Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Уж небо осенью дышало..."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Собчук Ольга Степановна

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №460

Пушкинского района Санкт-Петербурга

(отделение дошкольного образования)

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

на тему: «Уж небо осенью дышало…»

Используемые технологии:

  • личностно-ориентированная
  •  игровая
  • технология исследовательской деятельности

        

Работа выполнена воспитателем

подготовительной группы

Собчук Ольгой Степановной

Санкт-Петербург

2015 года

Программное содержание:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их.
  • Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений.
  •  Познакомить с природными особенностями осенних месяцев.
  • Развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать связи, делать выводы.
  • Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
  • Продолжать приобщать детей к русской национальной культуре. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

         Оборудование: иллюстрации с изображением русской природы, отражающие характерные признаки сентября, октября, ноября; календарь природы; игрушечные фигурки животных – зайца, белки, медведя, ежа, волка.

Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, перелётные птицы, листопад.

  Предварительная работа: ведение календаря наблюдений; наблюдения на прогулках и экскурсиях, знакомство с детской художественной литературой об осени; рассматривание картин известных художников посвящённых осенней тематике; рисование и изготовление поделок на тему «Осень».

Ход НОД

I часть.

         Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие, которое мы совершим по осенним месяцам. А ещё меня попросил Айболит проверить, все ли звери подготовились к зиме. Айболит – врач особенный, кого он лечит? (зверей). А вы знаете, как называются эти врачи? (ветеринары). Как вы думаете, где они работают? (в ветлечебницах, в зоопарках, в цирке). Так вот, Айболит очень беспокоится за зверей и попросил нас проверить, все ли звери к зиме подготовились и для этого нам нужно отправиться в осенний лес. Но перед тем как мы туда попадём, нам необходимо проехать три станции по осенним месяцам. Вы готовы? Тогда, в путь! (можно включить музыку с песенкой про паровозик).

II часть.

         Воспитатель: Первой остановкой нашего путешествия будет «Сентябрь». Его в народе называют «хмурень». Как вы думаете, почему? (потому, что в сентябре уже нет такого тепла как летом; небо часто покрывается тучами, становится тяжелее, хмурится; идут дожди).

         Воспитатель: За частые ветры сентябрь зовут «ревуном». А ещё этот месяц называют «златоцветом» и «листопадником». За что, как вы думаете? (за то, что в сентябре желтеют листья и, лес стоит как золотой, а затем листочки начинают опадать, образуя листопад).

         Воспитатель: Посмотрите на наш календарь наблюдений. Как мы назовём сентябрь, который был в этом году? (ревуном, хмурнем). Почему? Расскажите, чем радует нас сентябрь? (сентябрь радует нас плодами в саду, в огороде, в поле, лесу). Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу (сентябрь – первый месяц осени, начинает холодать, день становится короче, и птицы начинают собираться в тёплые края).

Воспитатель: Какие птицы улетают от нас? (ласточки, скворцы, грачи, журавли и т.д.).

В сентябре уже начинают опадать листья, давайте с вами встанем и покружимся как листики. Дети под музыку «Времена года» П.И. Чайковского импровизированно кружатся. Затем садятся на свои места.

Воспитатель: Следующей остановкой нашего путешествия будет «Октябрь» (воспитатель демонстрирует детям репродукцию картины И.И. Левитана «Октябрь»).

Воспитатель: В народе называли этот месяц «мокрохвост»,«ветродуй»«грязник». Как вы думаете, почему? (Потому что в октябре чаще идут дожди, дуют сильные ветры, на улице слякотно и грязно).

Воспитатель: Посмотрите в календарь наблюдений на погоду в октябре. Как бы мы назвали прошедший октябрь: «мокрохвост», «ветродуй» или «грязник»? Почему? (Воспитатель выслушивает ответы детей).

В октябре дуют сильные – присильные ветры. Давайте представим, что мы деревья (дети поднимают руки вверх, изображая ветви деревьев). Вот подул лёгкий ветерок (дети слегка покачивают кистями рук). Ветер начался усиливаться, он дует всё сильнее и сильнее (дети покачиваются, увеличивая амплитуду). Ветер превратился в ураган, он приклоняет деревья к земле (дети делают наклоны до пола). Но теперь ветер стихает, стихает (дети уменьшают амплитуду движений) и совсем стих. После игры дети садятся на свои места.

Воспитатель: Следующей и последней остановкой нашего необычного путешествия будет «Ноябрь». Ноябрь – последний месяц осени. А какой сейчас месяц? (ноябрь). Давайте попробуем описать ноябрьскую погоду. (Дети рассказывают о погоде в ноябре).

Воспитатель: Ноябрь в народе называли «полузимник», как вы думаете, почему? (Потому, что зима ещё не наступила, а первые её признаки уже появляются, например, выпадает снег).

Воспитатель: В давние времена про тот месяц говорили «ледовый кузнец». Кто скажет, почему? (на речках появляется лёд, лужи, озёра льдом покрываются).

Воспитатель: Если вы окажетесь на берегу водоёма, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае на ступайте на него! Это очень опасно! Лёд ещё некрепкий и может проломиться!

Воспитатель: В это время ближе к людям перебираются птицы. Кто знает, какие? (снегири, синицы). Про снегирей говорят: «снегири прилетели – на крыльях зиму принесли!». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший не в первый раз, уже не растает. Вообще снегири живут в дремучих хвойных лесах, но с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.

В ноябре уже выпадает первый снег, давайте с вами покружимся, как снежинки. Под вальсовую музыку дети делают припадания.

III часть.

         Воспитатель: А теперь, заглянем в лес, проверим, как звери к зиме приготовились.

На ковре рассажены игрушки, изображающие лесных зверей. Дети выбирают себе игрушку и составляют рассказ каждый о своём звере.

         Воспитатель: Интересные рассказы у нас получились, я думаю, что Айболит будет рад, что мы ему так хорошо помогли. А наше путешествие подошло к концу, и мы отправляемся на прогулку!

\

Список литературы:

  1. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. – М.:Центр педагогического образования, 2015. – 192 с.
  2. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет», 2-е изд., - М.: ТЦ сфера, 2016-192 с.
  3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - СПБ. Изд. «Детство – Пресс», 2008-496 с.
  4. Картотека стихов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: "Путешествие в осенний лес".

На данном занятии воспитатель даёт педставление  детям о том , как звери готовятся к зиме....

Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».

Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ Тема: Подарки Осени.

Конспект НОД по познавательному развитию в подгоьовительной группе...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему Дары осени

Конспект занятия  по познавательному развитию в подготовительной группе на тему Дары осени...