"Зимующие птицы"-непосредственно- образовательная деятельность детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карлова Наталья Алексеевна

Игровое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Зимующие птицы»

   Непосредственно – образовательная деятельность

 детей старшей  группы (5 -6 лет)                                                                                Цель: развивать диалогическую и объяснительную речь

Задачи:

- закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах ( «Познавательное развитие» , « Художественно-эстетическое развитие».)

- подвести к  раскрытию связей между внешним видом птиц, их питанием,  

  движением и образом жизни («Познавательное развитие» . )

- учить задавать вопросы  ( «Социально-коммуникативное развитие».)

-  развивать умение устанавливать причинно – следственные связи,

   оречевлять свои выводы («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». )

- расширять словарный запас («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». )

 

- учить делать кормушки для птиц («Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».)

Способ организации детей: дети сидят на ковре вместе с воспитателем

Материал. Иллюстрация с изображением птиц. Аудиозапись пения птиц. Зима (кукла, одетая по - зимнему). Картон, мучной клейстер, сухие зёрна.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, рассказов о птицах.

Формы организации  совместной деятельности:

- Чтение стихотворения

- Рассказ воспитателя

- Беседа о зимующих птицах

- Рассматривание иллюстраций

- Прослушивание аудиозаписи

- Изготовление кормушек для птиц

Проведение в НОД:

  • мотивация на  деятельность

Воспитатель читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»

Пришла зима, хлопочет:

                                              Укутала в снега

                                              Все кочки и пенёчки,

                                              Скамейки и стога

                                              Зима велела дубу

        Накинуть пышный мех,

        На ель надела шубу,

                                               Тепло укрыла всех.

                                                Краснеют свиристели

                                                На веточках берёз.

                                                А выдержит мороз?

После прочтения стихотворения спрашивает у детей,  как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей)

Звучит музыка, появляется Зима.

  • Реализация  деятельности

Зима: Здравствуйте, ребята! Проверила я, как к зиме приготовились реки и озёра. Что я увидела? (ответы детей) Земля и деревья тоже приготовились к зиме. А вы знаете как? Животные приготовились к встрече со мной, а  как? (Ответы детей). Хочу сейчас смотр птицам устроить. Что за птицы, смелые и выносливые, что меня не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Ответы (воробьи, вороны, сороки, синички, снегири, чижи, дятлы, клесты, галки, голуби, свиристели, щеглы) Интересно мне узнать: как они выглядят,  чем питаются, какие звуки издают? Вот кто это?

                                                  Маленький мальчишка

                                                  в сером армячишке.

                                                  По дворам шныряет,

                                                  Крохи собирает.

Дети. Воробей.

Воспитатель. Верно. А как он выглядит? (Показывает иллюстрацию.) Воробей маленькая, очень подвижная птица с круглой головой. Коротким туловищем, короткими крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, хвостик поднят вверх. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Где же они зимуют? (в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.) Где пищу находят? (во дворах, на свалках, в кормушках.) Вы слышали, какие звуки они издают? (включает аудиозапись чириканья.) Воробьи селятся стайками. Если сторож заметит в небе хищника, кричит чир- р и воробьи улетают.

 Зима.         Эта птица – непоседа

                                                Одного с берёзой цвета

          Кто это?

Дети. Сорока.

Воспитатель. Как она выглядит? (Выставляет иллюстрацию.)  Сорока – крупная птица с красивым чёрно – белым опереньем. Сама она чёрная, а бока белые, поэтому и называют её сорока - белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Кто знает, почему её называют сорокой – воровкой? (любит блестящие вещи, уносит их, прячет). Какие звуки издаёт сорока? (включает аудиозапись) Эти звуки напоминают стрекот. Какую пользу приносят сороки?

Дети. Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в их брошенных гнёздах селятся мелкие птицы.

Зима.

                                             Она маленькая птичка,

И зовут её …. (синичка.)

Воспитатель (выставляет иллюстрацию.)  Как она выглядит (На голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле и брюшке чёрная полоса – галстучек, спина  жёлто – зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые. Где синички устраивают гнёзда? (В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках.) Какие звуки издают? (прослушивание аудиозаписи).  Много ли насекомых уничтожают? (Столько, сколько сами весят)

Зима.

                                             Красногрудый, краснокрылый

                                             Любит зёрнышки клевать.

                                             С первым снегом на рябине

                                             Он появится опять. (снегирь.)

Воспитатель (показывает иллюстрацию). Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.)  Опишите его. (верх головы, крылья, хвост и пятно над клювом чёрные. Спина у снегиря голубовато – серая, брюшко красное, клюв короткий, толстый, чёрный. Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклёвывать ягоды рябины и есть зёрнышки, расклёвывать семена клёна, липы.) Посмотрите, какая красивая птица снегирь. Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег, купается. Послушайте, как поёт (включает аудиозапись).

Зима.                                      Я по дереву стучу,

                                               Червячка давать хочу,

                                                Хоть и скрылся под корой,

                                                Всё равно ты будешь мой!

                                                Кто это?   (дятел)

Воспитатель (показывает иллюстрацию). Какой красивый! Кто хочет про него рассказать? (рассказ ребёнка). Как вы думаете,  дятел хорошо летает? (Нет). А где, проводит большую часть времени?  (На дереве).  Какой клюв у дятла,   и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, он им стучит по дереву, долбит кору, и вытаскивает длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки.) Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.

Зима.                                      Носит серенький жилет,

                                                Но у крыльев чёрный цвет

                                                 Видишь -  кружат 20 пар

                                                И кричат: кар – кар – кар.

                                                                                            (ворона)

        Воспитатель (показывает   иллюстрацию). Опишите её. (Чёрные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперенье серое). Днём они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях. Давайте поиграем в ворон. Проводится физкультминутка. Воспитатель читает стихотворение:

                                               Вот под ёлочкой зелёной

                                               Скачут весело вороны:

                                               Кар – кар – кар.

Дети бегают, размахивают руками и кричат: «Кар – кар – кар».

                                                Целый день они кричали,

                                                Спать ребятам не давали:

                                                 Кар – кар – кар.

                                                 Только к ночи умолкают

                                                 И все вместе засыпают

Дети садятся на корточки, кладут руку под щёку – засыпают.

Зима. Много интересного вы про птиц знаете. Я хочу с вами поиграть в игру «Угадай - ка».  Я загадываю какую – то птицу, вы меня про неё спрашиваете, я отвечаю. Вы отгадываете.

   Дети по одному задают вопросы:

- Птица большая или маленькая?

- У птицы оперенье одного цвета или нет?

- Эта птица живёт в городе или в лесу? И т.д.

Молодцы, ребята, всех птиц угадали. А кто-нибудь из вас знает, как мы можем помочь нашим братьям меньшим пережить зиму. (Ответы детей).

Правильно дети! Вот и я сегодня хочу предложить вам сделать кормушки для птиц. В зимнее время они им особенно нужны, потому что в период сильных морозов и снегопадов пернатым друзьям найти корм значительно труднее, чем летом.Но наши кормушки будут очень необычными и красивыми. Для этого мы с вами вырежем  произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики), потом обмажем их мучным клейстером, а затем густо обсыпим с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки  просохнут, мы их развесим на веточках деревьев. Но сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.
- Наши пальчики проснулись,
- Потянулись, потянулись…
- И встряхнулись…
выполняются все эти движения
- По ладошке побежали
по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
- Побежали, побежали,
- Поскакали, поскакали
изображаются эти движения
- И устали. Сели отдыхать
дети трясут пальцами и кладут руки на стол

Воспитатель снова напоминает этапы изготовления кормушек.

Дети делают кормушки.

  • Итоги деятельности

Зима:Какие у вас получились красивые кормушки, ребята! Я очень рада, что мои помощники снег и мороз не оставят бедных птичек без еды. А сейчас мне пора идти, до свидания.

Воспитатель: Вот и Зима улетела выполнять свои обязанности. Кто мне напомнит, для каких птичек мы делали кормушки? (Ответы детей). Правильно! А сейчас давайте собираться на улицу, чтобы поскорее покормить наших пернатых друзей.

  • Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:

 - наблюдение, чтение художественной литературы, изготовление рисунков на тему «Птичка, которую я покормил», настольно-печатная игра лото «Зимующие птицы»

  • Взаимодействие с родителями: организация выставки совместных поделок и рисунков «Мои пернатые друзья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательной области «Физкультура» в непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы

Тема : « С физкультурой мы дружны-             нам болезни не страшны» Цели: совершенствовать двигательные навыки детей через осно...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы "В гости к птицам"

Дети по просьбе Тетушки Совы отправляются в лес, чтобы пригласить птиц на свой праздник....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по кружковой работе «Тили-тили тесто» на тему «Грибная поляна».

Программное содержание:1.     Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена.2.     Развивать  движения пальцев рук.3....

Проект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по духовно-нравственному воспитанию

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "Храмовая архитектура" ....

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Чудесный букет»

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество»: обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия. Закрепить знание детей о симметричных и нессиметричных пред...

Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР «Весна. Перелётные птицы»

Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР.Направление: «Познавательно – речевое развитие».Тема: «Весна. Перелётные птицы»Использование совре...