Образовательная деятельность по коллекционированию открыток (подготовительная группа)
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мажанова Елена Александровна

Формировать представление у детей об открытке и ее видах; познакомить детей с краткой историеей создания открытки; формировать знания о прошлом и настоящем предмета; знакомить с новыми словами: коллекция, экспонат, раритет, филокартия, экспозиция, шедевр, реестр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_kollektsionirovaniyu_mazhanova_e.a.docx77.12 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

по теме «Коллекционирование открыток »

ОО «Познавательное развитие»

Возрастная группа: подготовительная

Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие».

Цель: Сформировать представление о коллекционировании открыток.

Образовательные задачи (по ОО).

1. ОО «Познавательное развитие»

- Формировать представления у детей об открытке, и ее видах.

 - Познакомить детей с краткой историей создания открытки.

 - Формировать знания о прошлом и настоящем предмета.

 - Знакомить с новыми словами: коллекция, экспонат, экспозиция, раритет, реликвия, шедевр, реестр, филокартия.

   - Совершенствовать у детей   навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

2. ОО «Речевое развитие»

  - Составлять описательный рассказ, используя алгоритмы.

3. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- Выделять в процессе восприятия  качества  предмета, сравнивать предметы между собой.

- Рассматривать  предметы, направляя внимание на более тонкое различение характерных деталей;

 - Классифицировать предметы по ряду признаков

4. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

   - Формировать бережное отношение к реликвиям.

   - Воспитывать уважительное отношение к историческим ценностям своей Родины.

Задачи:

Образовательные задачи

1. ЗНАНИЕ

  - Формировать представления у детей об открытке, и ее видах.

  - Познакомить детей с краткой историей создания открытки.

  - Формировать знания о прошлом и настоящем предмета.

  - Знакомить с новыми словами: коллекция, экспонат, экспозиция, раритет, реликвия, шедевр, реестр, филокартия.

2. ОТНОШЕНИЕ

    - Развивать познавательный интерес детей;

    - Формировать бережное отношение к реликвиям.

    - Воспитывать уважительное отношение к историческим ценностям своей Родины.

3. ДЕЙСТВИЯ

     Формировать у детей умение:

 - Выделять в процессе восприятия  качества  предмета, сравнивать предметы между собой.

- Рассматривать  предметы, направляя внимание на более тонкое различение характерных деталей;

 - Классифицировать предметы по ряду признаков.

   Закреплять  у детей умение:

 - Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурному образцу;

   - Совершенствовать у детей   навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

  - Составлять описательный рассказ, используя алгоритмы.

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

стол, на нем разложены разные открытки, накрыт темной тканью.

2. Материалы для деятельности детей:

Материалы для представления заданий и результатов деятельности:

- части слов,

- альбомы,

- открытки,

- набор цифр

Материальные средства для деятельности детей:

- альбомы

- открытки

- цифры

- микрофон

3. Дидактический материал: 

- алгоритм для составления рассказа

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: 

- компьютер,

- проектор,

- экран

Методы и приемы:

- словесный: информационный рассказ об открытках, коллекционировании, знакомство с новыми словами.

- наглядный: рассматривание открыток

- аудиовизуальный: просмотр презентации «История создания открытки»

- наглядно-практический: составление слов из частей

- практический: раскладывание открыток по альбомам, нумерация, изготовление открытки своими руками.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотива ционно-целевой

Предлагает посмотреть, что для них приготовлено-это лежит на столе, накрыто покрывалом.

Задает вопросы- что это? и для чего?

Приглашает посмотреть презентацию

Дети снимают покрывало, рассматривают, отвечают.

Дети смотрят презентацию.

Содержательно-деятельностный

Д/и «Аквариум»  Дети делятся на две группы. Вводится проблемная ситуация: что означают слова для 1 группы- коллекционирование, экспозиция,  для 2 группы- раритет, филокартия.

Д/и «Сложи слово» предлагается сложить новые слова из частей, разложенных на столе.

П/и «Путаница»

Рассказывает о правилах создания коллекции, знакомит со словом реестр.

Предлагает разделить открытки на группы, в соответствии с праздниками.

Д/и «Разложи цифры» предлагается пруномеровать экспонаты, разложив цифры по порядку от 1 до 10.

Д/и «Составь рассказ по алгоритму» предлагается выбрать одну открытку, составить описательный рассказ по предложенному алгоритму.

Д/и «Найди отличия»

Предлагается отметить сходства и отличия выбранных открыток (уделяя внимание деталям)

Дети слушают задание, обсуждают, высказываются поочередно. Противоположная группа слушает, дополняет при необходимости.

Складывают слова из частей, проверяют работу других детей.

Дети играют в подвижную игру.

Дети отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении.

Дети разбиваются на три команды, разделяют открытки на три группы- в соответствии с праздниками.

Каждая команда складывает в альбом один вид открыток, нумерует каждый экспонат цифрой; проверяют качество выполнения задания противоположной группы.

Выбирают понравившуюся открытку, рассматривают с помощью лупы, составляют описательный рассказ, в соответствии с алгоритмом.

Сравнивают открытки каждой из команд: ищут сходство и различия в деталях.

Оценочно-рефлексив ный

Предлагает  провести интервью одному из детей по предложенному алгоритму.

(что понравилось? Что нового узнали? Что не понравилось?)

Один ребенок берет микрофон и задает вопросы. Остальные дети отвечают.

Ход ОД:

Заранее приготовлен стол, на нем разложены разные открытки, накрыт темной тканью.

1. Вос-ль: -Ребята, я сегодня кое-что для вас приготовила. Это лежит на  столе.

Хотите посмотреть, что это? (снимает покрывало). Дети смотрят.

-Что это? (ответы детей)  -Что на них изображено? (Ответы детей)

- Зачем нужны открытки? (поздравлять с праздниками)

 - С какими? (ответы детей- 8 Марта, 23 февраля-это День защитника Отечества, Новый год)

- Совершенно верно, с важными государственными праздниками. А вы знаете как вообще появились открытки? Пойдемте посмотрим. (смотрят презентацию).

2. Вос-ль: - Теперь вы знаете, что открытки живут на Земле давным давно, и жаль, что теперь перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые советские времена. Мы лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали наши родители. Но исправить такое положение еще не поздно. Как вы думаете, как? (ответы детей)

- Совершенно верно, мы можем собрать все эти замечательные открытки в коллекцию.

Что такое коллекционирование? Знаете?

Коллекционирование - дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое. Это одно из древнейших увлечений человека. Каждый хоть раз в жизни начинал что-нибудь коллекционировать. И чего только не собирают люди - фантики, марки, открытки, коробочки, пуговицы, монеты, кукол и много-много других вещей. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по душе: курительные трубки; оловянные солдатики, шахматные фигуры, редкие монеты, старинные печатные машинки; утюги; куклы, галстуки.

Начинается всё, как правило, с одной вещи. Случайно купили, подарили друзья, заинтересовала вещь или просто нашли? У всех начинается это хобби по-разному.

А вы знаете, что владельцем самой большой коллекции новогодних открыток Книга рекордов Гиннесса называет канадца Бута, собравшего 205 120 экземпляров.

- Предлагаю вам поиграть в Д/игру «Аквариум». Нужно разделиться на две команды.  Каждая команда получит свое сложное задание. Вы подумаете, посовещаетесь и ответите на наш вопрос. Вторая команда в это время внимательно слушает, не перебивает и если будет нужно, в конце дополняет. Попробуем?

- Для 1 команды: систематизированное собрание каких-нибудь предметов. Что это?

Есть небольшая подсказка, вот она, посмотрите. (фотография коллекции).

(Дети совещаются и отвечают- коллекция) Вторая команда, вы согласны?

- Вопрос для 2 команды: это предмет, который выставляется на обозрение посетителям на выставке или в музее. Что это? Для вас тоже есть подсказка, посмотрите.( фото экспоната в музее).

(Дети отвечают- экспонат)

- 1 команда, вопрос для вас : очень ценная и редкая вещь. Как можно ее назвать?

(Дети отвечают- раритет)

- 2 команда, вопрос вам: это один из самых популярных видов коллекционирования на сегодняшний день- открыток.

(Дети отвечают- филокартия)

 Молодцы, все справились с такими трудными заданиями.

Д/и «Сложи слово» - Посмотрите, на столе лежат новые слова, но они рассыпались на части… Помогите мне собрать их. Вы запомнили новые слова, с которыми мы сегодня познакомились? Назовите их. (ответы детей), все правильно, теперь их нужно сложить: каждое слово из двух частей. Приступайте.

(фило-картия, ра-ритет, экс-понат,  кол-лекция, )

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Сейчас мы с вами немного поиграем, после чего я вам расскажу несколько правил настоящих коллекционеров.

П/и «Путаница»: Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий отворачивается, и игроки начинают запутываться, перелезая, как только можно, друг через друга. Затем водящий должен распутать этот клубок, не размыкая круг.

- Дети, как вы думаете с чего нужно начать собирать коллекцию и где искать материалы для коллекции? (Ответы детей). Можно покупать, выменивать, искать. Большую помощь в собирании коллекции могут оказать ваши родители, друзья, родственники и соседи. Издаются специальные журналы для коллекционеров, где дается информация о том, как собирать, что собирать, где искать.

Открытки делятся на: поздравительные, пригласительные, юбилейные, праздничные. В соответствии с этим делением формируются и коллекции. К примеру, праздничные, подразделяются в зависимости от темы праздника: Новогодние, к 8 Марта, к 23 Февраля,  и т.д.

Есть несколько правил коллекционирования, их необходимо знать. Давайте обсудим их, и я их запишу.

- Правило первое. В коллекцию входят однородные предметы. Тема коллекции может быть любой. Если это открытки, нужно определиться какой вид именно — животные, люди, насекомые или праздничные. Я записываю на доске - Тема.

- Посмотрите на наши открытки. Мы с вами можем начать коллекционирование открыток? (Ответы детей)

-Я предлагаю разделиться на три группы, и каждая группа собирает один вид открыток, по одной теме. Хорошо?

- Правило второе. Коллекцию нужно хранить в папках, альбомах или конвертах.

Вывод: заранее необходимо подумать о том, где и как будет храниться ваша коллекция. Я записываю -  Место хранения.

- У нас есть альбомы,  мы можем сложить в них  нашу коллекцию? Мы сложим все открытки вместе? (ответы детей) Приступайте.

-Правило третье: Все предметы коллекции должны быть собраны в строго определенном порядке, а не свалены в кучу, для этого нужно завести реестр своей коллекции. Что это такое? Это- тетрадь с описанием всего богатства коллекции, номером и указанием, где что хранится. Как в настоящем музее. Для чего это нужно? (ответы детей). Я записываю –третье правило-  реестр.

-  Похожи наши альбомы на коллекцию? (ответы детей) А почему не похожи? (нет реестра).  Верно, экспонаты нужно пронумеровать.

Д/и «Разложи цифры».

Предлагаю каждой группе взять заготовленные цифры, и пронумеровать свои экспонаты. Не забывайте: чтобы легче было искать тот или иной экспонат, цифры должны идти по порядку. Приступайте.

- Правило четвертое: любая коллекция должна храниться в специально отведенном месте, должна быть доступна для просмотра, рассматривания и пополнения- как экспонаты в музее.

- Где мы могли бы хранить нашу коллекцию? (ответы детей). Я записываю – четвертое- место размещения.

    У нас с вами получился алгоритм создания коллекции. Я предлагаю вам воспользоваться им дома, и создать небольшую коллекцию вместе с родителями. Что это будет за коллекция, с какими экспонатами- вы решите сами. Когда она будет готова- принесете ее в детский сад, и расскажете о ней, а мы с удовольствием познакомимся с ней.

-А какая серия открыток вам больше всего понравилась? (Новогодняя!)

Д/и «Составь рассказ по алгоритму»

- Давайте теперь как настоящие ценители раритетных экспонатов выберем себе по одному экспонату на группу (на двоих), и внимательно рассмотрим ее, при помощи увеличительного устройства- лупы. А зачем коллекционерам лупы? Знаете? (ответы детей) Правильно, чтобы рассмотреть все до мельчайших подробностей. Затем нужно составить описание по предложенному алгоритму. Хорошо? Выбирайте себе открытки, берите лупы и садитесь за стол. Приступайте к рассматриванию.

Теперь давайте выслушаем каждую команду по очереди. Начнем с первой группы.

Д/и «Найди отличия»

- Ребята, а чем отличаются ваши открытки? (ответы детей)

- А чем они похожи? (ответы детей)

 Молодцы все справились. Вы оказались очень тонкими ценителями искусства- рассмотрели все детали, даже самые мелкие.

3.Вос-ль: - Ребята, вы сегодня стали настоящими экспертами в коллекционировании. В завершении нашего занятия  мы с Варей снимем  небольшой репортаж: Варя возьмет у вас интервью, а я буду снимать. Все ли вам понравилось, что нового вы узнали -  все это вы расскажете нашему корреспонденту, только одно условие- ответы товарищей не повторять, это должны быть ваши собственные ответы. В помощь корреспонденту– есть небольшой алгоритм.

http://cs303311.vk.me/u124991348/153874223/x_55e7c971.jpg

https://doity.com.br/media/doity/palestrantes/1010_palestrante.jpeg

http://yoursmileys.ru/ksmile/giant/k28003.gif

 Воспитатель: - Спасибо за интересные и честные ответы! Не забудьте про домашнее задание- собрать коллекцию вместе с родителями по записанному нами алгоритму коллекционирования. Мы ждем новых интересных коллекций!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия, миром людей, прир...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе оздоровительной направленности в рамках образовательной области «Познание» Тема: «Путешествие в зоопарк»

Систематизация и углубление представлений детей о животном мире жарких стран и Севера  (внешних особенностях, образе жизни, особенностях обитания, питания) и их детёнышах....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы к школе по теме: "Матрёшкины именины" по образовательным областям: "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие".

«Матрёшкины именины»Разные на свете бывают куклы. А есть куклы, у которых имя одно и тоже - Матрёшки. Яркая Матрёшка является кукольным символом России. Матрёшкины именины праздновали дети 1 подг...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовательной области «Выпускной бал»

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы                  в образовате...

Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"

Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о фор...