Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие  в Антарктиду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_6.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к критериям 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

«Путешествие  в Антарктиду»

воспитателя Пуленец Любови Федоровны

2013-2014 учебный год


Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- развивать умения пользоваться мнемотаблицами;

- развивать речь, обогащать словарный запас  (слова: полярник, айсберг, ледник, материк, океан);

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы, взаимопомощи;

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением  холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:

- географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, посылка;

- видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»;

- емкость с водой (аквариум), лед, салфетки  – опыт со льдом «Айсберг»;

- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка – опыт с водой;

- карточки, карандаши для игры «Кто, где живет ».

Ход НОД:

 Слайд № 1 – фон

 ( Посылку дети получили перед занятием )

Воспитатель: Ребята, сегодня утром  нам принесли посылку и мы с вами договорились открыть ее на занятии, а вот и посылка ( на столе

 посылка ).

- Вы хотите узнать, что в ней находится? (да). Давайте откроем, а как? – (ответы детей: разрезаем скотч, открываем посылку). Помогите мне, пожалуйста. Спасибо.

- Что это?  (воспитатель выкладывает на стол все вещи, спрашивая, что это?, кроме видеописьма) – дети перечисляют предметы (карта, компас, аптечка, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки ). 

Воспитатель: Как вы думаете,  кому они могут принадлежать все эти вещи? (человеку для путешествий в холодные места).

 Почему именно в холодные места? (в посылке лежат теплые вещи).

Воспитатель: (берет в руки карту).  Что это?  (Карта) 

Воспитатель:  для чего? (чтобы знать, где находится место, куда человек поедет).

Воспитатель: (берет в руки компас).  Это что?  (компас)

Воспитатель: для чего он нужен?  (определять направление движения).

 Воспитатель: (достает и показывает аптечку). А это что такое? (аптечка)

Воспитатель: для чего нужна аптечка? (чтобы оказать помощь себе или другу).

Воспитатель: (берет в руки темные очки). Что это? (темные очки)

Воспитатель: для чего нужны темные очки? (защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой).

Воспитатель:  (достает и показывает варежки, шапка, шарф). Что это? (дети поочередно называют варежки, шапка, шарф – теплые вещи).

Воспитатель:  для чего нужны теплые вещи? (чтобы одеться потеплей  и отправиться  путешествовать туда, где холодно).

Воспитатель:  Ребята, здесь еще видеописьмо  ( воспитатель достает и показывает диск ), давайте посмотрим его.

Слайд № 2 - Фото полярника ( запись голоса полярника на магнитофоне )

Здравствуйте, дорогие ребята из города Армавира!  Меня зовут Иван Николаевич Петров. Большой привет вам с Антарктиды. Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда – нибудь, видели удивительное  явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть?  Приглашаю вас посмотреть на это чудо  природы! Но, прежде чем увидеть полярное сияние, вы должны разгадать загадки Антарктиды. Если отгадаете все загадки, узнаете много интересного об удивительном и загадочном материке Антарктида и увидите полярное сияние (дети смотрят слайд и слушают видеописьмо). 

Воспитатель:   Ребята, вы посмотрели видеописьмо от Иван Николаевича, рассмотрели вещи в посылке, так кому же принадлежат все эти вещи?

 (ученому - полярнику).

Воспитатель:  Ребята, как можно больше узнать о чем - то, не выходя из группы? При помощи чего? (у экрана телевизора, компьютера, рассматриваем книги, альбомы).

Воспитатель: На каком  материке мы живем? (Евразия ).

Воспитатель: Ангелина, покажи, пожалуйста,  на глобусе.  

Воспитатель: Как вы думаете, где находится Антарктида? ( Антарктида находится на Южном полюсе). Кто мне покажет, где это? (ребенок показывает Антарктиду на глобусе ). Молодцы, а теперь посмотрите,  пожалуйста, на экран.

Слайд № 3 - Антарктида

Воспитатель: Каким цветом  отмечена  Антарктида? (белым!)

Воспитатель: Что означает белый цвет?  (снег, лед, холод)

Воспитатель:  Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура  воздуха минус  - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

Слайд № 4 – таблица, открылась 1  картинка – Антарктида

Воспитатель:  Первую загадку мы отгадали, следующая загадка Антарктиды

Слайд № 5  - Айсберги
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?  ( Айсберги)

Воспитатель: Откуда появились эти ледяные громады? ( Они откололись от ледника)

Воспитатель: Опасны ли айсберги?  Для кого?  (большую опасность айсберги представляют для кораблей.)  Почему?

Воспитатель: Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.

Опыт со льдом:

Воспитатель:  Ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду  большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда. - Утонул он?

Дети:  Нет. 

Воспитатель: Почему? ( Лед легче воды)

 Воспитатель: Где находится большая часть льда?

Дети: Под водой.

Воспитатель:  Какой вывод мы можем сделать? ( Айсберги опасны для кораблей). Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна).

Воспитатель:  Ребята,  давайте поиграем в игру « Хорошо или плохо?»

 (лед хорошо – можно заморозить продукты,  чтобы не испортились; пить воду,  добавить лед в горячий чай; каток  для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче;  лед плохо -  упадешь, поломаешь ногу, руку;  провалиться  и утонуть; холодно – простынешь).

Слайд № 6 – таблица, открылись 2 картинки – Антарктида и Айсберги.

Воспитатель:  Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде?  (нет, там только станции на которых работают ученые, полярники).

Воспитатель:   Кто такие полярники?  ( Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).

Воспитатель:  Что они делают в Антарктиде? (наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю)

Воспитатель:  Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди, решившие отправиться работать на такой холодный материк?  Внимание на экран. Слайд № 7 – человечки – качества полярников.

Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, выносливые – настоящие герои, готовые   бороться с любыми трудностями, смелые, внимательные, наблюдательные, быстрые, спортивные ). Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым,  полярникам, мы знаем о погоде,  жизни в Антарктиде.

Воспитатель:  Полярники смелые, сильные, спортивные люди, но и мы не отстаем, мы тоже любим спорт,  давайте мы с вами немного разомнемся

 ( дети делают физминутку ):

Физминутка: Чтобы сильным, ловким стать, зарядку надо повторять:

Руки вверх, руки вниз, снова вверх и снова вниз,

Наклон вправо, влево, вперед, назад, много, много раз подряд.

Раз – присели, два – мы встали, Снова сели, снова встали.

И как мячик поскакали.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,

мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

мы руки подаем – идем, идем, идем. Один за всех, все за одного. 

Слайд № 8 - таблица, открылись 3 картинки - Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников.

Воспитатель:  Антарктида - самое холодное место на земле. Как вы думаете, есть ли  в Антарктиде живые существа? (да). Назовите их

 ( животные - тюлень, морской котик; птицы, рыбы)

Слайд № 9 Тюлень  и морской котик

Воспитатель:  - Кто это? ( Животные).  Назовите их (тюлень, морской котик).

Воспитатель:  - Кто это? (морской котик). Покажи.

Воспитатель:  - Кто это? (тюлень). Покажи.

Воспитатель:  - Почему вы решили, что это животные? Чтобы вам было легче рассказывать, я предлагаю вам такую таблица ( дети рассказывают по мнемотаблице ). Чем они похожи? (дети рассказывают по мнемотаблице – оба животные, у них есть морда, тело  покрыто короткой густой шерстью, есть ласты, хвост, У тюленя и у морского котика рождаются живые детеныши, покрытые короткой, густой шерстью, оба кормят детенышей молоком).

Воспитатель:  Вы знаете, что ученые прозвали котика пятнистый морской леопард. Как вы думаете, почему? (за его окрас – пятнышки на теле).

Воспитатель: Молодцы!  А сейчас я предлагаю вам  поиграть в игру « Кто, где живет ».  Для этого вам нужно пройти за столы.

Воспитатель: Ребята, внимательно  посмотрите на карточки и расселите  животных  кто, где живет, карандашом проведите линию от животного к месту его обитания (за столами, у каждого ребенка карточка и карандаш). А сейчас перепроверьте друг друга и помогите товарищу  (работа в парах: дети перепроверяют друг друга ). Молодцы! Подойдите все ко мне. Внимание на экран. Еще одну загадку Антарктиды вы отгадали.

Слайд № 10 - таблица, открываем 4 картинки: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные.

Слайд № 11 – пингвины, поморник, буревестник, альбатрос.

Воспитатель:  Кто это? (птицы). Назовите их (пингвины, поморник, альбатрос, буревестник). Почему это птицы?  Вам поможет таблица ( рассказ по мнемотаблице - У птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть две лапы, высиживают яйца ).

Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и  не летает, то для чего же им нужны крылья?  (чтобы плавать).

Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? ( Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – за столы.

опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? (капли воды скатываются с рук). Тоже  самое, происходит с перьями пингвина. Какай вывод мы можем сделать?

Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира. Молодцы, подойдите все ко мне. Посмотрите на экран.

Слайд № 12– детский сад пингвинов

Воспитатель: Ребята, пингвин – это удивительная птица: они не только живут в суровых условиях, но и высиживают, растят птенцов. Пингвин – птица, которая высиживает яйцо на лапках, яйцо попадает в пуховый карман, который находится в складках между лапками и брюхом, даже когда пингвин передвигается, птенец находится в тепле, он под надежной защитой папы.

У пингвинов тоже есть детские ясли, взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывая их своими телами. И только плотные перья, да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов в таком  суровом крае.

Мы отгадали еще загадку Антарктиды.

Слайд № 13 - таблица, открываем 5 картинок: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные, птицы.

Воспитатель: Ребята, осталась одна  загадка. Посмотрите на экран.

Слайд № 14 - День.

Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (день). Как вы это определили? (светит солнце, дети играют, птички летают…) 

Слайд № 15 - Ночь.

Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (ночь). Как вы это определили? (темно, на небе светит луна, звезды…) 

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные  полярные  ночи.

Слайд № 16 - День - Ночь.

Полярники работают и в темное время суток.

Слайд № 17- таблица, открываются 6 картинок: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные, птицы, день, ночь.

Воспитатель: Мы разгадали все загадки Антарктиды. Так что же такое АНТАРКТИДА?- (дети рассказывают по слайду № 17– Раскрыты все картинки)

1. Антарктида – находится на Южном полюсе, покрыта толстым слоем льда и снега, там очень холодно;

2. В океане около Антарктиды можно встретить айсберги, которые опасны для кораблей;

3. В Антарктиде люди постоянно не живут, здесь работают ученые, полярники. Это умные, сильные, любознательные, спортивные, трудолюбивые люди. Они наблюдают за погодой, жизнью в Антарктиде.

4. В Антарктиде  живут животные: тюлень, морской котик,  морской слон.  Они имеют ласты, тело покрыто короткой густой шерстью,  тело овальной формы.  Все животные хорошо плавают, глубоко ныряют, любят рыбу. У них рождаются живые детеныши, их кормят молоком.

5. В Антарктиде живут птицы: пингвины, поморник, буревестник. Пингвины не летают, но хорошо и быстро плавают. Поморник, буревестник  воруют яйца и птенцов у пингвинов.

6. В Антарктиде короткий полярный день,  длинные  полярные  ночи…

В Антарктиде  уже наступает полярная ночь, и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.

Слайд № 18 – Видео – Слайды  Полярное Сияние. Красота небесного свечения!

Воспитатель: Понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей  прочитать в энциклопедии.

Воспитатель: Чем же вам понравилось волшебное явление?  (блестит как бриллиант, искрится ка снежок на солнышке, мерцает как звездочка)

Воспитатель: Какое сияние? (сверкающее, блестящее, красивое)

Воспитатель: Какие чувства вы испытывали?  (радость, удивление, восхищение).

 Воспитатель:  Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду?  Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно  станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой. Молодцы, вы мне очень  понравились:

 ( Семен, Виталик очень интересно рассказали про пингвинов, Лиля, Камилла интересно рассказали об Айсбергах; - хвалю каждого ребенка  не только за результат, но и за деятельность в работе ). Спасибо за помощь в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной старше – подготовительной к школе группе “Путешествие в страну Здоровья”

Цель: Развитие речи детей Формирование знаний детей о здоровом образе жизни.Задачи:Совершенствовать артикуляционной аппарат. Расширять активный словарь. Развивать внимание, мышлен...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в мини музей Городца"

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Тема: Игра-путешествие «Сказочный, загадочный подводный мир…»

Способствовать активизации познавательной, исследовательской деятельности, логического мышления через интеграцию образовательных областей.Закреплять представления детей об обитателях подводного мира, ...