Конспект НОД "Уж небо осенью дышало..."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Азарова Инна Петровна

Цель: формирование образовательной среды для развития представления детей об окружающей природной среде осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95»

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

    ТЕМА: «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…»

                                                ВЫПОЛНИЛ: воспитатель ВКК

АЗАРОВА И.П.

ВОРОНЕЖ 2016

Приоритетная образовательная деятельность: познавательное развитие.

          Тема: «Уж небо осенью дышало…»

         Цель: формирование образовательной среды для развития представления

                    детей об окружающей природной среде осенью.

       Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
  2. Развивать познавательный интерес ко всему живому, любознательность, желание получать новые знания.
  3. Установить причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе осенью.
  4. Развивать наблюдательность и познавательную активность, стремление изучать родную природу.
  5. Воспитывать эмоциональное отношение к животным, любовь к природе, желание оберегать и охранять её.
  6. Формировать стремление к здоровому образу жизни.
  7. Развивать речевое творчество, стремление к самостоятельному экспериментированию.
  8. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы.

Планируемые результаты образовательной деятельности:

  •  Проявление инициативы и самостоятельности в играх, общении,   познавательно-исследовательской деятельности.
  • Проявление у детей желания общаться с природой, отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Появление понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанные на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  • Использование монологической и диалогической речи для выражения своих мыслей, эмоций, отношения к природе.
  • Желание получать большую информацию из книг по данной теме.
  • Проявление умения в творческом самовыражении.

«Уж небо осенью дышало…»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений; познакомить с природными особенностями осенних месяцев; развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы; закрепить умение соблюдать правила безопасности; Воспитывать чувство симпатии к родной природе; продолжать приобщать детей к русской национальной культуре.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября; календари погоды; репродукции картин; музыка для физкультминуток – «Перелётные птицы» и «Листопад».

Ход занятия

Ребята, сегодня утром почтальон  принёс нам необычное письмо из леса.

Игра «Разложи по порядку» или задание «Сколько осенних месяцев…»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.

- Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено. (Осень.)

- А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку? (Дети расставляют картинки.) Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй – от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок?

- Есть ранняя осень, есть поздняя. Как по-вашему, на каком рисунке ранняя осень, а на каком – поздняя? Почему именно так назвали эти состояния природы?

Можно провести аналогию с понятиями «раннее утро» и «поздний вечер».

- Что бывает ранней осенью?

- Чем отличается поздняя осень?

- Сколько осенних месяцев? Их три: сентябрь, ноябрь, декабрь.

Сентябрь

Его в народе называют хмурень.

- Как вы думаете, почему?

За ветры прозвали сентябрь ревуном.

- Почему?

А ещё зовут его златоцветом, листопадником.

- За что, как вы думаете?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

- Назвали бы мы сентябрь хмуренем, ревуном? Почему? Объясните.

- Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу.

- Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли.)

Физкутминутка «Перелётные птицы»

Воспитатель называет птиц (воробей, ласточка, скворец, голубь, ворона, грач, журавль и т.д.), а дети «летают», если птицы перелётные, и присаживаются, когда птицы неперелётные.

Октябрь 

Народ называет этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.

- Как вы думаете, почему?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре.

- Назвами бы мы октябрь мокрохвостом, ветродуем, грязником?

- Почему? Объясните.

-  Почему это время года ещё называют золотая осень?

Задание «Заполните календарь природы…»

- Мы с вами уже научились заполнять календарь природы, поэтому давайте проверим, как вы умеете это делать. Перед вами календарь. Цифрами по порядку обозначены дни недели: 1 –понедельник, 2 – вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 – воскресенье. Теперь я буду говорить, какая погода была в эти дни, а вы – её отмечать. Вторник был самым облачным днём, а суббота – самым солнечным. Больше всего осадков выпало в четверг, а самый сильный ветер был в воскресенье. Самым прохладным был понедельник, самым тёплым – пятница.

Физкутминутка «Листопад»

Дети под музыку изображают падающие листочки.

Ноябрь 

До ноября ещё далеко.

- Но как вы думаете, какая погода будет в этом месяце?

Давайте попробуем заранее  отметить ноябрьскую погоду, а потом сравним её с той, что будет на самом деле.

Ноябрь называют полузимником.

- Почему?

В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец».

- Как вы полагаете, почему?

Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не крепкий и может проломиться.

В это время от нас улетают водоплавающие птицы.

- Какие?  (Утки, гуси, лебеди)

-  Почему они улетают?

Но и к нам летят птицы.

- Кто знает, какие? (снегири, синицы)

В середине ноября отмечают праздник – «синичник». Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях.

Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.

Задание «С какой ветки «детки»?…»

- Осень – пора урожая. Все деревья осенью дают плоды. Попробуйте найти, с какой ветки эти «детки». Соедините линией плоды и листья.

Задание «Что перепутал художник?…»

- Рассмотрите внимательно рисунок. Всё ли правильно нарисовал художник? Расскажите по картинке.

Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уж небо осенью дышало..." конспект по рисованию

в помощ педагогам, конспект по рисованию....

Конспект занятия "Уж небо осенью дышало"

Конспект занятия "Уж небо осенью дышало"...

Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Уж небо осенью дышало…»

Учить детей откликаться на поэтичность стихотворных строк А. С. Пушкина...

Конспект интегрированного НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Тема: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Конспект интегрированного НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.  Тема: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»...

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами нетрадиционного рисования: «Уж небо осенью дышало…»

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами нетрадиционного рисования:«Уж небо осенью дышало…»...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Уж небо осенью дышало..."

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их....