Конспект по познавательно-исследовательской деятельности: Свойства воздуха.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме

Мочалова Светлана Анатольевна

Особенностью организации познавательной деятельности дошкольников на данном мероприятии является то, что предмет изучения рассматривается как объект исследования. Наблюдая, анализируя и делая выводы, дети приходят к определению основных свойств воздуха.  Взаимоотношения с детьми выстраиваются на диалогической  и рефлексивной основе. Задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема: Свойства воздуха.

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, передвигается, занимает место, легкий) и его значением для всего живого. Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить. Развивать любознательность, познавательный интерес. Воспитывать

Ход занятия:

Дети сидят за столами по кругу.

Воспитатель: Дети посмотрите, что находится в помещении? Что находится вокруг нас?

Дети: Вокруг нас находятся игрушки, мебель, книги.

Воспитатель: А давайте возьмем лист бумаги и помашем им перед собой. Что вы почувствовали?
Дети: Подул ветерок.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, а как получается ветерок?

Дети: Это двигается воздух.

Воспитатель: Значит, что же находится вокруг нас?

Дети: Вокруг нас находится воздух и мы им дышим.

Воспитатель: Дети скажите, а человек может жить без воздуха?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: А почему, может он нам совсем и не нужен?

Дети: Человеку нужно дышать.

Воспитатель: Давайте мы сейчас проверим. Наберите побольше воздуха в грудь и задержите дыхание.

Дети на время задерживают дыхание. Воспитатель считает до 10.

Воспитатель: Ну как, скажите дети трудно без воздуха?

Дети: Без воздуха жить невозможно.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, а кто еще не может прожить без воздуха?

Дети: Люди, животные, растения тоже не могут прожить  без воздуха.

Воспитатель: Человеку для жизни всегда нужен свежий воздух-такой, как на улице. В помещениях где люди долго находятся, скапливается плохой воздух, поэтому надо  что сделать?

Дети: Проветрить комнату.

Воспитатель: Дети, а кто знает как правильно надо дышать?

Дети: Вдыхать нужно через нос, а выдыхать через рот.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку:
                                        Рук и ног у него нет,

                                        А всех трясёт и качает.

Дети: Это ветер.

Воспитатель: А что же происходит с воздухом?

Дети: Воздух двигается.

Воспитатель: Скажите, а воздух имеет запах?
Дети: Нет, воздух не пахнет.

Воспитатель:  Вот мы и проверим сейчас пахнет или нет? Подойдем к баночке с кожурой.  Посмотрите, что это такое?

Дети: Кожура мандарина.

Воспитатель: Что вы чувствуете?

Дети: Пахнет мандарином.

Воспитатель: А как вы думаете, это пахнет воздух или кожура мандарина дает такой аромат?

Дети: Этот запах идет от кожуры.

Воспитатель: А теперь понюхаем баночку и что же мы наблюдаем? Чем пахнет?

Дети: Пахнет чесноком.

Воспитатель: А как вы поняли, что это чеснок?

Дети: Запах дошел до нас.

Воспитатель: Значит, запах передается по воздуху. Скажите еще раз, воздух имеет запах?

Дети: Нет.
Воспитатель: А как мы чувствуем запахи?

Дети: Запахи передвигаются воздухом, и мы их чувствуем.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Физминутка

Воспитатель: А сейчас мы перейдем в нашу лабораторию.

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Что выходит из воды с пузырьками?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда он берется?

Дети: Воздух выходит из легких.

Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Дети: Потому, что воздух легче воды.

Воспитатель: Давайте поставим на мольберт еще одну   карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри).

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.

Воспитатель: А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Подходят к столу на котором лежат камешки.

Воспитатель: А сейчас бросьте камешек в воду. Что произошло?

Дети: Камешек утонул.
Воспитатель: А почему же он утонул?

Дети: Потому что камень тяжелый.

Воспитатель: А что тяжелее - вода или камень?

Дети: Камень тяжелее воды, а вода легче камня.

Воспитатель: А почему вы так считаете?

Дети: Потому что камень утонул в воде.

Воспитатель: Куда (вверх или вниз) двигался камень, куда двигались пузырьки?

Дети: Камень двигался вниз, а пузырьки вверх.

Воспитатель: Почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх?

Дети: Камень тяжелый, тяжелее воды – он тонет, падает на дно; воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Воспитатель: Значит, воздух есть во всех предметах, но его незаметно. Давайте вспомним, что же мы узнали о воздухе?

Дети: Воздух бесцветный и прозрачный, он не имеет запаха, только передает чужие запахи, воздух легче воды, он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Воспитатель: Молодцы ребята. Очень много сегодня рассказали и узнали о воздухе интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства воздуха"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.ТЕМА: свойства воздуха.ЦЕЛЬ: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной дея...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Занятие способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представления о значимости воздуха в жизни человека. Проводятся с детьми элементарные экспериментирования....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательскому деятельности "Свойства воздуха".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательской деятельности "Свойства воздуха"...

Конспект занятия опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воздуха"

Занятие разработано с целью: формирование представлений о воздухе и его свойствах....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...