Проект "Улица, на которой я живу" старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вартанянц Анна Викторовна

проект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе доу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект42.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –

детский сад общеобразовательного вида «Вишенка»

Проект для детей

старшей группы

«Улица, на которой я живу»

Воспитатель: Вартанянц А.В.

2016 г

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот….

М. Матусовский.

Аннотация проекта.

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, поставив их в разряд наиболее актуальных. Одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание дошкольников – направление актуальное и достаточно сложное. Основная причина этого – многоаспектность содержания работы, которая подразумевает воспитание любви к семье и близким, к родным местам, к Родине, формирование интереса к культуре своего народа, исторической памяти поколений, развитие чувства неразрывности с окружающим и желания не только сохранить, но и приумножить богатства своей страны.

Актуальность проекта.

«Родной дом» - это сложное и многогранное понятие. И это правильно. С любви к дому, семье, березке, растущей во дворе, и начинается любовь к малой Родине, родному краю, стране. Дом – это место, где человек чувствует себя защищенным. Ведь недаром говорят: «Мой дом – моя крепость». Дом стоит на улице. У улицы есть название. С чем оно связано? Ребенок об этом и не подумает, если взрослые ему не помогут.

Вышел ребенок на улицу – он уже пешеход. Сел на велосипед – водитель. Поехал на автобусе – он пассажир. И везде его подстерегает опасность. Нужны осторожность и бдительность. Каждый ребенок должен знать свой адрес. А в результате опроса по теме «Где я живу» выяснилось, что многие дети не знают, на какой улице живут, не могут описать дорогу домой. Мы, взрослые, обязаны помочь детям запомнить свой адрес, научить рассказывать, как пройти домой. Но, анализируя анкету «Ребенок и улица», предложенную родителям, поняли, что многие сами не знают, почему их улица так называется, не уделяют время ознакомлению ребенка с правилами безопасного поведения дома, на лице, дороге. Результаты диагностики детей по теме «Где я живу» свидетельствует: есть проблема, которую необходимо

решать. Как?  Прежде всего нужны эффективные средства. Я предполагаю, что таким средством может стать технология педагогического проектирования. Поэтому и возникла идея проекта «История улицы, на которой я живу».

Цель:

-обобщить и расширить знания о своем доме, своей семье, улице.

Задачи:

-помочь запомнить свой адрес и выяснить, почему улица, на которой дети живут, так называется;

-дать знания о современных домах и домах в прошлом;

-закрепить и расширить знания о том, из какого материала строят дома, об опасностях, которые подстерегают на улице и дома;

-предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми;

-продолжать учить правилам поведения, обеспечивающим сохранность жизни и здоровья, в современных бытовых условиях;

-закрепить правила дорожного движения.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Сроки реализации: с 11 января по 5 февраля 2016 г

План работы:

Воспитатель совместно с детьми:

-опрос по теме «Где я живу»;

-рассматривание фотографий, открыток, иллюстраций с изображением современных домов и домов в прошлом;

-чтение сказок «Три поросенка», «Гуси –лебеди», «Колобок», «Красная шапочка», «Жихарка» и их моделирование;

-просмотр мультфильмов, видеофильмов «Один дома», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Зимовье»;

-дидактические игры «Кто больше знает о своей улице? », ««Мы строители! »

«Автомобиль», «Хорошо – плохо».

- подвижные игры «Светофор», «Самый быстрый», «Где чей дом? », «Воробушки и автомобиль».

-занятия «Мой дом – моя крепость», «Улицы нашего города» (приложения № 1, 2)

Родители вместе с детьми:

-помочь запомнить адрес, рассказать, из какого материала построен дом;

-прогулка по улице, на которой живут, и по соседним улицам; как правильно переходить дорогу, где ходить пешеходам;

-рассматривание домов;

-узнать и рассказать детям, почему улица, на которой они живут так называется;

-чтение художественной литературы по теме проекта «Когда никого нет дома» С. Черных, «Как найти дорожку» В. Берестова.

Воспитатели, родители, дети:

-дать представление о понятиях «род», «родители», «семья»;

-выставка макетов «Мой дом, моя улица»;

Воспитатель с родителями:

- анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах города»

-папка – передвижка «Ребенок и улица».

Результативность:

-результаты повторного опроса показывают, что дети содержательно рассказывают о доме, в котором живут, используя макет «Мой дом»;

-называют, кто с ними живет, знают семейные связи;

-запомнили свой адрес;

-рассказывают, почему улица носит такое название;

- расширились знания детей о строительных материалах, из которых дома строят сейчас и строили раньше;

-по плану, составленному дома с родителями, описывают дорогу домой;

-получили практические навыки создания макетов своих домов из различных материалов.

Эффективность:

-активизируется творческий потенциал всех участников проекта, они активно включаются в поиск нужной информации;

-у дошкольников развиваются инициативность, любознательность, творческое воображение, самостоятельность и умение планировать поисково-исследовательскую деятельность;

-гармонизируется и укрепляется детско-родительские отношения;

-обнаружились новые проблемы, что является стимулом к познавательной активности детей, их саморазвитию.

Новизна.

Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем.

Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

НОД по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы

«Улицы Семикаракорска»

Цель: продолжать знакомство с историей и культурой города Семикаракорска.

Задачи: познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц города; развивать интерес к истории возникновения города.

Оборудование: макеты улиц, фотографии улиц города, конструктор.

Ход деятельности:

Воспитатель: Сегодня мы еще раз прогуляемся по нашему городу. Как он  называется? Правильно, Семикаракорск. Существует несколько версий откуда произошло это название. Вот несколько самых известных.

Воспитатель зачитывает истории возникновения названия города (приложение).

Наш город растет и становится все краше год от года. В нашем городе очень много улиц, на которых живете и вы в том числе. Сейчас я предлагаю вам рассказать о своих улицах. План вашего рассказа будет таким – назовите свой домашний адрес, расскажите в честь кого или чего названа ваша улица и что интересного есть на вашей улице.

Дети берут макет улицы и составляют рассказ. После 3-4 рассказов воспитатель подводит итог, зачитывает сообщение об улицах города (приложение)

Воспитатель: Молодцы, хорошие у вас рассказы. А теперь давайте поиграем.

Физминутка «Кто здесь живет?» (Воспитатель называет улицу, дети должны изобразить того, кто на ней живет. Например: лесная, сказочная, улица Бабочек, лягушачья и др.)

Воспитатель:  Молодцы, а теперь я вам предлагаю построить макет нашего города из любых материалов, которые вы найдете в нашей группе. Те дети, которые живут на одной улице, могут объединиться и построить одну на всех.

Дети делятся на группы, выбирают материал и приступают к работе.

Можно включить песню про город Семикаракорск. По окончании строительства дети сравнивают свои постройки, повторяют названия улиц.

История возникновения города Семикаракорска.

Станица Семикаракорская Первого Донского округа Области Войска Донского (ныне город Семикаракорск Семикаракорского района Ростовской области) являлась одним из самых ранних поселений казаков на Дону.  Одно из первых упоминаний о ней в письменных источниках относится к 1594 году.

На протяжении нескольких веков обитатели Семикаракорского казачьего юрта занимались скотоводством и полеводством. Значительным подспорьем являлось садоводство и огородничество.

В 1915 году в станице располагалось станичное и хуторское правление, 3 церкви, 3 училища и церковно-приходская школа.

В январе 1920 года после разгрома Красной армией сил белогвардейцев в станицах и хуторах района началась работа по созданию местных органов власти - военно-революционных комитетов.

В мае 1920 года проводились первые выборы в Советы.  В том же году была создана коммуна «Пламя революции». В I922-м произведён пуск первой в районе электростанции. В 1924-м состоялся первый районный съезд Советов, начал работу исполком райсовета, возникли ТОЗы (товарищества обработки земли).

В период коллективизации в 1935 году были созданы колхозы «Парижская коммуна» и «Красный Дон». В это же время была организована МТС (машинно-тракторная станция). Увидел свет первый выпуск районной газеты “Большевик”.

            Во второй половине 1930-х годов в ст. Семикаракорской начало развиваться производство стройматериалов. Стоимость валовой продукции составляла 158300 рублей в год.

В 1940 году в районе было 34 школы. Работало 4 кинотеатра, 1 больница, 1 консультация, 4 амбулаторных поликлиники, 11 фельдшерско-акушерских пунктов.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Семикаракорским райвоенкоматом было призвано в ряды Красной армии свыше восьми тысяч человек.

Героически сражались на фронтах семикаракорцы. Степан Здоровцев, Иван Левченко и Михаил Бедрышев стали Героями Советского Союза, а Михаил Кошелев, Иван Смирнов и Корней Зерщиков - полными кавалерами ордена Славы.  За боевые заслуги более трёх тысяч семикаракорцев были награждены орденами и медалями.

Более трёх с половиной тысяч семикаракорцев не вернулось с полей сражений, из них свыше двух тысяч - пропало без вести.

С июля 1942 года по январь 1943 года территория Семикаракорского района была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Они расстреляли и казнили 149 мирных граждан, в том числе 9 детей.  Демонтировали оборудование мастерских для отправки в Германию. Отправляли также зерно, скот. Полностью разграбили Семикаракорскую МТС.  

Ущерб, нанесённый району оккупантами, составил 141179 тысяч рублей.  Районная газета «Большевик» писала: «Гитлеровцы уничтожили тысячи голов скота, вырубили и привели в негодность богатые виноградники наших колхозов на площади 281 га, разрушили много школ, клубов, изб-читален, лечебных учреждений, жилых домов и общественных построек».  Но и здесь же газета сообщала: «За короткий срок в районе восстановлено 232 жилых дома, 31 школа, 164 колхозные постройки, 22 клуба, больница, 11 медпунктов».

Послевоенный период стал временем глубоких социально-экономических изменений в жизни района. Семикаракорский район стал одним из высокоразвитых районов области. В 1950-е годы был пущен первый городской транспорт, проложены дороги, тротуары, проведено электричество, поставлены водопроводные колонки.

В это же время в районе был построен большой элеватор, консервный и маслосыродельный заводы, предприятия строительной индустрии, пищекомбинат, птицекомбинат. В восьмидесятые годы появились Дворец культуры пищевиков и Дворец рыбаков, детские сады, столовые, несколько магазинов, универмаг, музыкальная школа, центральная районная больница.

            Восемь семикаракорцев были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда – это Е.Д. Блинова, И.М. Антонов, Р.Ф. Горожаева, С.И. Шамрай, Я.И. Быкадоров, Н.С. Комарова, А.А. Лунёв, И.И. Васюков. Несколько тысяч тружеников района были награждены орденами и медалями.

            На семикаракорской земле жили и трудились известные донские писатели: лауреат Государственной премии СССР и РСФСР В.А. Закруткин (1908-1984) и Б.Н. Куликов (1937-1993), лауреат премии имени М.А. Шолохова.

Впервые казачий городок Семикаракоры упоминается в "Росписи казачьим городкам, которые стоят на Дону, с верховья до воронежских вотчин".

Предположительной датой этой "Росписи" историки считают 1594 год. По неизвестной причине, однако, она не была официально принята за год основания современного Семикаракорска. А вот упоминание этого поселения в показаниях станичного атамана Фрола Минаева в Посольском приказе от 7 декабря 1672 года таковым основанием стало. Существуют различные толкования происхождения самого на-звания Семикаракоры. В народных преданиях, дошедших до наших дней, сохранились две версии. Согласно одной из них, когда-то в старину семеро беглых братьев Каракоровых, поселившихся вначале на правом берегу Дона в том месте, где сейчас находится хутор Старая Станица, перебрались на левый берег, что и послужило толчком к образованию станицы Семикаракорской. Согласно другой, название это произошло от имени и фамилии одного человека - Семёна Каракорова. Проверить ни одну из них сегодня невозможно.

Что касается научных подходов к данному вопросу, то они тоже разнятся. В книге "Богатый колодезь" читаем: "... В.A. Магин и cтатье "Заметки о топонимике Подонья по документальным данным XVII века", опубликованной в 1958 году в "Учёных записках" Таганрогского педагогического института, высказал соображение, что название городка произошло от сочетания числительного "семь" и татарского слова "коркор", что в переводе означает "ставка, стан". Такое сочетание двух разноязычных слов представляется маловероятным. По мнению же доктора исторических наук, археолога С.А. Плетневой, в названии вполне различимы три тюркских корня: "семиз" - "крепкий", "кара" - "чёрный" (или "сара" - "желтый"), "кед, кал" - "крепость". Следовательно, "Семикаракор" означает "крепкая (сильная) чёрная (или желтая) крепость" (С.А. Плетнева. Хазары. М.: Наука, 1976). Такое объяснение более убедительно.

В этом же источнике находим такие сведения: "Несколько paз городок менял свое местоположение. По преданиям, первое поселение располагалось в урочище под названием Большая, второе - в урочище, известном как Зимовная, третье - севернее ерика Лагутника и четвёртое - в месте, именуемом жителями Старой Станицей. На нынешнем своем месте Семикаракоры находятся с середины XIX столетия".

Чем же было вызвано такое непостоянство жителей поселения? Объяснение даётся тут же: "В XVIII веке казаки Семикаракорской станицы стали заниматься земледелием. Так как на правом берегу реки удобной земли почти не было, начали обрабатывать землю на левом. Для защиты от набегов врагов выкопали глубокий ров и насыпали земляной вал. На валу поставили пушку, при которой постоянно находилась небольшая команда. В пяти верстах от вала возвышался курган, называвшийся Карауль-ным, откуда степь просматривалась во все стороны на большое расстояние".

Как свидетельствуют архивные данные, в мирные дни, в отличие от периодов, когда станице и близлежащим хуторам угрожала опасность, станичное общество не было единым.

Всегда существовала вражда между казаками и иногородними, между богатыми и бедными. Иногородняя беднота была беззащитна перед лицом домовитых соседей-казаков. Их никто не защищал. Не дай Бог было "хохлу" или "кацапу" въехать на паром прежде гонористого казака. Порка плеткой была обычным, но не самым страшным наказанием за это. Случалось, что расходившийся станичник убивал иногороднего и отделывался легким наказанием.

Небольшой в то время была станица Семикаракорская. Насчитывалось две сотни дворов при одной улице. Летом улица зарастала лебедой, осенью покрывалась непролазной грязью, а зимой - сугробами под самые крыши.

Берега реки Дон в то время проходили по линии нынешней улицы Красноармейской, где находились пристань, амбары с зерном, склады со скобяными товарами, харчевни. Пароходы приставали к берегу в районе нынешних 7-го и 8-го переулков. Принадлежали пристани и хлебные ссыпки купцам Парамоновым, Вавиловым, Пустовойтовым. В работниках у них были пришлые мужики, безземельные иногородние, обедневшие казаки. Согласно архивным статистическим данным, семьи наёмных работников жили бедно. В среднем в бедняцком хозяйстве имелась одна пара волов, четыре головы мелкого рогатого скота, 20 овец, одна лошадь. Плуг брался ими у зажиточных соседей за плату. Семикаракорские казаки-бед-няки на заработки в другие места не уходили - отрабатывали долги у своих же одностаничников.

Несмотря на то, что основным занятием коренного населения станицы было скотоводство, садоводство, виноградарство, семикаракорский хлеб считался более качественным, чем раздорский, и ценился выше. В то же время раздорский виноград стоил дороже семикаракорского.

Характерно, что коренные казаки редко брались осваивать какое - нибудь ремесло -считали это зазорным, поэтому ремёсла в Семикаракорах были представлены мигрантами из российских и украинских губерний. Порой они обосновывались в казачьих хуторах и станицах окончательно, снося насмешки и издевательства казаков, чьё руководство поощряло социальное расслоение населения и старалось не допускать объединения казаков-бедняков с бедняками и середняками из числа иногородних.

Сохранилось не так уж много документальных свидетельств о жизни станицы Семикаракорской не только на ранних этапах её существования, но даже в XIX веке, тем выше их историческая ценность.

В Семикаракорске еще в 1726 году существовала церковь во имя Покрова Божьей Матери. Десятого ноября 1768 года казаки станицы донесли епископу Тихону, что Покровская церковь обветшала, и вместо неё желают построить новую, которая и заложена была 14 октября 1772 года, о чём свидетельствуют "Епархиальные ведомости". Церковь была деревянная и утрачена в 1849 году. Вместо неё была построена каменная.

В "Статистическом описании" 1822-1823 гг. Семикаракоры описаны так: "Семикаракорская станица, хотя и имеет неправильные улицы, но в ней много хорошо выстроенных домов. Местоположение её ровное, низкoe, а потому при больших наводнениях вся заполняется водою. Жители сей станицы по большой части в хуторах, а оттого кажется она весьма малою".

На нынешнем своём месте станица Семикаракорская обосновалась с 1845 года, "переехав" с территории, находящейся между Доном и Салом, из-за наводнений. Всего к Семикаракорскому юрту приписывалось десять хуторов. К 1850 году в станице были одна церковь, два общественных строения, 503 деревянных дома, две водяные мельницы, две ветровые. Население юрта занималось сельским домоводством, рыбной ловлей, соляными про-мыслами, мануфактурой, промышленностью, торговлей.

Первое учебное заведение в станице было открыто, согласно циркуляру наказного атамана Войска Донского, в 1864 году. Им стало приходское училище. Из рапорта окружного начальника 1-го Донского округа войсковому наказному атаману видно, что на территории округа совершенно отсутствуют клубы, музыкальные, певческие общества и школы, общественные собрания... В то же время в станице имеется пять питейных заведений, две церкви, одно приходское училище. На календаре в то время был 1879(!) год.,.

Кондратенко В.А.

"Не иссякнет твой блеск, "Жемчужина Дона"

История улиц Семикаракорска

В нашем городе около 70 улиц и 30 переулков. Большие и маленькие, широкие, благоустроенные и патриархальные, почти сельские. У каждой из них, как и у людей, своя судьба, своя история, свой возраст.

В начале 40-х годов 19 века в станице появилась первая улица - "Береговая". Менялся облик казачьей станицы, появлялись новые дома, новые улицы. А с годами улицы города меняли не только своё лицо, но и названия. Центр станицы, раньше назывался "Биржа". Старейшая улица "Береговая" стала "Красноармейской". Бывшая "Аптекарская" стала улицей "Ленина". Улица "Церковная" сначала стала улицей "Октябрьской", а в 2000 году была переименована в проспект "Атаманский" (в честь атаманов станицы Семикаракорской.) Сохранила своё старое название только улица "Озёрная".

Самая протяженная улица "Авилова" получила своё название в 1920 году, в честь увековечения памяти первого председателя Семикаракорского ревкома Владимира Васильевича Авилова.

В.В. Авилов (1889-1919) - коренной житель станицы Семикаракорской, родом из обедневшей казачьей семьи. Имел дворянский титул, с царской армией воевал на фронтах первой мировой. За подвиги на полях сражений удостоен двумя Георгиевскими крестами третьей и четвертой степени.

После первой мировой войны, во время революционных событий на Дону В. В. Авилов возвратился на родину, в станицу Семикаракорскую. Несмотря на свой дворянский титул и офицерское звание подхоружного, он горячо поддерживал советскую власть. В феврале 1919 года участвовал в первом митинге большевиков, на котором были зачитаны декрет о мире и о землях. В. В. Авилова избрали первым военным командиром Семикаракорского революционного комитета. Он участвовал в установлении советской власти на Дону.

Летом 1919 года Авилов был расстрелян белоказаками недалеко от Троицкой церкви и Дома правления атамана, по-нынешнему, между переулком 15 и 14 проспектами Атаманского.

На улице всего 865 домов: по четной стороне - 374 дома, по нечетной - 491.

24 переулка пересекают улицу Авилова.

Площадь имени Ивана ЛевченкоПосле ВОВ стали появляться площади и улицы, названные в честь её героев, наших земляков. Площадь имени Ивана Левченко, Героя Советского Союза, совершившего свой подвиг под Орлом. В 1976 году 7-ой переулок был переименован в переулок имени нашего земляка М. А. Бедрышева, удостоенного звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

Город Семикаракорск, Семикаракорский район — родина и место, где жили и трудились многие известные люди. Их также можно встретить в названиях городских улиц. В последние годы после реконструкции в городе появились красивейшие улицы и проспекты, названные в честь знаменитых земляков.

Бюст Бориса Николаевича КуликоваОдин проспектов носит имя Бориса Николаевича Куликова, который родился в станице Семикаракорской, в семье потомственного донского казака. Замечательный поэт и прозаик, он оставил нам бесценное духовное наследие. Его книги - настоящие учебники жизни. В них правда жизни, непоколебимая гражданская позиция, горячая любовь к донской земле. С 2007 года каждый год в городе проводится праздник "Куликовская осень".

26 июля 2002 года, в день рожденья Арабского Н.С., проспект Советский быт переименован в проспект им. Арабского. С декабря 1960г. Н.С. Арабский был директором промкомбината. Человек-легенда, великий творец и художник он обладал неисчерпаемой энергией, недюжинными организаторскими способностями. Один за другим он открывал на комбинате швейный цех, цех шелкографии, ткацкий цех. А в марте 1973 года цех художественного фаянса дал первую продукцию, которая заслуженно пользуется успехом не только в нашей стране, но и за рубежом.

Бюст Ивана Васильевича АбрамоваИван Васильевич Абрамов - выдающийся человек, воин, большевик, до конца войны он прошёл путь, командуя взводом разведки. В 1961 году возглавил колхоз, 25 лет был его руководителем. Он создал коллектив, которым гордится сегодня вся страна, поскольку это крупнейший рыболовецкий колхоз России.

Трудовой путь И.В.Абрамова увенчан ордером Ленина и орденом Октябрьской Революции - высшими наградами СССР. А к 56-тию Великой Победы 15 переулок, где расположен рыбколхоз, получил новое название - проспект им. Абрамова.

Бюст А.А. Араканцева Одним из подарков жителям города в 2002 году стала преобразившаяся улица Промышленная, которая получила новое имя - А.А. Араканцева, нашего земляка, заслуженного строителя России. В 1958 году он был принят на работу мастером СМУ. Затем работал прорабом, главным инженером, а с 1965 года руководителем этой организации. Трудно перечислить всё, что было построено этим человеком, к чему были причастны его руки, ум и сердце. Это мясокомбинат, сыродельный завод, консервный завод, школы, больница и десятки других объектов. За самоотверженный труд он был награжден орденами "Трудового красного знамени", "Знак почета", "Ветеран труда"; удостоен званий: "Заслуженный строитель РСФСР", "Почетный строитель Росагропромстроя", "Лучший строитель Дона".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»

На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»...

Игра – путь к познанию мира, в котором живут дети и который призваны изменить

Скриншоты презентации по игре, которая является рекомендацией для родителей при подготовке детей к школе....

Список дополнительных образовательных услуг, которые посещают воспитанники группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста №1 в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 "Ёлочка" в 2020-2022 уч.г.

В разделе представлены направления кружков и секций, которые посещают воспитанники на уровне города и дошкольного образовательного учреждения...

Конспект занятия по рисованию «Дом, в котором я живу» (вторая младшая группа) Рисование «Дом, в котором я живу» , 2 младшая группа

Конспект занятия по рисованию «Дом, в котором я живу»  (вторая младшая группа)Рисование «Дом, в котором я живу» ,2 младшая группаЦель: Расширять представления о домах.Зада...

Сценарий образовательной деятельности «Улицы моего города» (на примере улиц на которых живут дети группы).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «Культура, достопримечате...