Медуза
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пушменкова Алиса Сергеевна
Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon meduza.zip639.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  М Е Д У З А

Цель: Расширить и углубить представления детей о медузе.

          Показать детям закономерные связи в природе.

          Словарь: акваланг.

          Развивать мелкую мускулатуру кистей рук детей.

          Воспитывать интерес к природе, желание узнавать о ней что-        

          то новое.

Оборудование: фотография медузы, картина с подводным морским пейзажем, бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

Сегодня мы совершим путешествие  в подводное морское царство.

Но может ли человек долго находиться под водой? Почему? (Ответы детей). Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания. А знаете ли вы какое приспособление придумал французский исследователь для того, чтобы долго находиться под водой? (Ответы детей). Это приспособление называется акваланг. Нам уже не раз встречались слова, начинающиеся с «аква». Вспомните их.  (Ответы детей). Аквариум, аквапарк, акварель. Значение этих слов так или иначе связано с водой. «Аква» -- это и есть вода, только на другом языке, на латинском.

Надевайте акваланги и начинаем погружение в наше море. Как оно называется? (Ответы детей). (Имитация надевания акваланга и погружения).

Кого мы можем встретить в водах нашего Черного моря? (Ответы детей). Тут и дельфины, и мидии, и рапаны, и катран, и хамса.

А вот и загадочная медуза. Взгляните на картинку.

Летом и осенью у берегов Крыма много медуз. Они забивают рыболовецкие сети, мешают купающимся в море, иногда выбрасывает их на берег волна. По-разному называли их: морское сало, морская луна, морское сердце. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные.

Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезненен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие – вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. (Выполняется пальчиковая гимнастика). А сейчас медуза плывет быстро. Скоро начнется на море буря. Кто из вас знает, как называется морская буря? (Ответы детей). Незадолго до шторма  медузы уплывают подальше от берега. Это заметили ученые и используют для того, чтобы предупреждать о надвигающемся шторме.

Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он  не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот не даром говориться: «терпение и труд все перетрут».

А теперь игра. Вставайте в круг, возьмем мяч. Вы уже много знаете о природе. Например, о том, что все в природе взаимосвязано, кто-то о ком-то заботится, кто-то кого-то ест. Тот, кому я брошу мяч, должен продолжить мое предложение.

1. Заяц – пища для … (волка, лисы).

2. Мед – любимое лакомство … (медведя).

3. Насекомых едят -- … (птицы).

4. Морской ворон баклан питается – … (рыбой).

5. Олени употребляют в пищу -- … (траву).

6. Планктон – это пища ---… (китов).

7. Рыбой лакомятся -- … (акулы, чайки и т. д.)

Представьте себе, что медуз никто не ест. Такие это удивительные создания, что никто на них не покушается. Кроме человека. В Китае и Японии едят медуз. А сами медузы едят планктон. А вот под зонтиками медуз прячутся молоденькие рыбки—ставридки. Пока они не выросли и не набрались силы. Хотели бы хищные рыбы полакомиться малышами, да боятся медузьих стрекательных клеток. Когда ставридки подрастают, они покидают свое убежище под зонтиком медузы и платят ей черной неблагодарностью: обкусывают края зонтика. Вот так – за добро платят злом.

 

Сейчас я хочу предложить вам  изготовить медузу из бумаги. С помощью ножниц, клея и, разумеется, ваших умелых рук, мы сделаем вот такую медузу.

(Конструирование из бумаги. Рассматривание поделок.)

Вопросы:

  1. Как защищается медуза от врагов?
  2. Чем питается медуза?
  3. Кто ест саму медузу?
  4. Как называется приспособление для длительного пребывания человека под водой?
  5. Кто находит убежище под зонтиком медузы?
  6. Как передвигается медуза?
  7. Что вы знаете о глазах медузы?
  8. Когда медузы уплывают подальше от берега?
  9. Какими названиями наделяли медузу?

Можно предложить детям сочинить рассказы о приключениях медузы, нарисовать иллюстрации, оформить в книжку.

Легенда о медузе: «Морское сердце».

   Однажды в море купались два брата. Вот старший, когда искупался, к берегу тихо поплыл, а младший – от берега дальше и дальше. И полюбила морская волна отважного брата: взяла, обняла его крепко и тянет к себе на дно, в подводное царство морское.

   Сопротивляется хлопец, кричит, зовет на помощь брата  родного. А старший боится плыть. Думает: «Там глубоко, еще утону вместе с ним!»

 -- Ой, братец мой милый! Ой, братец любимый, спасай! – последний раз вынырнул хлопец, слезы роняя.

-- Пускай тебя господь спасает, -- трусливо промолвил старший, а сам не посмел и взглянуть, как брат утопает, и к берегу быстро гребет, на камень влезает.

   Волна рассердилась и погналась за трусом, догнала, снесла его в море и потопила.

  Меньшого брата морская царица на дне приютила. И слезы его превратила в сверкающий жемчуг, а кудри – в кораллы. А старшего брата рыбы и раки дотла растащили. Лишь к сердцу никто не хотел прикоснуться: таким было мерзким это трусливое сердце.

  С тех пор появилось в море то сердце. Робко, украдкой плавает, скользкое, хладное, жгучее, как крапива, вяло оно шевелится, подрагивает, нет от него даже тени – прозрачное.

  А море брезгает сердцем: на берег его бросает, и там оно гибнет бесследно.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема :"Медуза"

Дать представления детям о том , что представляет из себя медуза....

Мастер-класс "Медуза"

МАСТАР-КЛАСС Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возрас...

конспект музыкального занятия «У нас в гостях медуза Аграфена»

«У нас в гостях медуза Аграфена» конспект музыкального  занятия по развитию певческих способностей...

НЕСТАНДАРТНОЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СЕНСОМОТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ «ВЕСЕЛЫЕ МЕДУЗЫ»

Полифункциональное сенсомоторное оборудование "Веселые медузы" предназначено для коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста....

НОД по изодеятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - кляксография "Мы медузы..."

НОД по изодеятельности в 1 младшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования - кляксография...

«Веселые медузы» проект по аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста на 2015-2017 уч. годы

Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт - те социальные факторы, которые способствуют развитию сильного государства и здорового общества....