«Познание окружающего – как средство экологического воспитания»
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мазитова Лейсан Фалиховна

Природа - то наша кладовая. В ней есть все для жизни, но она  постепенно истощается. Поэтому охрана окружающей среды, разумное решение к природе, рациональное использование ее богатства, стали  в настоящее время проблемой векой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Познание окружающего – как средство экологического воспитания»

Природа - наша кладовая. В ней есть все для жизни, но она постепенно истощается. Поэтому охрана окружающей среды, разумное отношение к природе, рациональное использование ее богатства, стали в настоящее время проблемой века.      

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоение детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовое умение и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножить ее богатства.

Приступая к экологическому воспитанию дошкольников, ставим перед собой следующие задачи:

  1. Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение которых ведет к его гибели и исчезновению.
  2. Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирать грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждаться  красотой  природы), убедить в жизненной необходимости разумного, а значит бережного к ней отношения.
  3. Сформировать представления о том, что в природе все взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга могут просто перестать существовать.

Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Дети прибывают на один учебный год. В 2015-2016 уч.г образовательную деятельность ведем в подготовительной к школе группе ОНР (14 детей).

Воспитательно – образовательную работу по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию осуществляем круглый год в процессе разных видов деятельности.

В работе используется  значительное количество программ экологической направленности; так программа Рыжовой Н.А. «Наш дом – природа», Николаевой С.Н. «Юный эколог»,  Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»,  Кондратьевой Е.Е. Поповой Т.И. «Мир вокруг нас», Кочемасовой  Е.Е. «Здравствуй, мир!

Использование художественной  литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используем загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей  работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организуем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараемся использовать как можно больше опытов, опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления – дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т.д.).

Знакомим детей с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезающие виды животных и растений, необходимые меры охраны. Даем детям знания, что животные и растения, занесенные в Красную книгу, находятся на грани  вымирания, поэтому они охраняются государством. Расширяем знания детей, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, почва, тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни людей. Человек в свою очередь должен заботиться об охране окружающей среды и правильно использовать природные ресурсы.

В своей работе по экологическому воспитанию используем различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют более эффективно строить процесс.

Для успешной реализации поставленных задач,  разработаны:

  •  Комплекс познавательных интегрированных занятий с использованием ИКТ.
  •  Разработан перспективный план работы НОД с детьми всех возрастных групп.
  •  Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)
  •  Организован огород на окне. Дети выращивают лук, фасоль, горох, овес, цветы….
  •  Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций, песен.
  • Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедии.

C:\Users\111\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.744\пересадка.jpg

   

 Вместе с детьми составили схему экологической тропы нашего детского сада, учимся ориентироваться на плане местности, закрепляем названия знакомых растений.Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, дидактических играх. Дидактические игры, используем не только в свободной деятельности детей, но и включаем в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел». Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

                                          C:\Users\111\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.324\P1040477.JPG

Важным аспектом в данной работе по экологической культуре является работа с родителями. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино.

Для достижения этой цели  организуем экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия, выставки,  экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации. Очень насыщено и познавательно стараемся проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираем материал для информационных стендов. Таким образом, стараемся сблизить семью и ДОУ.

В летний период, вывозя детей на отдых, продолжают работу, которую мы начали в детском саду. Делают снимки, привозят сувениры, интересные находки. В течение года все это используется в работе.

Экологическое воспитание подрастающего поколения не возможно без совместной работы с родителями, со школой, с общественностью. Добиться хороших результатов можно только вместе, чего мы постоянно добиваемся и приходим к хорошим результатам.



   

     

                                     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в ДОУ «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.Математика… Опять математика! Ча...

"ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

За время работы с детьми часто сталкивалась с проблемой экологического воспитания. Уровень сформированности экологических знаний детей, развитие их эмоциональной сферы был очень низким. Учитывая то, ч...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Проект Непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики

Уважаемые коллеги, ниже  представленны материалы семинара по опыту работы на тему  "Формирование у дошкольников интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики...

Опыт работы на тему "Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики"

Интерес не только способствует развитию интеллекта,но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Каждый дошкольник – м...