Проект. Познавательно - исследовательская деятельность по экологии старший дошкольный возраст (неживая природа). Тема: "Царица - Водица".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гордова Юлия Львовна

Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появления у детей исследовательского поведения, что в свою очередь влияет на его психическое развитие, процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Вишенка» г. Павлово

                                   Проект

                  Познавательно-исследовательская                                                                           .                 деятельность дошкольников по естествознанию

                                                                         (неживая природа)

Тема: «Царица - Водица»

Участники работы

дети старшей группы группы:

Воспитатель – наставник:

Гордова Юлия Львовна

МБДОУ детский сад №24 «Вишенка» г. Павлово

«ЦАРИЦА - ВОДИЦА»

экологического воспитания старших дошкольников

Составитела: воспитатель

Гордова Юлия Львовна

2015 г.

Паспорт проекта

Тема

«Царица-Водица»

Тип проекта

исследовательский

Актуальность

Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появления у детей исследовательского поведения, что в свою очередь влияет на его психическое развитие, процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цели

Раскрыть понятие «вода», её свойств (прозрачна, не имеет запаха), роли воды в жизни человека, животных и растений.

Задачи

Образовательные: Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах воды.

Развивающие: Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Воспитывающие: Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

1.Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.

2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

Гипотеза проекта

Нужна ли вода всему живому на Земле? Вся ли вода полезна человеку?

Методическое обеспечение проектной деятельности

  1. Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

3.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

4.  Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006.

5. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

6. Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком // Обруч, 1997г.-№ 2

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

8.  Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - № 6 – 2007.

Виды деятельности

• Совместная образовательная деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования

• наблюдения,

• обсуждение ситуаций;

• опыты, эксперименты;

• познавательное чтение;

• продуктивная деятельность (занятия, игры);

• лаборатория «Опыты без взрывов» (опыты и эксперименты);

• ведение календаря природы;

• экологические подвижные, дидактические, имитационные игры;

• эколого-познавательное развлечение.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Необходимое оборудование:

•экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов;

• дневники наблюдений;

• алгоритмы опытов и экспериментов;

• методические рекомендации по проведению опытов;

• картотека опытов и экспериментов;

• познавательная литература;

• глобус;

• экологические игры;

• плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека, животных, растений»

Участники проекта

педагоги, дети, родители

Сроки проведения

краткосрочный

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

 Цель: Разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала. Подобрать детскую и методическую литературу по теме проекта, иллюстрации и фотографии, видео и аудиозаписи, дидактические игры, атрибуты и др.

2.Основной.

Цель: систематизировать знания детей о воде, охране водных ресурсов, бережному отношению к воде, организовать родителей и детей для совместной деятельности создания проекта.

3.Заключительный.

Цель: обобщить результаты и подготовить презентации.

План реализации проекта

Познавательное развитие:

  • Познание. Занятие на тему: «Волшебница вода».
  • Экспериментальная деятельность: опыты с водой (приложение) «Что такое роса?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?», «Путешествие тучки».
  • Создание альбома «Такая разная вода».
  • Ведение дневника наблюдения за погодой.
  • Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной?».
  • Составление таблицы-схемы «Для чего человеку нужна вода».
  • Моделирование «Круговорот воды в природе».

Исследовательская деятельность:

  • опыты (приложение) «Атмосферные осадки», «Откуда образовалась лужа?»; «Зачем растениям вода?»;
  • работа в дневнике наблюдения за природой, за огородом на подоконнике;
  • дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку»;
  • беседа «Из чего состоит снег?»;
  • рассматривание снежинок.

Речевое развитие:

  • игра «Подскажи словечко»;
  • беседы «Вся ли вода полезна?»;
  • рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;
  • сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;
  • беседа «Зачем горб верблюду?»;
  • придумывание рассказа «Путешествие на море»;
  • чтение: «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина.
  • загадки о воде;

Физическое развитие:

  • Подвижные игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мельница», игры с водой, игры со снегом.
  • Утренняя гимнастика «По морским волнам».

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование «Круговорот, как я его понимаю».
  • Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)
  • Игра на металлофоне «Капельки дождя»
  • Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя.
  • Лепка «Подводный мир».
  • Музыкальный праздник «Праздник Царицы-водицы»

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».
  • Конкурс рисунков «Такая разная вода» (для книжки-малышки).
  • Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.
  • Создание фотовыставки «Если б не было воды…».
  • Участие в совместном празднике «Праздник Царицы- водицы».

Предполагаемый результат

1. Использование старшими   дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.

2.Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и много вариативности в ее решении).

3.Повышение уровня познавательных способностей детей.

4.Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.

  • Закладываются основы бережного отношения к ресурсам: воде.
  • Воспитывается ответственность за порученное дело.
  • Развивается коммуникабельность.
  • Популяризация экологических знаний среди детей и взрослых.

Итоговое мероприятие

Развлечение «Праздник Царицы- водицы».

Прежде чем давать знания, надо научить
думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский

Перспективное тематическое планирование.

Образовательные области

    С детьми

С родителями

Дни недели

Речевое развитие

Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением дождя, и т водоемов, купания в них и т.д.

Познание. Занятие на тему: «Волшебница вода»

Памятка с содержанием о том, какую читать научно-популярную и художественную литературу по теме детям.

Конкурс рисунков «Такая разная вода» (для книжки-малышки).

понедельник

Художественно эстетическое развитие

Рисование «Круговорот, как я его понимаю».

Создание экологических знаков         на тему «Берегите воду».

Фотовыставка «Если б не было воды…».

вторник

Музыкальная игра в движении «Дождик на дорожке», «Солнышко и дождик».

Отстукивание на металлофоне капели.

Слушание «Звуки природы» (шум дождя, водопада, капели, моря).

Создание знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

среда

Лепка «Подводный мир»

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

четверг

Физическая культура

Подвижные игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы – капельки»

Утренняя гимнастика «По морским волнам».

Экологическая газета на тему: «Вода в жизни семьи».

Консультация на тему: «Простые опыты с водой для дошкольников».

пятница

Дополнительная работа

с детьми и родителями по следующим образовательным областям:

Социально коммуникативное развитие:

  • Беседа «Зачем горб верблюду?».
  • Обыгрывание социально-игровых ситуаций.
  • Ситуативный разговор «Как беречь воду?».
  • Беседа о том, что среди красивых, и безобидных растений на подоконнике могут расти те, с которыми нужно обращаться с осторожностью.
  • Консультация для родителей «Создание семейной лаборатории» (работа с родителями)
  • Анкетирование «Поисково-исследовательская деятельность» (работа с родителями)
  • Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов
  • Создание экологической книги «Комнатные растения» (работа с родителями).
  • Привлечение   родителей в субботники по благоустройству участка (работа с родителями).

Познавательное развитие:

  • Наблюдения за комнатными растениями.
  • Опыты, эксперименты с водой.
  • Оформление папки-передвижки «Что интересного можно узнать из эксперимента и опыта» (работа с родителями).

  • Беседа о том, что среди красивых, и безобидных растений на подоконнике могут расти те, с которыми нужно обращаться с осторожностью.
  • Консультация для родителей «Создание семейной лаборатории» (работа с родителями)
  • Анкетирование «Поисково-исследовательская деятельность» (работа с родителями)
  • На заключительном этапе (работа с родителями): подведение итогов проекта, выставка детских работ, организация развлечения «Веселые мыльные пузыри», участие в совместном празднике – «Праздник Царицы- водицы».

Художественно эстетическое развитие:

  • Чтение: «Жила была река» Н. А. Рыжова.
  • Рассказы «Поэзия дождя» К. Паустовского, «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина.
  • Консультация для родителей: «Ребенок – исследователь» (работа с родителями).
  • Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода (работа с родителями).
  • Рисование «Все о воде»

Продукты проекта:

  1. Книжки-малышки «Все о воде».
  2. Фотовыставка «Если б не было воды…».
  3. Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Царица-водица»
  4. Альбом «Такая разная вода».
  5. Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Как человек использует воду» и др.
  6. Музыкальное развлечение «Праздник Царицы-водицы».

Используемая литература:

1.Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.

2.И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

3.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

4. Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006.

5. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

6. Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком  // Обруч, 1997г.-№ 2

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

8.  Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности.// Дошкольное воспитание. - № 6 – 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Почему образуются лужи?

Практически все дети очень любят гулять на улице. При этом их тянет туда, где им находиться не стоит. Если вы видите большую грязную лужу, не сомневайтесь, ребенок обязательно исследует ее. Иссл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

Конспект-сценарий познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Царица-водица»

Конспект-сценарий познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Царица-водица»...

Самоанализ познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Царица-водица»

Самоанализ познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Царица-водица»...