ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

 Барбарина Ольга Александровна

«Волшебная вода».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности   

«Волшебная вода» (дети 5-го года жизни)

участника конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2015 году

Барбариной Ольги Александровны

Красноуфимск, 2015


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Тема: «Волшебная вода».

Возрастная группа: дети 5-го года жизни (средняя группа).

Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Интеграция образовательных областей: познание, физкультура, коммуникация, здоровье.

Форма организации: групповая.

Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Цель:

  • Учить детей методам экспериментирования.
  • Расширять знания о свойствах воды и ее значении для всего живого на земле.

Задачи:

обучающие:

  • Способствовать формированию знаний детей о свойствах воды (цвет, текучесть)
  • Научить способам взаимодействия с водой, уметь доказывать, что и почему происходит с водой в процессе опытов.
  • Закрепить знания детей о значении воды для всего живого на земле.
  • Расширять знания о бережном отношении к своему здоровью.
  • Расширять словарный запас, развивать связную речь детей.

воспитательные:

  • Воспитывать у детей заинтересованность к экспериментированию.

развивающие:

  • Развивать умения анализировать, обобщать свои действия, сравнивать, оценивать результаты своих действий, делать выводы.
  • Развивать любознательность, мышление, память, внимательность, наблюдательность.

Средства: 

наглядные: символы органов чувств, символы свойств воды, карточки с цифрами от 1-4

музыкальные: фонограмма воды

информационные: методическое пособие «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова; «Мы живем на Урале» образовательная программа  с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. - Екатеринбург. ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Материалы и оборудование: стаканы с водой, пустые стаканы, стаканчики с молоком, марганцовка, ватные палочки (вата на одном конце), тазик, сосуды разной формы, полоски из бумаги разного цвета, среди которых есть полоска прозрачная, салфетки. 4 стакана с разным состоянием воды (холодная, теплая, горячая, лед). Накидка для воспитателя голубого цвета. Шапочки и фартуки для каждого ребенка.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация деятельности.

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.

- Ребята, вы любите, когда к нам приходят гости? Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим осенним настроением с нашими гостями! Улыбнитесь им.

Собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

  • Дети выражают различные эмоции.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы

 Цель: актуализация знаний детей о воде создание проблемной ситуации;  

Ребята, оказывается это еще не все гости. Попробуйте угадать! Послушайте внимательно (включает запись со звуком воды). Если не угадают загадать загадку

Она и в озере, она и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Задаёт вопросы.

Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой активности.

Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов.

Дети сидят на стульях

 Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают внимание.

 

Вступают в диалог.

 Предлагают варианты решения проблемы.

 Выражают собственные суждения.

Вступают в речевое взаимодействие.

Эмоционально откликается на объекты природы.

Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым

Решение проблемы 

 Цель: формирование представлений распространенности воды и ее значении.  

Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться? Воспитатель одевает голубого цвета накидку. Дети внимательно рассматривают.

Я – волшебница-Вода. Сегодня вы узнаете обо мне много интересного! Где можно встретить воду? Для чего нам нужна вода? Кому еще нужна вода?

Помогает включиться детям в обучающие ситуации, создает ситуацию для самостоятельной деятельности.

Выслушивает мнения детей.

Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность

Принимают активное участие в обсуждении;

Слушают внимательно, высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы

Способен делать простые обобщения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы)

Работа в микрогруппах.

Цель:  познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность.

Мы с вами сегодня будем учеными и будем исследовать свойства воды, узнавать, какая бывает вода, что можно с ней делать, для чего она нужна. У нас есть лаборатория, и мы сейчас туда отправимся и проведем опыты.

Дети надевают шапочки и фартуки для проведения опытов.

- Сейчас как маленьких ученных я приглашаю в лаборатории.

В каждой из которых, решается своя задача.

Опыт 1. "Вода - это жидкость" объяснить жидкий

-У нас на столах находится разное оборудование для опытов с водой, найдём сейчас лабораторию №1 Подойдите к столу, возьмите стаканчик с водой и налейте в тазик, в ведро, в лейку, в вазу, кто куда хочет.

-Что вы сделали сейчас с водой?  (спросить 2 - 3 детей)

- Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы. Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ (прикрепить на доску).

-Как вы считаете, какого цвета вода?

Воспитатель: Давайте проверим и пройдём в лабораторию №2.

Опыт 2. "Вода бесцветная"

- На столе стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко?

- А можно сказать про воду, что она белого цвета? Значит, какая она? Вода без цвета?

- Возьмите стакан с молоком, и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему?

- Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой картинку видно?

Сравнить с цветными полосками: белый, голубой, желтый похож цвет или нет дать детям право выбора. Здесь же полоска без цвета (прозрачная)

- Есть цвет  у воды?

- Мы можем сказать БЕЗ цвета?

- Значит вода какая?

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? Перейдём к третьему столику.

Опыт 3. "Вода может изменить свой цвет"

- Рассмотрим, что мы видим на столике?

- Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А что нужно сделать, чтобы у вас в стаканчиках вода тоже изменила свой цвет?

- Теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

(один тампон на палочке)

Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

- Ребята, какое время года на улице?

- Что происходит вокруг?

- А по лужам можно ходить? Почему нельзя ходить по лужам (ноги промокнут и можно заболеть). Сейчас мы с вами пойдем гулять и мы не будем ноги мочить, а будем прыгать через лужи.

Физминутка: "Перепрыгнем через лужи" (посередине группы лежат разные формы синего цвета - "лужи")

Молодцы ребята, никто не замочил ножки, погуляли славно. А теперь, пора нам вернуться к следующему столику и продолжить исследования воды. Найдем столик с цифрой 4

Опыт 4 "Вода бывает горячей, теплой, холодной и ледяной".

- На этом столе у нас четыре стакана, потрогайте их руками. Что вы обнаружили? Почему ощутили разное состояние воды?

- Почему это произошло? Почему вода стала горячей? Как можно сделать ее ледяной?

Вывод: Вода может быть горячей, теплой, холодной и очень холодной - ледяной. Воду можно нагревать, охладить и замораживать (вывешивается символ на доску)

Нацеливает на размышление

 

Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям.

Стимулирование детей к умозаключениям.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов.

Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Привлекает детей к игре

Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы.

Эмоционально вовлекает в слушание и в эксперимент.

Стимулирование детей к умозаключениям.

Предлагает детям потрогать воду и убедиться, что у воды может быть разное состояние.

Проявляют заинтересованность, вступают в проблемный диалог.

Принимают активное участие в деятельности;

Предлагают варианты решения проблемы

Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.

 

.

Проявляют изобретательность при решении проблемы.

Активно играют, выполняют движения.

Наблюдают, отмечают результаты наблюдений, высказывают собственное мнение.

Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Доводит начатое дело до конца, работает в общем ритме.

Умеет наблюдать, экспериментировать.

Умеет делать логические выводы и сравнения.

Проявляет речевую активность.

 

Проявляет интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование).

Демонстрируют физическую активность.

Способен делать умозаключения  и выводы.

Закрепление (самоопределение). Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; «Волшебница вода»

- Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили? Расскажите, что мы сегодня узнали о воде?

- Что было бы, если не было воды? Дети, а как вы относитесь к воде?

- К воде, нужно относится бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.

Нацеливает детей на аналитическую деятельность, стимулирует к познавательной деятельности

Делятся впечатлениями от результатов деятельности.

Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения.

Открыт внешнему миру.    

 

Проявляет любознательность.

Рефлексия.

Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

 - Понравились вам опыты с водой? Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное?

Стимулирование к анализу, к высказываниям о результатах опытной деятельности

Обсуждение с детьми

Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.

Рассказывают о своих чувствах;

Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

Открытость

- Ребята, скажите, а на прогулке нам с вами нужна вода?

- Кто-то говорит да, кто-то нет. Давайте мы с вами сегодня пойдем на прогулку и узнаем, нужна ли она нам?

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

Выражают эмоции.

Высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "По сказочным тропинкам"

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "По сказочным тропинкам"...

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"...

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"...

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "По сказочным тропинкам"

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "По сказочным тропинкам"...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности «Волшебная вода» средняя группа

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности «Волшебная вода» средняя группа....