Конспект ООД "Путешествие в прошлое одежды
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Логинова Анна Евгеньевна

Познавательное развитие. для воспитанников подготовительной к школе группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28 «Колокольчик» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект                                                                                 организованной  образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

для воспитанников подготовительной к школе группы  

                                                                                             Логинова Анна Евгеньевна                                                                                                            

                                                                                             воспитатель 1 категории

                                                                                             

Цель: дать воспитанникам первоначальное представление об истории возникновения одежды.

Задачи:

познавательное развитие:

- расширять представления детей об истории создания одежды;

- побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет одежду, делая ее более  

  удобной и комфортной;

- познакомить детей с названиями одежды древних греков, русских, башкир;

- воспитывать бережное отношение к одежде.

речевое развитие:

1. Развивающая речевая среда:

- продолжать развивать речь как средство общения;

- учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагая свои мысли понятно для окружающих.

2.Формирование словаря:

- продолжать работу по обогащению словаря  (первобытный, древний, Греция, Русь,  

  кочевники). 

3.Связная речь: 

- совершенствовать диалогическую речь.

физическое развитие:

- продолжать учить координировать речь с движением;

- развивать быстроту реакции.

Художественно-эстетическое развитие:

- формировать навыки исполнения греческого танца «Сертаки».

Методические приемы:

- загадывание загадки;

- беседа;

- рассказ воспитателя;

- показ слайдов;

- игры (дидактическая, подвижная);

- танец;

- сюрпризный момент.

Материал:

Демонстрационный:

- слайды;

- плоскостные куклы с комплектом одежды разных времен и народов;

- 4 платка для игры.

Раздаточный:

- ткань;

- бумажные куклы с комплектом одежды.

Предварительная работа:

- отгадывание загадок об одежде;

- заучивание пословиц и поговорок;

- беседа о жизни первобытных людей;

- разучивание греческого танца «Сертаки»;

- знакомство с национальной одеждой русских и башкир, их бытом;

- дидактическая игра «Какая бывает одежда?»;

- башкирская народная игра «Юрта».

Ход: 

Орг. момент. Стулья стоят полукругом. Дети встают в круг.

Воспитатель. Собрались все дети в круг.

                        Я — твой друг и ты — мой друг!

                        Дружно за руки возьмёмся

                        И друг другу улыбнёмся.

Введение в тему. 

Воспитатель. Я хочу загадать вам загадку, отгадав которую, вы поймете, о чем сегодня

                        пойдет речь.

                        Созданы людьми предметы

                        Чтоб на тело надевать,

                        Чтоб в жару не задохнуться,

                        И в мороз не замерзать! (Одежда)

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Какая бывает одежда?»

Дидактическая игра с мячом «Какая бывает одежда?»

Воспитатель. Всегда ли люди одевались так, как мы с вами? (Нет.)

Воспитатель. Хотите узнать, как со временем менялась одежда? (Да.)

Воспитатель. Я приглашаю вас в путешествие во времени. А поможет нам волшебный    

                      экран и эти куклы Маша и Витя. На них мы будем примерять всю  

                      одежду, о которой пойдет речь.

Путешествие в первобытный период.

Воспитатель. Возьмитесь за руки и закройте глаза. Мы отправляемся в путь.

Звук, имитирующий перемещение во времени. (Слайд 1.)

Воспитатель. Откройте глаза. Куда мы попали?  (Мы попали в первобытное  время.)       

     Присаживайтесь. Дети садятся на стулья.                 

Воспитатель. Посмотрите и скажите, где жили первобытные люди. (Они жили в лесу. От холода, дождя и диких зверей люди укрывались в пещерах.)

Воспитатель. Что людям заменяло одежду в теплое время? (Одежду людям заменяли листья деревьев, лопух, папоротник.)

Воспитатель. Удобен ли был такой наряд и почему? (Такой наряд неудобен, потому что листья быстро высыхали, рвались.)

Воспитатель. А теперь обратите внимание на этого человека. (Слайд 2.)  Как он одет? (Он одет в шкуру животного.)

Воспитатель. Одежда из шкур была основной одеждой у первобытных людей. Шкуры животных древние люди обрабатывали простейшими орудиями труда:  осколками камней. (Слайд 3)

Воспитатель. Звериные шкуры или прямоугольники из переплетенных растений набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела. («Одеть» кукол.) Самыми первыми видами одежды были набедренные повязки и плащи. Затем, привязав к поясу две длинные шкуры, защищавшие ноги от колючек, человек получил чулки. (Слайд 4) Потом появились  нарукавники, предохранявшие от повреждений руки. И наконец, все эти отдельные части одежды начали соединять в одно целое, скрепляя их

ниткой из жил животных или растительных волокон. Из чего делали иглы? (Иглы делали из костей.)  (Слайд 5)

Воспитатель. Скажите, мужская и женская одежда сильно отличалась? (Нет.) 

Воспитатель. Вся одежда - и мужская и женская - была похожа на платье или плащ. Отличалась она лишь длиною: у женщин, как правило, юбки были длиннее мужских.  Дети носили такую же одежду.

Воспитатель. Прошло много времени, и люди стали задумываться о более удобной одежде. Появилась ткань. Из каких растений можно получить ткань? (Из льна, хлопка.)

Воспитатель. В разных частях света люди одевались по-разному. А как, сейчас узнаем.

Путешествие в Древнюю Грецию.

Воспитатель. Нам пора отправляться дальше. Вставайте в круг. Возьмитесь за руки, закройте глаза.

Дети встают в круг, закрывают глаза. Звук, имитирующий перемещение во времени. Звучит музыка «Сиртаки».  На куклах греческая одежда. (Слайд 6.)

Воспитатель. Мы с вами в Древней Греции. Занимайте свои места. (Дети садятся.)

Воспитатель. Вот так одевались в древней Греции. (Слайды 7, 8.)

Воспитатель. Греки носили туники, а сверху повязывали кусок ткани, которая называлась – «пеплос», и прихватывали ее на плечах заколками. Как

видите, никаких брюк тогда тоже не было. А мужская и женская одежда   в основном тоже, как и в первобытное время, отличалась длиной. Такая же одежда была и у детей.

Воспитатель. А теперь попытайтесь кусок ткани превратить в «пеплос». Сейчас вы на время стали жителями Древней Греции.

Детям предлагается ткань, помогая друг другу, они надевают ее на себя.

«Греческий танец»

Дети выполняют под музыку элементы греческого танца.

Путешествие в Древнюю Русь.        

Воспитатель. Нам снова пора в путь. 

Дети встают в круг, закрывают глаза. Звук, имитирующий перемещение во времени. Звучит музыка.  На куклах одежда древних славян. (Слайд 9.)

Воспитатель. А теперь мы в Древней Руси. Кто знает, что такое Русь? (Раньше наша страна Россия называлась Русь).

(Слайд 10.)

Воспитатель. Посмотрите, как красиво одевались жители Древней Руси! Женская одежда состояла из рубахи, и одежды, похожую на сарафан, которая

называлась «запона», обязательно был пояс. Женщины носили накидку, которая в те времена называлась «навершник».

Воспитатель. А из чего состояла мужская одежда? (Мужская одежда состояла из рубахи, пояса и штанов.)

Воспитатель. Посмотрите, во что одеты Маша и Витя? (Маша и Витя одеты в рубахи.)

Воспитатель. Дело в том, что в старину детей до 7 лет - и мальчиков, и девочек, -  одевали одинаково, в длинные рубахи или платьица. Посмотрите на фотографии этих малышей. И не подумаешь, что это мальчики! В те времена никакой специальной моды для детей не было.  Дети носили такие же фасоны, что и взрослые - со всеми пуговичками, рюшечками, шнуровками.

(Слайды 11, 12.)              

Воспитатель. В России в деревнях мальчишки ходили в длинных рубахах до 15-16 лет. Рубахи девочкам шили из старой одежды матери, а мальчикам – из

одежды отца.  Считалось, что сила родителей защитит ребенка от  порчи и сглаза. Потом им разрешалось одевать "взрослую" одежду – штаны. Только где-то лет сто-сто пятьдесят назад стали разделять  одежду на взрослую и детскую, а детскую - на одежду для мальчиков и для девочек.

Путешествие к башкирам.

Воспитатель. А нам пора дальше. (Слайд 13.) Мы на стоянке древних башкир. А Маша и Витя уже в башкирских костюмах. Расскажите, во что одета Маша. (Кулдэк – нательное платье с оборками, шаровары, камзол, украшенный серебряными монетами, на голове – кашмау.)
Воспитатель. Во что одет Витя?
(Рубаха, штаны, камзол, меховая шапка.)

Воспитатель. Обратите внимание: башкирские женщины носили шаровары. Когда и как появились первые штаны, ученые пока не знают, но предполагают, что их придумали кочевники - народы, занимающиеся разведением  скота. Они первые придумали ездить, сидя верхом на лошади, а не цеплять к ней повозки, как делали остальные народы. А в юбке сидеть на коне очень неудобно, к тому же, во время долгой скачки можно очень сильно натереть кожу. Как вам известно, башкиры тоже были кочевниками. Кто знает, может быть, именно они придумали штаны. В других же народах женщинам под страхом смерти было запрещено носить брюки. Сравнительно недавно брюки стали распространенной одеждой у женщин. Многие мамы, и тем более бабушки помнят, что  когда они были маленькими, брюки на женщине считались не очень приличными. Это была одежда для спорта или тяжелой работы. Но в  школу или на работу в офис в них ходить было нельзя.

Скажите, где жили башкиры? (Башкиры жили в юртах.)

Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в башкирскую народную игру «Юрта».

Башкирская народная игра «Юрта».

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие во времени, и нам пора возвращаться.

Рефлексия.

Воспитатель. Посмотрите: Маша и Витя снова в современной одежде.

Давайте вспомним, где мы сегодня побывали. (Ответы детей.)

Воспитатель. В память о сегодняшнем путешествии я приготовила для вас бумажных кукол с комплектом одежды, которую нужно раскрасить. Теперь вы   сами сможете не только путешествовать во времени со своими куклами,

но и создавать для них новую одежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "Путешествие в прошлое одежды"

Конспект интегрированного занятия по познавательной и продуктивной деятельности на тему "Путешествие в прошлое одежды" Это занятие можно проводить в рамках темы "Одежда" ,приобщая дошкольников к исток...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ "«Путешествие в прошлое одежды»

Знакомство детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Путешествие в прошлое одежды».

Задачи: Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; п...

конспект ООД по ФЦКМ в средней группе «Путешествие в прошлое одежды»

Интегрированные области: познавательное развитие, речевое развитие.Интегрированные задачи:Образовательные: дать детям представление о происхождении одежды,  учить устанавливать связь между матери...