышивкой, которая делала рубашку  нарядной, праздничной. А еще в старину узоры на рубашке служили своеобразной защитой, оберегали от врагов.

Воспитатель

-А что еще необычное вы заметили в одежде мальчика?

Дети:

- На штаны намотаны белые «тряпочки»

Воспитатель:

- Молодцы, вы очень наблюдательны! Эти «тряпочки» назывались «онучи» и наматывали их для того, чтобы штанишки не пачкались внизу.  Раньше люди очень бережно относились к своей одежде. А как вы относитесь к своей одежде?

Дети:

-Аккуратно, бережно, хорошо…

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Что-то мы с вами засиделись. В народе говорят: «Делу –время, потехе час»

«Мы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились,

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть,

Вышли дружно поиграть,

Себя людям показать!»

  1. Физкультминутка.

Под звучание народной музыки детям предлагается поиграть в известные им народные игры «Ручеек» «Змейка» и т.д. по выбору.

Описание народных игр:

«Ручеек»

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе.

                                                      

«Змейка»

С помощью считалки выбирается ведущий «змейка». Играющие разбегаются и замирают на месте. «Змейка» по очереди подходит к каждому со словами:

«Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу,

Хочешь быть моим хвостом?»

Играющий отвечает: «Да, конечно же, хочу»

«Змея»

- Ну, цепляйся за меня…

Играющие по очереди цепляются за «хвост» змейки, а в конце игры пытаются догнать свой хвост.

«Наша творческая мастерская»

Воспитатель:

-Сегодня, ребята, мы совершили путешествие в прошлое одежды. Какая народная одежда вам особенно понравилась?

Дети:

-Сарафан, рубашка…

Воспитатель:

-А почему, чем она вам запомнилась?

Дети:

-Она нарядная, красивая, праздничная, с узорами, вышивкой…

Воспитатель:

-  А сейчас, ребята, я вам предлагаю тоже стать настоящими мастерами и рукодельницами, ведь недаром говорят: «Красна птица опереньем, а человек – рукоделием»

Дети приглашаются за столы, где для каждого ребенка приготовлены фломастеры и шаблон с одеждой для художественной росписи по ткани. Детям предлагается «расшить» рубашку или сарафан по предложенному образцу.

В заключении  занятия подводятся итоги и оформляется выставка детских работ

«Наш Вернисаж»

                           

Приложения:

  • Список использованной литературы
  1.  Аникин В.П.

Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957

  1. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000
  2. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе. Воронеж.: ТЦ «Учитель»2006
  3. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.
  4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /О.Л.Князева,М.Д.Маханева.-Изд. «Детство-Пресс» С-Пб 2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "Путешествие в прошлое одежды"

Конспект интегрированного занятия по познавательной и продуктивной деятельности на тему "Путешествие в прошлое одежды" Это занятие можно проводить в рамках темы "Одежда" ,приобщая дошкольников к исток...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект интегрированного занятия Тема: «Дизайнеры одежды».

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о том, кто и как создает одежду.Задачи:Активизировать словарь детей по данной теме. Закрепить знания классификации одежды....

Конспект занятия "Путешествие в прошлое одежды"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие в прошлое нашей одежды» для детей старшей группы....

Конспект ООД "Путешествие в прошлое одежды"

                                 «Путешествие  в прошлое одежды»Программное содержание:позн...

Конспект ООД "Путешествие в прошлое одежды

Познавательное развитие. для воспитанников подготовительной к школе группы...

Конспект занятия. «Путешествие в прошлое одежды».

Конспект занятия  в подготовительной к школе группе.Тема: «Путешествие в прошлое одежды»....