Конспект организованной совместной деятельности "Золотая Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гужвенко Елена Николаевна

Цель: обобщение знаний детей по теме «Осень».

Задачи:

Образовательные: закрепить представления о сезонных изменениях в жизни растений.

Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, эстетический восприятие; развивать связную речь, обогащать словарь детей: лиственница.

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, навыки коллективной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 9   2 средняя группа

Выполнила: воспитатель Гужвенко Е. Н.

Конспект организованной совместной деятельности

 в области познавательного развития «Золотая осень»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: обобщение знаний детей по теме «Осень».

Задачи:

Образовательные: закрепить представления о сезонных изменениях в жизни растений.

Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, эстетический восприятие; развивать связную речь, обогащать словарь детей: лиственница.

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, навыки коллективной работы.

Демонстрационный материал:  конверт с письмом; листочки, на обратной стороне которых нарисованы знаки с признаками осени; муляжи овощей, фруктов, колоски пшеницы, ржи, кукуруза; 2 корзинки; мяч; картинка «птицы улетают на юг», «лиственница»; репродукции картин И. Левитана, И. Остроухова  «Золотая осень», фон: голубое небо и широкая полоса земли, на земле нарисованы деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше; аудиозапись «Звуки осеннего леса»; силуэты листьев: березовые, дубовые, кленовые.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы о природе; загадывание загадок.

Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физическая минутка, слушание звукозаписи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Вы хотите узнать, от кого оно?

Дети:  Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте загадку.

Грачи улетели, леса пожелтели,

Одни зеленеют лишь сосны да ели.

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает.

Дети: Осенью.

Воспитатель: конечно, ребята, это письмо отправила нам осень. Давайте посмотрим, что же в конверте?

Воспитатель читает письмо:

Вот и листья облетели!

Под ногами шелестят.

Груши, яблони поспели,

И стоит без листьев сад.

По тропинке золотистой

Погуляем не спеша,

С разноцветных клёнов листья

Тихо падают шурша.

Друзья, я вас приглашаю в осенний лес.

Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение осени?

Дети: Принимаем!

Воспитатель: Тогда в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и собрать из них букет. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса», дети собирают лежащие на полу листочки, на обратной стороне которых нарисованы знаки - признаки осени). Вот мы и пришли в осенний лес.

Игра «Осенний букет» - описание осени.

Давайте назовём признаки осени. (Дети по знакам, нарисованным на листьях, называют признаки осени: «солнце светит, но не греет», «день короче ночи», «птицы улетают на юг», «опадают листья», «идёт дождь», «созревает урожай» и т. п.).

Воспитатель: Осень - это переход от лета к зиме. Осенью люди собирают урожай на полях, в садах и огородах.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, лежащие на столе (муляжи (или натуральные) овощей, фруктов, и колоски пшеницы, ржи, кукуруза), и назвать «Что созревает осенью на полях?»

Дети: Пшеница, рожь, кукуруза.

Воспитатель: Что пекут из пшеницы и ржи?

Дети: Хлеб, булочки, пироги, торты, блины.

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, сколько овощей и фруктов на столе. Давайте соберем урожай. В одну корзину овощи, в другую фрукты.

Игра-эстафета «Соберем урожай».

Ход игры:

Дети делятся на 2 команды.

1 команда - собирает в корзину овощи.

2 команда - собирает в корзину фрукты.

По сигналу дети собирают в корзину овощи и фрукты.

Воспитатель: Ребята назовите, какие овощи вы собрали.

Дети: 1 команда называет овощи (капуста, картошка, морковка, помидор, огурец и т.д.)

Воспитатель: Ребята назовите, какие фрукты вы собрали.

Дети: 2 команда называет фрукты (яблоко, груша, абрикос, персик, виноград, слива и т. д.).

Воспитатель: В лесу тоже созревают разные плоды и ягоды. Ребята, а какие созревают в лесу плоды и ягоды?

Дети перечисляют (желуди, орехи, рябину, землянику, чернику и т.п.).

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Птицы и звери с удовольствием едят их и запасают на зиму.

Воспитатель: Ребята, осенью погода бывает разная.

Воспитатель: У меня есть разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный. Он будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Я кидаю вам мяч, а вы должны поймать его и ответить на вопрос: «Какая погода?»

Игра «Погода осенью».

Какая погода, когда идет дождь? (Дождливая)

А когда дует ветер? (Ветреная)

Когда холодно? (Холодная)

Когда пасмурно, солнце спряталось? (Пасмурная)

На дорожках лужи, сыро? (Сырая)

Солнце светит, ясно? (Ясная)

Воспитатель: Молодцы! Вы все ответили правильно. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку. Что вы видите на ней?

Дети: Птицы улетают на юг.

Воспитатель: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Назовите птиц, которые улетают в тёплые края.

Дети: Утки, гуси, лебеди, ласточки, грачи и т. д.

Воспитатель: Деревья и кусты тоже готовятся к зиме. Сначала зелёные листья меняют цвет. Ребята, скажите какого цвета становятся листочки?

Дети: Желтые, красные, оранжевые, коричневые.

Воспитатель: Верно, а потом они постепенно сбрасывают листву. А кто знает, какие деревья остаются зелёными?

Дети: Ёлочка, сосна.

Воспитатель: Верно, только ель и сосна не расстаются со своими иголочками. Про них есть загадка: «Зимой и летом одним цветом». Ребята, а есть ещё одно очень интересное дерево. У него тоже есть иголочки. Но осенью иголочки желтеют и опадают, как листочки у деревьев. Это дерево называется лиственница. (Показать картинку с изображением дерева)

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть?

Дети: Да, любим!

Воспитатель: Тогда давайте соберем осенние листочки.  

Физминутка

Раз и два - повернись, вновь по лесу ты пройдись.

Три, четыре - приседай, быстро ноги разминай.

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, лист осины, лист рябины - вот такой букет лесной.

Воспитатель помещает на доску несколько репродукций картин и говорит:

- Посмотрите, ребята. Осень – очень красивое время года. Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные дни. Они подбирают для своих картин яркие краски. Рисуют голубое небо, тёмные стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся жёлтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными. Такую осень художники и поэты называют «золотой».

Сегодня, ребята, вы сможете себя почувствовать маленькими художниками. В свободное время мы вместе нарисуем парк в ясный осенний день. А теперь давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали на занятии? (ответы детей)

Далее дети в свободное время раскрашивают листочки.

Ребята, посмотрите, на столе, где раньше лежало письмо, лежат листочки: березовые, дубовые, рябиновые. Это Осень оставила их нам на память. Давайте, мы их раскрасим в осенние цвета: красные, оранжевые и желтые. В процессе работы воспитатель побуждает детей к смешиванию красок, спрашивает, как можно получить оранжевый цвет. Затем дети приклеивают листья на заранее приготовленный фон: голубое небо и широкая полоса земли, на земле нарисованы деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Птицы улетают на юг

И. Левитан «Золотая осень»

И. Остроухов «Золотая осень»

 

   

                             

     

       

                                   

     



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Лиственница

 

      

Знаки осени

      

       солнце светит,        день короче ночи             идёт дождь

        но не греет

                                   

                                         

             

            лужи                   опадают листья       желтеет трава

                  

 птицы улетают на юг          фрукты                     овощи

   

           грибы           заготовка запасов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности "осень, осень в гости просим!"

Конспект  НОД для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (первый год обучения) по теме «Дикие животные весной. Медведь»

Конспект организованной  совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (первый год обучения) по теме «Дикие животные весной. Медведь» Развитие всех компонентов речи в различ...