Конспект занятия "Путешествие в прошлое одежды"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Щербина Наталья Юрьевна

Конспект занятия в средней группе компенсирующей направленности с ТНР

по теме: "Путешествие в прошлое одежды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

Конспект занятия  по теме «Путешествие в прошлое одежды».

Образовательная область: «Познавательное развитие» - Развитие представлений о себе и окружающем мире

(4 -5 лет)

Подготовила:

Щербина Наталья Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Рубцовск, 2025 г.

Педагог (ФИО) Щербина Наталья Юрьевна

Образовательная область Познавательное  развитие Возрастная группа: средняя группа

Тема занятия: «Путешествие в прошлое одежды».

Форма занятия: групповая

Продолжительность занятия: 15 минут.

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие: дать представление о назначении и функциях предметов одежды, необходимых для жизни человека.

Речевое развитие: активизировать речь, слуховое внимание.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать учить составлять узор из знакомых элементов, развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.

Социально-коммуникативное развитие: формировать доброжелательные отношения между детьми, воспитание эмоциональной отзывчивости. 

Физическое развитие: развивать способность к умению соотносить слова с движениями.

Тема занятия: «Путешествие в прошлое одежды»

Цель: Ознакомление с процессом изменения и преобразования одежды взрослых в разные времена.

Задачи:

Обучающие задачи: формировать умение устанавливать связь между материалом и способом  изготовления предметов одежды в разные времена.

Развивающие задачи: развивать умение ориентироваться в прошлом, развивать эстетическое восприятие, зрительную память.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к одежде.

Методы и приёмы:

1.Словесные: беседа, вопросы, рассказ.

2.Практические:  физминутка.

3.Наглядный: рассматривание, презентация.

4.Игровой: мотивация («путешествие в прошлое одежды»), сюрпризный момент (корзина с инструментами для шитья одежды).

Словарная работа:  иголка, нитки, ткань, пуговицы, ножницы, одежда, швея.

Материал и оборудование: нарядная кукла;  корзина с иголками,  нитками, тканью, пуговицами, ножницами; картинки с изображением инструментов для шитья (иголка, нитки, пуговицы, ножницы, ткань); ноутбук для показа слайдов; бумажные  силуэты платьев; цветные карандаши.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени, беседа о том, как шьют одежду, проведение познавательных занятий об одежде, о профессии «швея».

  1. Вводная часть. Организационный момент, начало занятия включающие:
  • Задачи: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия информации, определение цели деятельности.
  • Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент), наглядный (рассматривание), словесный (вопросы).

Методы и приемы, цель

Деятельность педагога, обратная связь на высказывание детей

Деятельность детей

Игровой  метод

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Словесный  метод

Цель: восприятие информации, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников.

Наглядный метод

Цель: формирование представления об окружающем мире, развитие внимания, любознательности.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришла красавица – кукла Настя. Настя – большая мастерица. Попробуйте угадать, чем она больше всего любит заниматься. Настя принесла корзину с предметами.

В: Хотите, узнать,  что это за предметы?

Дети: Да.

Педагог демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы.

Воспитатель: Ребята, что между ними общего? Для чего нам нужны эти предметы?

Дети: Чтобы шить, чтобы делать одежду, чтобы пришивать что – нибудь.

Воспитатель: Молодцы! Благодаря этим предметам мы можем шить одежду. Вот что любит делать Настя – шить. Наверно и платье Настя сшила себе сама.

Воспитатель: Вы знаете, как люди научились шить одежду? Хотите узнать?

Дети: Да.

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Дети проявляют интерес к предметам и отвечают на вопросы.

.

2. Основная часть занятия.

Данный этап предполагает:

  • Задачи: формировать умение устанавливать связь между материалом и способом  изготовления предметов одежды в разные времена; развивать умение ориентироваться в прошлом, развивать эстетическое восприятие, зрительную память, слуховое внимание.
  • Критерии определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу могут включать:

Ответы на поставленные вопросы. Если воспитанник затрудняется ответить, то педагог спрашивает у остальных. Если вопрос вызвал затруднение у всех, то педагог сам комментирует его и разъясняет.

  • Методы мотивации и стимулирования: сюрпризный момент, поощрение, проведение игры.
  • Формы организации практической деятельности детей: фронтальная.
  • Для снижения утомления, напряжения детей: физминутка.
  • Методы и приёмы: словесный метод (рассказ, вопросы), наглядный метод (презентация, рассматривание картинок), практический метод (физминутка, игра на слуховое внимание).

Методы и приемы, цель

Игровой метод («Путешествие в прошлое одежды»)

Словесный метод (рассказ, вопросы).

Цель: активизировать речь, развивать внимание, умение слушать и отвечать на вопросы.

Наглядный метод (презентация)

Цель: развивать зрительную память, воображение.

Практический метод (физминутка)

Цель: предупреждение переутомления, развивать способность к умению соотносить слова с движениями.

Деятельность педагога, обратная связь на высказывание детей

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где узнаем, как именно люди научились шить одежду. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой, тот же час окажется в прошлом.

Вокруг вас я обойду, в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в прошлом одежды. Занимайте удобные места и слушайте.

Показ на экране слайдов о древних людях с комментариями воспитателя.

Слайд 1: «Путешествие в прошлое одежды»

Слайд 2: - Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя.

Слайд 3: А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота!

Слайд 4: Но ведь растениями можно не только любоваться. Посмотрите,  что можно сделать из листьев?

Дети по очереди называют, что можно сделать из листьев (сделать венок на голову; спрятаться от дождя).

Слайд 5: Посмотрите, а ещё люди делали юбки из листьев.

Воспитатель. Хорошо придумано? Но скажите, зимой можно ходить в такой одежде?

Дети. Нет.

Воспитатель. А почему нельзя зимой находиться на улице, в одежде из листьев?

Ответы детей. Варианты ответов (потому что зимой холодно, мы замерзнем, нам будет холодно, и мы будем болеть).

Воспитатель. Правильно, ребята. Листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды.

Слайд 6: В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо - подумал человек.

Слайд 7: Так появилась одежда из шкур животных. 

Воспитатель. Ребята, эта одежда удобнее одежды из листьев?

Дети. - Да.

Воспитатель. Почему?

Дети. - В одежде из шкуры не холодно зимой.

Воспитатель. А летом?

Дети: Летом в шкуре жарко.

Воспитатель. Молодцы! Такая одежда тяжёлая, летом в ней жарко.

Слайд 8: Тогда люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава-лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань.

Слайд 9: Такой тканью люди обматывали себя.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в такой одежде удобно что – нибудь делать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Неудобно прыгать, бегать, падает.

Слайд 10: А чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи. Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой.

Слайд 11: А ещё люди научились получать ткань из другого растения – хлопка. Ребята, посмотрите, какое интересное растение – хлопок. Вот это хлопковое поле. Из нитей растения ткут ткань.

Слайд 12: Позже люди научились из шерсти овец  делать шерстяные ткани, пряжу. Из пряжи вязали варежки, платки, носки, кофты.

Воспитатель. Так стали появляться разные виды тканей шерстяная, льняная, хлопчатая и другие. Мастерицы все время старались сделать одежду удобной и красивой.

Воспитатель: Так постепенно люди пришли к одежде, которую мы сейчас носим с вами. Чтобы сшить одежду люди затрачивают много труда. Поэтому к одежде нужно относиться бережно, тогда она будет вам служить долго, и вы всегда будете красивыми.

Воспитатель: Ребята, вы поняли, как люди научились шить одежду?

Дети: Да.

Физминутка.

Воспитатель: А теперь я предлагаю встать и сделать круг. Поиграем в игру и представим, что мы шьём одежду. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.

Воспитатель и дети образуют круг и идут произносят:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так…

Воспитатель показывает действия (вдеваем нитку в иголку, режем ножницами, шьём, пришиваем пуговицу), а дети повторяют и называют его действие.

Воспитатель: Вот молодцы, ребята! Красивую одежду мы с вами сшили.

Игра на слуховое внимание

Воспитатель: Сейчас я узнаю, насколько вы хорошо знаете свою одежду. (Например:  Сейчас на своё место сядет тот, на ком надета жёлтая футболка и чёрные шорты (садятся дети в жёлтых футболках и чёрных шортах).Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья).  А теперь садитесь все остальные.

Деятельность детей 

Дети свободно выбирают рабочие места на скамейке.

Дети, отвечая на вопросы педагога, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.

Дети садятся за столы.

  1. Заключительная часть занятия:
  • Задачи: обобщение результатов совместной деятельности, выявление настроения, создание ситуации успеха для каждого воспитанника.
  • Методы и приемы: словесный  (вопросы, косвенная оценка деятельности воспитанников).

Методы и приемы, цель

Деятельность  педагога, обратная связь на высказывание детей

Деятельность детей

Словесный метод (вопросы, косвенная оценка)

Цель: обобщение результатов совместной деятельности, создание ситуации успеха для каждого воспитанника.

Наглядный метод

Цель: формирование представления об окружающем мире, развитие внимания.

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие. Воспитатель: Что нового  узнали, пока были в путешествии? (узнали, какую одежду носили раньше).

Воспитатель: Посмотрите на картинки и скажите, какими инструментами пользовались мастерицы для изготовления одежды?

Воспитатель: Ребята, а если вы научитесь шить, кем вы можете стать, когда вырастете?

Воспитатель. - Правильно, молодцы, ребятки. Вы все были хорошими слушателями, отвечали на вопросы.

Воспитатель: А теперь Настеньке пора домой. Она хочет сшить платья своим подружкам-куклам, а  вам дарит раскраски  с платьями, чтобы вы придумали и нарисовали свои узоры для платьев. Поблагодарите Настю и скажите до свидания!

Воспитатель: На этом занятие закончено.

Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, огорчается, равнодушен)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "Путешествие в прошлое одежды"

Конспект интегрированного занятия по познавательной и продуктивной деятельности на тему "Путешествие в прошлое одежды" Это занятие можно проводить в рамках темы "Одежда" ,приобщая дошкольников к исток...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ "«Путешествие в прошлое одежды»

Знакомство детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Путешествие в прошлое одежды».

Задачи: Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; п...

конспект ООД по ФЦКМ в средней группе «Путешествие в прошлое одежды»

Интегрированные области: познавательное развитие, речевое развитие.Интегрированные задачи:Образовательные: дать детям представление о происхождении одежды,  учить устанавливать связь между матери...