ПРОЕКТ «Что мы Родиной зовем!» (нравственно-патриотическое воспитание детей)
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хатырева Марина Андреевна

ПРОЕКТ «Что мы Родиной зовем!» (нравственно-патриотическое воспитание детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Что мы Родиной зовем!»

(нравственно-патриотическое воспитание детей)

Вид проекта: воспитательно-образовательный (для детей подготовительной группы).

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-февраль).

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, родители и дети подготовительной группы.

Основания для разработки проекта: Самое нужное и самое трудное для семьи, страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Актуальность: В основе нравственно – патриотического воспитания ребенка лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинает у него формироваться с отношения к семье, самым близким людям, с изумления и восхищения тем, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны ребенком глубоко, они играют огромную роль в формировании нравственно – патриотической позиции личности. Поэтому разработка подходов к организации нравственно – патриотического воспитания детей является актуальной задачей дошкольного образования.

     В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

         С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств средствами музыки у детей 6-7 лет, вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Задачи: воспитание любви и уважения к семье, окружающим людям, к родному городу, своей родине; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к многофункциональной культуре народов России; познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родной страны; показать детям зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

           Этапы проекта:

  • Информационный
  • Творческий
  •  Заключительный (итоговые мероприятия, презентация)

Прогнозируемый результат:

- расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности;

- регулярное участие родителей в организации образовательного процесса, проявление искреннего интереса к жизни группы, эмоциональная поддержка своего ребенка, участие в праздниках и развлечениях, проектной деятельности;

- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада.

Формы педагогического взаимодействия: материал систематизирован и представлен планом работы и практическим материалом в виде сценариев, конспектов, рекомендаций для воспитателей и родителей.

Система и последовательность работы представлена следующими темами в разных аспектах:

- «Музыка, природа, поэзия»

Музыкальный материал представлен фольклором, классической и современной музыкой. Музыкальные произведения раскрывают красоту картин природы, подчеркивают точность поэтического слова. Чтение художественной литературы о природе России помогает детям по-настоящему полюбить Родину.

- «Моя семья и я сам»

Работа по этой теме подводит детей к пониманию, что семья – это частица человеческого общества.

- «Воспитываем патриотов»

Образ патриота рассматривается в нескольких аспектах: знание и уважение народных традиций, героическое прошлое родного города, почетная обязанность защищать Родину.

- «Русская музыка и музыка других народов»

Развитие интереса к музыкальной культуре России, знакомство с народными традициями, народными праздниками. Рассказ об истории возникновения народных музыкальных инструментов.

Стратегия реализации проекта

этапы

Содержание

Участники

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

  1. «Воспитываем патриотов»

НОД познавательного цикла «Я люблю тебя Россия», «Мой город, моя Москва», «Герб и флаг».

Интегрированная НОД с использованием ИКТ «Что мы Родиной зовем».

Просмотр мультфильмов: «Илья Муромец», «Детство Ратибора», «Легенда о старом маяке».

  • Рассматривание репродукции «Богатыри» В. Васнецова.

Чтение художественной литературы: рассказы С. Алексеева «Сто рассказов о войне», Ю. Коваль «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», И. Тигров «Солдатская каша», В. Осеева «Андрейка», Л.Кассиль "Сестра, И. Векшегоновой «Родина», В. Степанов «Песня», «В родном краю», «Герб России», «Москва», «Санкт-Петербург», «Золотое кольцо», «Тульский самовар», «Родные просторы», «Наш дом», пословицы и поговорки о Родине.

Рассматривание иллюстраций о России.

Заучивание наизусть: В. Лебедев-Кумач. «Мы храбрые люди», А. Барто. «Кораблик», А. Нехода «Летчики», «День Победы» Е. Шаламонова

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители

2. «Моя семья и я сам»

Беседы: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Мои домашние обязанности», «Выходной день в нашей семье», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Люди каких профессий были и есть в вашем роду», «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д. », «Что любит моя мама», «Мама глазами художников», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Самые дорогие люди», «Мои близкие», «Традиции нашей семьи».

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Посидим в тишине»; русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»; В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас? », сказки Г. Х. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения».

Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку», «Непослушный медвежонок» «Осторожно, обезьянки», «Мама для мамонтенка», «Морозко», «Двенадцать месяцев». «Федорино горе», «Марья – искусница».

Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе.

Воспитатели, дети, родители

3. «Музыка, природа, поэзия»

Чтение художественной литературы:

Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина.

Природа в коротких рассказах К. Д. Ушинского.

Природа в коротких рассказах К. Г. Паустовского.

Природа в коротких рассказах А. Н. Тумбасова.

И. Тургенев "Воробей"

В. Арсеньев "Сладкоежка"

В. Бианки "Плавунчик", "Сентябрь"

Г. Снегирёв "Ука", "Бобрёнок".

М. Пришвин "Берестяная трубочка", "Гости", "Ёж проснулся".

Э. Шим "Кто был рад снегу?", "Тяжкий труд", "Какой будет день?".

Г. Скребицкий "Маленький лесовод", "На пороге весны".

Н. Сладков "Как клесты заставили белок по снегу прыгать", "Осенние радости", "Ивовый пир", "Ранняя птичка".

 Заучивание стихотворений о природе.

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети.

4.  «Русская музыка и музыка других народов»

П. Чайковский "Детский альбом"

П. Чайковский "Марш оловянных солдатиков из балета "Щелкунчик"

П. Чайковский «Времена года»

Э. Григ "В пещере горного короля"

Э. Григ "Танец эльфа"

М. Мусоргский "Картинки с выставки. Прогулка."

М. Глинка "Марш Черномора"

Н. Римский-Корсаков "Полет шмеля"

А. Хачатурян "Танец с саблями"

А. Вивальди "Времена года":

Д. Шостакович "Романс"

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Т
В
О
Р
Ч
Е
С
К
И
Й

Песни 

«Ты не бойся, мама!» муз. М. Протасова, сл. Е. Шкловского;

«Мальчишки» муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой;

«Мы рисуем голубя» муз. О Ширяевой, сл. М. Лисича;

«Бескозырка белая» муз. Модель В., сл. Александрова З.;

«Наша армия» муз. Э. Ханок, сл. И.Резник;

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

Музыкальные игры: «Зоркие глаза» муз. Ю. Слонова. Сбр. Музыка и движение. Под гр. С.142.

«Наша Армия»  муз. М. Красева. сб. Муз\движение. С. 145

«Будь ловким!» музыка Н. Ладухина. Сбр. Муз.\дв. Стар. Стр.103.

«Горячий конь» музыка Т. Ломовой. Сбр. Муз.-дв. Стр107

Изготовление атрибутов к играм «Наша Армия» и «Богатыри земли Русской»

Музыкальный

руководитель, дети, родители

Рисование «Наша Армия родная», «Вон он – парус, голубь белый».

Лепка «Танк».

Конструирование «Открытки для пап и дедушек».

Аппликация «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом», «Флажок». 

Лепка с элементами аппликации и рисования «Десантники в минуты спускаются с небес».

Воспитатели, дети.

Оформление в группах уголков по нравственно-патриотическому воспитанию «Память»

-Оформление фотовыставки «Гордость и слава Отечества».

Воспитатели, родители, дети.

-Семейное творчество: рисуем, сочиняем «Что я знаю о войне»;

Изготовление родителей вместе с детьми стенгазет «Защитники Отечества в нашей семье»

Родители, дети.

П
Р
Е
З
Е
Н
Т
А
Ц
И
Я

Музыкально-спортивные досуги: «Богатыри земли Русской».

Театрализованная игра «Наша Армия»

Спортивное развлечение «Будем в Армии служить!»;

Уголок в группе «Родной край», «Я Россиянин».

Выставка стенгазет «Защитники Отечества в нашей семье».

Заучивание стихов, песен и игр.

Музыкальная гостиная "В гостях у зимы".

Праздник для сотрудников детского сада, детей, их родителей «День защитника отечества».

Воспитатели, дети, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, родители.

Литература:

  • Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алёшина
  • Герб и Флаг России Е. К. Ривина
  • Журнал: «Музыкальный руководитель» №2 (2005,2006,2007, 2008г)
  • Журнал: «Музыкальный руководитель» №1 (2009, 2011г)
  • Нравственное воспитание в детском саду В.Г. Нечаевой
  • Познавательное развитие старшая группа В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережн...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Консультация для родителей«Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа &ndash...

План по самообразованию по теме: «Моя малая Родина-часть Родины большой. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края», по средствам нетрадиционной аппликации»

Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Конце...

Проект «С чего начинается Родина?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой и животным миром родного края для детей второй младшей группы.

Чувствр Родины начинается у малыша  с восхищения тем, что он видет перед собой, что вызывает эмоциональный отклик в его душе, чем он удивляется ежедневно. И хотя многие впечатления еще не осознан...

Педагогический проект совместной работы с родителями «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: «Мы патриоты Родины - мы патриоты Югры»

laquo;Детский мир – это мир особенный, дети живут своими представлениямио добре и зле, чести и бесчестии,человеческом достоинстве…»В.А.СухомлинскийПроблема нравственно-патриот...