Конспект обобщающего логопедического занятия на темы «Осень», «Овощи» и «Фрукты» в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Зульмиева Лилия Асхатовна

Конспект

 

Коррекционно-обучающие цели:

- обобщение и закрепление знаний детей об осени, овощах и фруктах;

– активизация словаря по данным лексическим  темам (предметного, глагольного и словаря признаков);

– развитие навыков словоизменения, образования уменьшительно-ласкательной формы  существительных, согласование существительных с прилагательными;

- развитие навыков выразительной связной речи.

Коррекционно-развивающие цели:

– развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики;

– развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, способствование активизации речи;

- развитие логического мышления.

Воспитательные:

– воспитание доброты, отзывчивости;

– формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Оборудование:

  •  Сюжетные картины и предметные картинки;
  • Мнемотаблица.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_konspekt.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №99 комбинированного вида»
Ново - Савиновского района г. Казани

Конспект 
обобщающего логопедического занятия

на темы  «Осень», «Овощи» и «Фрукты»
в старшей  логопедической группе.

                                                      Составила:

учитель-логопед: Л.А. Зульмиева

Республика Татарстан

г. Казань

Конспект

Коррекционно-обучающие цели:

- обобщение и закрепление знаний детей об осени, овощах и фруктах;

– активизация словаря по данным лексическим  темам (предметного, глагольного и словаря признаков);

– развитие навыков словоизменения, образования уменьшительно-ласкательной формы  существительных, согласование существительных с прилагательными;

- развитие навыков выразительной связной речи.

Коррекционно-развивающие цели:

– развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики;

– развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, способствование активизации речи;

- развитие логического мышления.

Воспитательные:

– воспитание доброты, отзывчивости;

– формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Оборудование:

  •  Сюжетные картины и предметные картинки;
  • Мнемотаблица.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. К нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются с гостями и садятся на стульчики.)

Вводная часть.

Логопед. Сейчас, я прочитаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и постарайтесь её угадать:

Дождик с раннего утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает, Это все когда бывает?

Дети. Осенью.

Упражнение «К нам пришла осень» (Отработка падежных окончаний существительных.)

Логопед. Ребята, значит у нас сейчас какое время года за окном?

Дети. Осень.

Логопед начинает, а дети заканчивают:

- Мы ждали … (Осень).

- Долго не было … (Осени.)

- Мы одеваемся тепло … (Осенью.)

- Мы поем песни об … (Осени.)

- Мы любим … (Осень.)

Основная часть.

Логопед. А какие осенние месяцы вы знаете?

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед. А кто-нибудь знает, какой сейчас месяц?

Дети. Ноябрь.

Логопед. Ребята, Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь.

Логопед. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) 

Дети. Солнце.

Логопед. Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?)

Дети. Облака.

Логопед. Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний (что?)

Дети. Дождь.

Логопед. Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?)

Дети. Ветер

Логопед. Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?)

Дети. Листья. 

Логопед. Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте скажем, какая же сама осень?

Логопед. Если осенью тепло, то осень (какая?)

Дети. Теплая.

Логопед. Если осенью холодно?

Дети. Холодная.

Логопед. Если осень рано пришла?

Дети. Ранняя.

Логопед. Если осенью пасмурно?

Дети. Пасмурная.

Логопед. Если осенью дождливо?

Дети. Дождливая.

Логопед. Если осенью все листья золотые?

Дети. Золотая.

Логопед. Если осень поздно пришла?

Дети. Поздняя.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Логопед. А кто-нибудь знает, как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

Дети. Листопад.

Логопед. А давайте соберем букет из листьев? Вспомним, как это делать.

Раз, два, три, четыре, пять     (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.         (Сжимают кулачки.) 

Листья березы,                       (Разгибают пальчики, начиная с большого.) 

Листья рябины,  

Листики тополя,

Листья осины.

Листики дуба я соберу    

Маме осенний букет подарю.              («Шагают» по столу средним и       указательным пальчиками.)

Логопед. Расскажите, что делают звери, птицы и люди с наступлением осени?

Ответы детей с опорой на  сюжетные картинки.

Логопед. Что делают звери?

Дети. Звери готовят запасы на зиму.

Логопед. Что осенью делают птицы?

Дети. Птицы улетают в теплые края.

Логопед. Что одевают осенью люди?

Дети. Теплую одежду – плащи, шапки, пальто и т.д.

Динамическая пауза «Осенние листья».

Логопед. А сейчас мы с вами немного отдохнем. Я показываю движения, затем делаем все вместе:

Ветер дует нам в лицо,   (Делаем взмахи руками.)

Закачалось деревцо,    (Руки вверх, наклоны вправо-влево.)

Ветер выше, выше, выше,    (Поднимаемся на носочки.)

Деревцо все ниже, ниже…   (Приседания).

Логопед. Осенью созревает много овощей и фруктов.

Если вы помогаете маме и бабушке в огороде,  вы знаете, как убирают овощи?

Что выкапывают?

Дети. Картошку.

Логопед. Что выдергивают?

Дети. Морковку, свеклу, репу, редиску, лук, чеснок.

Логопед. Что срывают?

Дети. Помидор, перец, огурец, баклажан, кабачок, тыкву.

Игра «Посчитай до пяти», правильно согласовывая слова.

Логопед. Сейчас мы с вами посчитаем помидоры. 

Дети. Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.

Логопед. Посчитаем груши.

Дети. Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Игра «Назови ласково». 

Логопед. А сейчас поиграем в игру. Я буду называть слово, а вы должны назвать это слово ласково.

Логопед: баклажан, лук, капуста, чеснок, яблоко, картошка. Зонт, плащ, шишка, лист, гриб, туча, ветер, птица.

Ответы детей: баклажанчик и т.д.

Игра «Один - много».

 Логопед. Поиграем еще в одну  игру.  Надо назвать овощи во множественном числе.

Логопед: один перец, одна картошка, один огурец, одна груша.

Ответы детей: много перцев и т.д.

 «Загадки про осень»

Логопед.  Я загадаю  загадки про осень, а вы постарайтесь угадать по признаку или  действию:

льет, моросит, крапает — (дождь);

краснеют, желтеют, опадают -  (листья);
дубовые, кленовые, берёзовые – (листья);
сильный, пронизывающий, холодный –  (ветер);
дуб, липа, ива, берёза – (деревья);
сентябрь, октябрь, ноябрь – (осенние месяцы).

Логопед. А сейчас вспомним стихотворение «Подарки осени».

Дети рассказывают  стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Ходит осень  в нашем парке.
Дарит осень всем подарки:
бусы красные – рябине.
Фартук розовый – осине.
Зонтик жёлтый – тополям.
Фрукты осень дарит нам.
 

1Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Что больше всего понравилось?

Сюрпризный момент.  
Логопед: Осени очень понравилось, что вы так много знаете о ней,  и  она принесла вам подарки (детям раздаются раскраски по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты»).

Список литературы

1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2008.

3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2009.

4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2006.

5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель. 2007.

Подготовила учитель-логопед:  Л.А. Зульмиева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня

Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда»  направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...

Конспект открытого логопедического занятия на тему Осень

Автоматизация звуков [C?C\'].Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи....

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Осень»

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Осень»...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Осень в лесу"

Занятие направлено на совершенствование речевого и познавательного развития ребенка с использованием здоровье сберегающих технологий ....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Осень» в старшей группе для дошкольников с ОНР

Материал данного конспекта направлен на закрепление знаний и представлений  воспитанников с ОНР о времени года  осень и её приметах,  способствует активизации словаря по заданной теме, ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Осень».

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшей группы по теме: "Осень" ....