Познавательное занятие "Загадка растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Познавательное занятие, знакомящее с лекарственными растениями, прорастающими на территории Калмыкии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие с использованием

современных образовательных технологий

Познавательное занятие в старшей группе

по теме: «Загадка растений»

Программное содержание: ознакомление детей с корнем, его функциями. Освоение действия использования моделей, отображающих взаимосвязь растений и условий жизни (на примере модели зависимости строения корня от количества воды).

Материал: Демонстрационный. Комнатные растения, природный материал или картинки с изображениями видоизме5нений корня (корни одуванчика, лопуха, петрушки, порея, лука и др.)

Ход занятия

Вводная часть.

 -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Вячеславовна. Посмотрите, сколько гостей пришли к нам! Давайте поздороваемся с ними на калмыцком языке «мендвт».

- Сегодня я проведу с вами очень интересное занятие, и пришла к вам не одна, со мной пришел мой друг – любознательный карандаш, который будет с нами в течение всего занятия. А для того, чтобы поднять настроение, давайте проведём с вами небольшое упражнение по моему тексту:

К солнцу потянулись,

Лучики достали,

К сердцу прижали,

Людям отдали.

- Ну как, ребята, поднялось у вас настроение? Хорошо, пройдите, пожалуйста к стульчикам и займите свои места. Посмотрите на этот красочный слайд.

Часть первая.

- Сегодня для вас я приготовила слайды (с цветами, ягодами и др.).

- Как одним словом назвать всё, что вы видите?

- Ребята, а давайте с вами вспомним и скажем, из каких частей состоит растение? Этот цветок фиалка. Посмотрите, растение имеет стебель, корень, цветок, плод.

- Ребята, без чего не может жить растение? (без воды, света, почвы, тепла).

Часть вторая.

- А сейчас, отгадайте загадку:

Не рыли, не бурили,

А воду добыли (Корни).

(Слайд - корни). – Ребята, посмотрите, здесь разные корни. Обратите внимание на корни этих растений. На что они похожи?

- Все корни разные, одни длинные, как стержень, другие похожи на мочалку.

- Как вы думаете, почему корни разные?

- Конечно, я раскрою вам ещё один секрет растений. Но, прежде выполним задание «достань яблоко».

Третья часть.

- Ребята, я принесла вам яблоки зелёного и красного цвета. А как на калмыцком языке зелёный цвет – «нохан», а как красный – «улан».

- Я предлагаю вам достать яблоки с близкого и далёкого расстояния (с стульев, не вставая).

- Ребята, до какого яблока было легче дотянуться? Которое ближе или которое дальше? (ответы детей).

- Вот они и корни  по – разному приспосабливаются к поиску воды, ведь растениря живут в разных условиях. У на с в Калмыкии тоже мало воды.

(Слайд – растения пустыни с длинными корнями, растения тропиков, где много влаги).

- Если воды мало и она находится глубоко под землёй, корень должен дотягиваться до воды, точно как мы должны дотягиваться до яблока, поэтому у таких растений корни длинные, посмотрите, как стержни. А есть места на земле, где воды очень много, и она находиться близко к корням. Таким растениям легко всасывать воду, и нам было легко взять яблоко, которое лежало рядом.

(картинки разделить на две группы).

Вывод: Итак, главная работа любого корня – всасывать воду из земли и отправлять её в другие часть растений.

Лаборатория:

- А сейчас, я вас приглашаю с свою лабораторию, где мы проведём несколько опытов. Ребята, прежде чем приняться за работу, мы должны с вами одеть шапочки – учёных, которые помогут нам быть любознательными.

1 стол. – Ребята, пройдите за этот стол, станьте поудобнее. Посмотрите, что вы видите? (вода, лук и т.д.) Я принесла вам две баночки с луком. Этот опыт я проводила в своём детском саду со своими детьми. Посмотрите, и скажите, одинаковая вода в баночках? ( в одной баночке окрашенная вода, в другой – нет). А, посмотрите на корень, изменился ли его цвет?

- А теперь мы проведём опыт. Посмотрите, в этой баночке раствор марганца, мы с вами должны окрасить воду, каждый в своей баночке. Посмотрите, как это делаю я, возьмём пипетки, наберём раствор марганца, и добавим его в свою баночку с водой. Что получается? Окрашивается вода?

- Возьмите луковицу и поставьте в баночку с окрашенной водой. Оставим баночку на столе, а в конце занятия вы заберёте их к себе в группу и посмотрите, что произойдёт с луковицей.

Вывод: главная работа корня – всасывать воду из земли, которая нужна всем частям растения.

2 стол. – Станьте поудобнее вокруг стола. Что вы видите на столе? (почва, семена, вода).

- Сегодня мы с вами будем сеять семена редиса и проращивать семена фасоли. Посмотрите на эти семена. Перед вами лежит белая бумага, возьмите семена фасоли по 1 и положите на бумагу, а я положу семена редиса.

- Как вы думаете, одинаковые семена по размеру? Почему?

- А по цвету, семена одинаковые? (отвечайте полными ответами)

- Какой формы смена, одинаковые или нет?

- Ребята, положите семена фасоли в эту чашечку, а я соберу семена редиса. Вот  сейчас мы с вами будем сеять семена редиса. Вот я приготовила ящик с почвой. Для того, чтобы семена  ложились в почву ровно, я перемешиваю её с песком.

- А теперь я вам покажу, как я делаю бороздку, ребром ладони. Семена редиса нужно сажать неглубоко. А теперь вы попробуйте сделать бороздку (по очереди).

- А теперь посмотрите, как я сею редис редко, редко. Часто сеять семена редиса нельзя, ведь редис вырастет, и ему будет мало места. А сейчас, семена нужно слегка  присыпать. Ребята, по очереди присыпьте семена.

- Ребята, а как вы думаете, что ещё нужно сделать, чтобы семена проросли? (правильно, полить). Давайте польём с вами почву с лейки.

Проращивание. Я приготовила вам ещё один опыт. Сейчас мы будем проращивать семена фасоли. Семена редиса лёгкие и они легко прорастают в почве, а семена фасоли крупные, и чтобы быстрее появился росток, мы должны его прорастить. Сейчас я вам покажу.

- Я приготовила вам ванночку с влажной фильтрованной бумаголй. Потрогайте, какая она? (мокрая).

- Сейчас каждый возьмёт по одной фасолинке, и положит её на бумагу, семена нужно класть на расстоянии. Накроем их влажной бумагой.

- Эту ванночку возьмём с собой в группу и будите наблюдать, как появляются первые нежные, хрупкие росточки.

Вывод: Чтобы семена редиса и фасоли проросли, что нужно? (свет, тепло, вода).

Игра «Найди свой дом».

- У меня два обруча – это 2 дома. Какого цвета – синего, а как на калмыцком синий – «кок», а что бывает синего цвета – вода. Этот какого цвета – жёлтого (шар), а что бывает жёлтого цвета – солнце.

- Возьмите карточки с изображением воды и солнца, под музыку будем танцевать, как музыка закончится, мы должны найти свой дом по цвету (2 раза).

3 стол. Сейчас я вас приглашаю за 3 стол, займите места, садитесь поудобюнее, спинки ровные.

- У каждого из вас на тарелочках лежат картинки – подсказки, которые помогут нам рассказать о связи строения корней с количеством воды. Мы с вами должны разложить карточки с помощью стрелки: к какой капле воды, какой корень подходит.

- Давайте вместе от капли проведём стрелку и укажем корень. А теперь возбмитте большую каплю, и сами смоделируйте, к какому корню провести стрелочку. Кто расскажет, что у вас получилось?

Вывод: Итак, ребята, значит там, где мало воды, там длинный корень (стержневой), а где много воды, как пучок (мочковатый).

- Вот какие корни растений по-разному приспосабливаются к поиску воды, ведь растения живут в разных условиях.

Заключительная часть:

- Ребята, давайте встанем в круг, и представим себя растениями, а наши  руки будут корни. Обнимите ими друг друга. Чувствуете, какую поддержку и силу мы получили? И нам ничего не страшно.

- А если какое-нибудь из этих растений вырвать с корнем, то рядом растущее погибнет. Помните об этом!

- Теперь вы знаете секрет корней наших растений. И я надеюсь, что относиться к растениям вы будите по-особому бережно!

Рефлексия.

- Что нового вы узнали? Корни бывают одинаковые или разные? Как нужно ухаживать за растениями?

Нам с карандашом очень понравилось с вами заниматься. Спасибо вам за занятие. Давайте попрощаемся с гостями «Сэн бээтн». А эти яблоки возьмите с собой в группу и угостите своих товарищей.

Не забудьте лук и семена редиса, который мы с вами высеяли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение (познавательное) "Полезные растения"

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений...

Развлечение (познавательное) "Полезные растения"

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Растения: как человек использует их в пищу»

Практическая работа для закрепления тем "Фрукты", "Овощи", "Хлеб" и для знакомства с зернами кофе и чаем...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».

Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....