конспект организованной образовательной деятельности "осень, осень в гости просим!"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Афанасьева Ирина Михайловна

Конспект  НОД для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_osen_v_gosti_prosim.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45 компенсирующего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

«ОСЕНЬ, ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРОСИМ»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ТЕХНОЛОГИИ ЭЙДО-РАЦИО-МНЕМОТЕХНИКИ

Составила и провела воспитатель

Афанасьева Ирина Михайловна

Санкт-Петербург,

2012


Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Интегрировано подходить к обучению и развитию детей старшего дошкольного возраста.
  2. Способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблицы.
  3. Развивать коммуникативные и познавательные способности.
  4. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
  5. Побуждать к эмоциональной отзывчивости.


Ход непосредственной организованной образовательной деятельности

Создание проблемной ситуации.

(Отгадывание загадки по мнемотаблице).

Воспитатель.

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

- Что за странное письмо, догадайтесь от кого? Расшифруем каждый квадратик. - Как вы думаете, что это может обозначать? (Перекодирование информации)

Приходит без красок, без кисти и перекрашивает все листья.

- Кто же это догадались? Докажите.

- Знаю, что вы очень любите гулять. Где же интереснее провести прогулку осенью? (Ответы детей)

- Предлагаю отправиться в осенний лесопарк, а чтобы там оказаться надо выяснить: осень – это хорошее время года или плохое.

Игра «Хорошо – плохо». (С опорой на мнемотаблицы).

Воспитатель. Поиграем в игру «Хорошо - плохо». А вот и наша помощница – таблица. Как вы думаете, почему осень – это плохо? (Дети рассуждают).

Поэтапная работа по таблице.

- Что можно сказать по каждой из картинок?


Варианты ответов детей:

 - Осень – это плохо, потому что солнце светит мало, становится прохладно.

…, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение.

…, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.

…, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет, цветы вынут.

…, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик, кругом лужи, можно простудиться.

…, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения.

Воспитатель. Значит осень, какая пора? (Ответы детей).

- Осень – это не только плохо, но и хорошо, почему? (Дети рассуждают).

Проводится аналогичная работа.

Варианты ответов детей:

- Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях хорошо дружно всходят озимые.

…, потому что начинается листопад, деревья готовятся ко сну.

…, потому что птицы готовятся к отлету, дикие животные готовятся к зиме: линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук   - готовятся ко сну.

…, потому что собирают урожай овощей и фруктов.

…, потому что можно погулять по «осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать красивые букеты.

…, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди, сделать интересные поделки.

Воспитатель. Значит, осень, какая пора? (Ответы детей).


Игра – имитация «Поможем друг другу собраться на прогулку».

Воспитатель. Как в лесопарке красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж.

- Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти? (Ответы детей).

- Нарисуем осень не карандашами, а словами.

«Словесный этюд» (Составление рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы)

В этом нам поможет наша помощница-таблица.

Воспитатель. А какими словами можно начать рассказ про «Осень»? Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется составление рассказа.

-Что вы можете рассказать по этой картинке? Кто еще знает об этом?

Осень

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

- А какими словами можно закончить рассказ?

(Ответы детей).

- Я думаю, что у вас получатся интересные рассказы, послушаем их. (2-3 рассказа)

- Осень вам дарит новую таблицу, которая поможет быстро выучить стихотворение об осени, а какое узнаете чуть позже.


Список используемой литературы

  1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – СПб, «Детство-Пресс», 2001г.
  3. Полянская Т.Б., Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А., «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Осень"

Конспект организованной образовательной деятельности "Осень"...

Конспект организованно - образовательной деятельности «Осенняя картина»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое  развитие....

Конспект Образовательной деятельности " Осень в гости просим"

Моделирование песни по картинкам,моделирование признаков осени, танцы,игры, игра на детских музыкальных инструментах, прослушивание произведений П.И.Чайковского, Вивальди, шумы осени....

Конспект организованной образовательной деятельности «Осенняя прогулка»

     Готовый конспект поможет педагогам организовать и провести занятие по развитию речи в средних группах.                  ...