Конспект занятия по теме: «Осень в гости просим» в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Обобщающие занятие на тему "Осень".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 109.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме:
«Осень в гости просим»
в старшей логопедической группе.
Воспитатель логопедической группы Ольшанская Лидия Яковлевна.
Высшая квалификационная категория.
Конспект занятия по теме: «Осень в гости просим»
Цель занятия: Обобщить представления детей о характерных признаках осени.
- Задачи:
- Образовательная:
1. Закреплять знания детей об осенних признаках, как природа готовится к зиме.
2. Расширять представления детей старинными названиями осенних месяцев.
- Развивающая:
1. Развивать внимание – внимательно слушать вопросы.
2. Продолжать развивать связную доказательную речь – отвечать на вопросы.
3. Развитие памяти – умение с помощью пиктограммы вспомнить и рассказать пословицу.
- Воспитательная:
1. Воспитывать чувства дисциплинированности, взаимопомощи при выполнении задания по складыванию фигурок из бумаги.
3. Планируемые результаты:
Дети заинтересованы, знают пословицы об осени, имеют представления, как природные объекты готовится к зиме, используют доказательную речь, с интересом получают новые знания, с удовольствием создают фигурки в стиле оригами.
4. Виды детской деятельности:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.
5. Методы и приемы реализации содержания занятия:
Наглядные: иллюстрации, использование ИКТ, показ способ действия.
Словесные: Мотивация, словесные игры, загадки, вопросы, рассказ воспитателя.
Практические: складывание птички способом оригами.
6. Активизация словаря:
Современные и старинные названия осенних месяцев – сентябрь (златоцвет, рябинник); октябрь (листопадник, листобой, грязник); ноябрь (грудень, чернотроп, подзимник).
7. Подготовка к занятию
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы: И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек». В. Бианки «Синичкин календарь». Н. Сладков «Белкин мухомор», Г. Скребицкий Осень.
- Беседы «Перелетные птицы», «Кто как зимует».
- Рассматривание иллюстраций.
- Разучивание пословиц об осени.
- Настольная игра «Времена года».
- Просмотр фильма «Как животные готовятся к зиме».
- Игра малой подвижности «Передай мяч».
- Игра с мячом «Я знаю пять названий…».
- Изготовление поделок из бумаги.
8. Материалы и оборудование:
Изображения диких животных, перелетных птиц, насекомых.
Кленовый лист – для игры.
Пиктограммы пословиц.
Музыкальное сопровождение – веселая песенка про осень.
Конверт с заданиями.
Картинка «Осень с сыновьями».
Буквы - с, о, н.
Телевизор.
Презентация «Старинные русские названия осенних месяцев».
Панно для наклеивания птиц.
Раздаточный материал: черные квадраты для складывания поделок.
9. Индивидуальная работа:
Воспитатель помогает справиться с заданием воспитанникам, которые не могут самостоятельно выполнить задание.
10. Список используемых источников.
Интернет ресурсы, Т. А. Шорыгина «Месяцы. Какие они». Афонькины Сергей и Елена. «Все об оригами от простых фигурок до сложных моделей».
Ход занятия:
I Вводная часть.
Игра «Передай листочек».
Воспитатель собирает детей в круг на ковре: « Подойди ко мне дружок, соберемся все в кружок».
- Сейчас мы поиграем, но прежде отгадайте загадку: «Летом вырастает, а осенью опадает». (Дети отвечают).
- Правильно – это лист. Сейчас вы под музыку будете передавать листочек. Как только музыка остановится, тот, у кого окажется лист, расскажет пословицу про осень.
Дети по часовой стрелке под музыку передают кленовый лист. С окончанием игры дети садятся за столы.
II Основная часть.
1 Письмо от «осени»
(В конверте лежат вопросы и задания от осени).
Старший воспитатель передает конверт: «Ребята, кто – то в детский сад прислал вам письмо!»
Воспитатель берет конверт:
- Конверт большой и желтый,
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как попал к нам в детский сад?
Разберемся мы сейчас!
На конверте адрес наш, а обратный чей? Лесной!
- Хотите знать от кого письмо? (Да). Узнаете, если отгадаете загадку:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, но не касаюсь сосен и ёлочек. Я… (Осень).
- Правильно, это письмо от осени из леса, а какие слова вам помогли отгадать загадку? (Ответы детей).
- Как вы понимаете слова: «Не касаюсь сосен и ёлочек»? (Ответы детей).
- Посмотрим, что же нам осень хочет сообщить.
- Осень сообщает, что у нее три сына, (показываем сюжетную картинку) и спрашивает, как их зовут.
(Ответы детей).
- Первый осенний месяц – сентябрь. Какой первый звук в слове «сентябрь»?
Дети называют звук, воспитатель выставляет букву. Также выясняем первые звуки в словах «октябрь» и «ноябрь».
- Какое слово получилось? (Сон).
-Как выдумаете, почему в названии осенних месяцев зашифровано слово сон?
Дети: Осенью природа засыпает: растения не питаются, не растут, сбрасывают одежду – листья, некоторые животные отправляются в спячку.
- «Осень» еще вас спрашивает:
- Кто из животных укладывается спать на всю зиму? (Медведь, ёж, барсук, змеи, лягушки…).
- Кто из животных меняет осенью цвет шерсти? (Заяц, белка).
- Кто зимует под листвой и в коре деревьев? (Насекомые).
- Божьи коровки, жуки, пауки, мухи — забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.
- Кто делает запасы на зиму? (Белка, мыши, кроты, бобры).
- Какие птицы отправляются осенью на юг? (Ласточки, трясогузки, зяблики, кукушка, журавли, цапли, утки, лебеди…)
- Как выдумаете, почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются зимовать с нами? (Размышления детей).
Физкультурная пауза (По стихотворению М. Садовского «Осень»).
Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли, И тополи затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда, Как будто меньше стали. Всё присмирело. Съёжилось. Поникло. Пожелтело. Лишь ёлочка пригожая К зиме похорошела. | Наклоны головы к плечам. Поднимание рук над головой, затем резко опускаем, хлопая ладошкой по бедрам. Махи рукам над головой влево – вправо. Шагаем на месте. Наклон вперед, руки расслаблены, касаются пальцами пола. Руки над головой, трясут кистями рук. Встать на носочки, потянуться вверх. Присесть, руки – вверх. Сесть на «корточки», опираясь на руки, коснуться лбом коленей. Встать, руки на поясе, выполнять повороты вправо – влево. |
2 Презентация «Старинные русские названия осенних месяцев»
Воспитатель: Очень давно, в старину, ребята, когда месяцы не имели своих названий, в народе их называли совсем по-другому. Хотите узнать, какие названия придумал им народ? Для этого перейдем к телевизору.
(Дети берут стульчики и садятся к телевизору).
- Сентябрь называли златоцвет, рябинник. Как вы думаете, почему их так называли? (Высказывание детей).
- Октябрь называли листопадник, листобой, грязник. Кто может объяснить эти названия? (Ответы детей).
- Ноябрь называли грудень, потому что замерзшая, взрытая колесами земля, еще не покрытая снегом, лежит грудами, кучами, неровная. Чернотропом называли ноябрь, так как черными стали лесные тропинки в лесу. Подзимник, полузимник - потому что это последний осенний месяц и за ним придет зима.
- Мы еще повторим старинные названия месяцев, а сейчас нас ждет последнее задание от «Осени». Она в письме просит отправить в теплые края стайку скворцов. Мы сделаем их из бумаги.
3 Оригами. Коллективная работа «Скворцы улетают».
Воспитатель показывает последовательность изготовления птицы:
А) Сложите базовую форму «Треугольник», согнув квадрат по диагонали.
Б) Опустите верхний угол вниз так, чтобы он оказался ниже основания треугольника.
В) Отогните наверх один слой бумаги так, чтобы угол оказался выше верхнего края.
Г) Согните фигурку пополам и положите её «крыльями» вниз.
Д) Поднимите «крылья» с одной и с другой стороны наверх.
Е) Сделайте клювик.
Ж) Намажьте одно крылышко клеем и приклейте на панно.
Пусть наши птички летят на юг.
Воспитатель помогает справиться с заданием воспитанникам, которые не могут самостоятельно выполнить задание.
III Заключительная часть.
- О чем мы сегодня беседовали?
- Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
- Можете вы научить кого - то делать птичку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию графических навыков и элементов письма. Старшая логопедическая группа. Тема: "Игрушки".
Цель занятий по развитию графических навыков и элементов письма - создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук, для подготовки детей к овладению письмом; совершенствовать движения рук ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей логопедической группы на тему "Хлеб-хлебушек"
Развитие грамматического строя речи у дошкольников...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...

Конспект обобщающего логопедического занятия на темы «Осень», «Овощи» и «Фрукты» в старшей логопедической группе
Конспект Коррекционно-обучающие цели:- обобщение и закрепление знаний детей об осени, овощах и фруктах;– активизация словаря по данным лексическим темам (предметного, глагольного и с...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...

Проект «Осень, осень — в гости просим» В старше подготовительной группе
Углубить и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах.Пополнять словарный запас, развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию...

Конспект НОД на тему: "Осень в гости просим!"
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о признаках осени.Задачи:-систематизировать знания детей об осени;-закрепить названия осенних месяцев;-учить детей называть приметы осени;-расширит...

