"ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Емельяненко Елена Анатольевна

За время работы с детьми часто сталкивалась с проблемой экологического воспитания. Уровень сформированности экологических знаний детей, развитие их эмоциональной сферы был очень низким. Учитывая то, что экологическое воспитание играет огромную роль в формировании духовно – развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни природы, мой выбор остановился на теме : «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      - 1 -                                                        

                               Мы речь свою ведем о том,

                               Что вся земля – наш общий дом.

                               Наш добрый дом, просторный дом –

                               Мы все с рожденья в нем живем.

                               Еще о том ведем мы речь,

                               Что мы наш дом должны беречь,

                               Давай докажем, что не зря

                               На нас надеется Земля.

     За время работы с детьми часто сталкивалась с проблемой экологического воспитания. Уровень сформированности экологических знаний детей, развитие их эмоциональной сферы был очень низким. Учитывая то, что экологическое воспитание играет огромную роль в формировании духовно – развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни природы, мой выбор остановился на теме : «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира»

           При разработке НОД по экологическому воспитанию дошкольников я беру за  основу «Программу обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, с использованием парциональной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» так же, частично использую программу Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа».

В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:

  - способствовать формированию у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности; умений и навыков по уходу за растениями и животными;

  - создавать условия для воспитания любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;

  - способствовать развитию умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы;

   - воспитывать чувство переживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку;

  - укрепление дружеских отношений между детьми;

 - установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями.

Для успешной реализации данных задач провожу следующую работу:

  1. Самообразование: изучение литературы, обмен опытом;
  2. Работа с детьми: НОД  и в режимные моменты;
  3. Постоянно обновляю предметно-развивающую среду;
  4. Работа с родителями.
  1. Для того чтобы методически правильно вести работу по экологическому воспитанию, необходимо знать возрастные особенности детей, формы и методы работы по каждому направлению. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю новинки методической литературы, принимаю участие в семинарах, педагогических часах. Обмениваюсь опытом с воспитателями, работавшими над этой проблемой. Хочу порекомендовать такие книги как...

2. Осуществляю ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД и в режимные моменты (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Регулярно планирую и провожу  тематические прогулки, экскурсии по территории детского сада. Это помогает детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.

Активно использую развивающие, познавательные  игры в соответствии с комплексно — тематическим планированием, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком, например осенью такие как Соберите грибы,  Посадите и соберите урожай и др.   

Дети с удовольствием играют в настольные развивающие игры: «Времена года», «В гостях у лешего».

          В течение всего учебного года на непосредственно образовательной деятельности применяю экологические правила. Детей необходимо приучать смотреть  на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, слушать и уметь понимать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививать любовь ко всему живому. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а  полученные уроки дети сохранят на всю  жизнь, поймут, запомнят, и будут следовать  таким тревожным строкам:

                              Берегите жаворонка в голубом зените,

                              Бабочку на листьях повилики,

                              На тропинке солнечные блики,

                              Ласточку, мелькающую в жите.

                              Берегите Землю!

                              Берегите…

                                                  М.Дудин

    3. Постоянно обновляю предметно-развивающую среду (для активной самостоятельной деятельности детей),  которая обеспечивает выработку экологических знаний дошкольников:

  -  организовала в группе «зеленую зону» и живой уголок. Здесь дети получают  первые навыки по уходу за растениями и животными, а воспитатель личным примером демонстрирует им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю  детям самим здороваться с растениями и  говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за выполненные  ими операции по уходу, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.

  - каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне». Если на окне круглый год растут цветы, то почему бы не вырасти овощам? Детям предлагаю отгадать загадку:

                                 Скинули с Егорушки золотые перышки,

                                 Заставил Егорушка плакать без горюшка.

Насыпаю в ящик заранее приготовленной питательной земли. Дети самостоятельно раскладывают луковицы на поверхности земли на расстоянии 1см друг от друга и еще засыпают слой земли. Даю детям задания:

    - поливать лук через 2 дня;

    - отметить день появления зеленых стрелок лука;

Задаю вопрос: «Почему на улице зимой не встретишь зелени, а на окне вырос зеленый лук?» Читаю стихи о работе в уголке природы:

                                 За окошком зимний сад,

                                 Там листочки в почках спят.

                                 И листочки же во сне

                                 Размечтались о весне.

                                 А у нас…

                                 На окне зеленый сад.

                                                                                               

                                 Тут листочкам не до сна.

                                 Тут уже пришла весна.

                                                                  И.Токмакова.

     Выращивание лука в комнате может показаться занятием неблагородным, но витамина С, которого так не хватает в конце зимы, в зеленом луке содержится в несколько раз больше, чем в самой луковице.

  - организовала в группе условия для экспериментирования – мини-лабораторию, в оформлении которой, принимали большое участие дети подготовительной  группы. Ребята приносили природный материал, различные камни, лабораторную посуду и др. Итог этой совместной работы – имеется коллекция минералов, металлов, природных ископаемых, гербарии растений, растущих на территории детского сада.

Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. А дети старшего возраста с удовольствием  превращаются в «ученых» и способны найти ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Зачем растение пьет? Почему не падает дерево? Как расселяются деревья? Материал: Семена тополя, клена, березы. Ход опыта: Взять семена и выпустить их из рук. Вывод: Ветер помогает деревьям расселяться на новые места.

Сколько лет дереву? Материал: Спилы дерева, лупа. Ход опыта: Рассмотреть спилы, сосчитать кольца. Определить кольца благоприятных и неблагоприятных лет. Вывод: Число колец на стволе показывает, сколько лет дереву.

Согласитесь, эти опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с разными явлениями, порой скрытыми от нас.

 - постоянно обновляю демонстрационный материал, который способствует уточнению и закреплению знаний о природе. («Живые картинки», гербарии, коллекции; картотека пословиц, поговорок, загадок, народных примет о природе. Например, об осени:

Загадки:             Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

                           Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

                           Но не касаюсь елочек и сосен . Я... (Осень.)

                           Пришла без красок и без кисти

                           И перекрасила все листья.                (Осень.)

                          Сидит – зеленеет, падает – желтеет,

                          Лежит – чернеет.                               (Листья.)

Приметы:         Летит паутина – быть осени длинной.

                          Много на рябине ягод – ждать  морозов сильных.

Пословицы:     Весна дает цветы, а осень плоды.

DVD диски сериал «Мои веселые зверята»).

Пополняю и медиаматериал. Давайте просмотрим, как дети старшего дошкольного возраста узнают о зиме

 4.  Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, прямой телефон, дискуссии). Еще одна форма работы с семьей – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданиями: почему так говорят? Можно показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Вывод: Работая с детьми по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира» дали положительные результаты. Дети получили достаточно знаний и представлений о природе, они соотносят представителей животного мира со средой обитания. Устанавливают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. У многих детей сформировалось осознанно – правильное отношение к природе и её обитателям. Дети научились эмоционально выражать своё отношение к природе. У них  сформировались многие экологические представления, формируется экологическое сознание и поведение. Многие дети могут и хотят использовать полученные знания для сохранения природы родного края.

     Углублённо работая по данной теме узнала много нового и интересного благодаря, благодаря этому имею возможность поделиться информацией с коллегами. Подготовила ряд консультаций о проблеме экологического воспитания. Подготовила папку: «Организация эколого-развивающей среды в ДО», в ней содержится информация по этой теме, картотека игр и наблюдений в природе.

     В заключении хочется привести цитату: «Педагог растёт до тех пор, пока учится сам! И на самом деле, ведь предела педагогического роста не существует и какими бы высокими не были поставлены цели, необходимо стремиться к ним через самосовершенствование и самопознание».              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...