Конспект познавательного занятия "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ишгарина Мария Владимировна

 

Цель:

 Способствовать развитию познавательного интереса к изучению окружающего мира через экспериментирование.

Задачи:

• Закреплять знания о состояниях воды, продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель.

• Развивать умение делать выводы, умозаключения, а также социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказать свою правоту.

• Развивать связную речь, активизировать словарь детей: исследование, фильтр, растворитель, пробирка, лаборатория, воронка.

• Воспитывать бережное отношение к воде

Предварительная работа:

Проведение беседы «Как сохранить воду чистой», «Вода и её роль в жизни человека». Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений о воде, реке, море.

Оборудование и материалы:

Презентация «Различные состояния воды», пробирки, колбы, блюдце, вода, сахар, соль, одноразовые стаканы, тарелочки, питьевая вода, аудиозапись со звуком журчащей воды, бинт, вата, воронка, прозрачный кувшин, халаты, одноразовые ложки, эмблемы, медальки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_podg.gr_.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы.

Тема: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»        

Цель:

 Способствовать развитию познавательного интереса к изучению окружающего мира через экспериментирование.

Задачи:

• Закреплять знания о состояниях воды, продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель.

• Развивать умение делать выводы, умозаключения, а также социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказать свою правоту.

• Развивать связную речь, активизировать словарь детей: исследование, фильтр, растворитель, пробирка, лаборатория, воронка.

• Воспитывать бережное отношение к воде

Предварительная работа:

Проведение беседы «Как сохранить воду чистой», «Вода и её роль в жизни человека». Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений о воде, реке, море.

Оборудование и материалы: 

Презентация «Различные состояния воды», пробирки, колбы, блюдце, вода, сахар, соль, одноразовые стаканы, тарелочки, питьевая вода, аудиозапись со звуком журчащей воды, бинт, вата, воронка, прозрачный кувшин, халаты, одноразовые ложки, эмблемы, медальки.

Ход занятия:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Дети свободно становятся у экрана.

- Ребята, а вы умеете разгадывать загадки? Сейчас проверим. Если вы верно отвечаете, на экране появится отгадка.

(После отгадывания каждой загадки открывается соответствующая картинка из презентации о различных состояниях воды)

1. Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь – ручеек. (снег)

2. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (облако)

3. Прозрачен, как стекло.

А не вставишь в окно.  (лед)

4. Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои поправляя косынки.

И месяц, и звезды –

Все в нем отражается…

Как это зеркало называется? (озеро или пруд)

(садятся полукругом у доски)

- Обратите внимание на картинки. Что объединяет все загадки? (вода)

- Разве облако, лед – это тоже вода? Почему вы так думаете?

- Правильно, ребята. Вода бывает в разных состояниях: и в твердом, в виде снега, инея и льда; и в жидком, в виде дождя, озера, реки, и в газообразном, в виде облака, тумана или пара. Вот такая она волшебница. Может превращаться во что угодно.

- Отчего вода превращается в снег или лед? (от мороза)

- А отчего – в пар? (от нагревания)

- А кому нужна вода? (человеку, животным, растениям)

- Для чего вода нужна человеку? (вода поит, кормит, моет)

- А еще вода греет, находясь в теплых батареях, закаляет, когда мы обливаемся или купаемся в открытых водоемах; перевозит грузы; используется в различных производствах.

- Чтобы правильно использовать воду, человек должен все знать о ней, о ее волшебных свойствах. Вы согласны со мной?

- И сегодня нам пришло письмо из института «ВОДЫ». Институт воды - это то место, где такие люди, как мы с вами проводят исследования с водой, изучают её.

- Сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты с водой. Поможем, ребята? А все результаты наших исследований мы передадим в институт через видеописьмо.

- Итак, ребята, сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию, одевайте халатики. Я надеваю халат с вот такой эмблемой «института ВОДЫ», и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих коллег.

- Теперь мы с вами сотрудники «института Воды».

- Что делают в лаборатории? (проводят опыты)

- Правильно, проводят опыты.

- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории…

(Не шуметь; аккуратно обращаться с посудой; слушать старшего научного сотрудника; внимательно следить за результатом опыта; закончив наблюдение, сделать вывод)

- Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим!

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Дети садятся по двое за столы, на которых стоят наборы для опытов. Все задания выполняют попарно.

1 опыт. «Какого цвета вода? »

- Посмотрите на воду в стаканах на ваших столах и скажите, какого она цвета? (не имеет цвета) (Если говорят «белая», то сравнивают с белой ложкой или молоком)

- Что мы видим, когда опускаем в воду ложку? (ложка видна)

- А что будет, если опустить ложку в молоко, мы ее увидим? Давайте проверим? (ребенок демонстрирует погружение ложки в молоко) (ложка не видна)

- Какую особенность воды мы видим? (она прозрачна)

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачна.

-А если вода прозрачная, то какой она является? (чистой)

 - Скажите, как мы можем использовать это волшебное свойство? (например, при умывании или стирке)

- А еще при разбавлении акварельных красок или других веществ, ведь обычно при разбавлении необходимо сохранить исходный цвет вещества.

2 опыт. «Какой формы вода? »

- Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: Имеет ли вода форму? (имеет, не имеет)

- Коллеги, а вот мы это сейчас и проверим.

- Как вы думаете, если разлить воду на пол, какую форму примет она? (растечется, разольется, не будет формы, будет лужа)

-У меня в кувшине вода. Какую форму она имеет? (форму кувшина)

- Наливаю воду из кувшина в стакан. Теперь какую форму приобрела вода? (форму стакана)

-Теперь, коллеги, вы перелейте воду в ёмкости, которые стоят на вашем столе (колбу, пробирку, блюдце). Что вы можете сказать о ее форме? (Вода приобретает форму каждой из них.)

 Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда.        

- Коллеги, сотрудники нашего института также заботятся о водоёмах! Какие Вы знаете водоёмы? (река, озеро, пруд, море)

- Давайте немножко отдохнём и сходим к реке.

На экране появляется изображение загрязненной реки.

- Ой, а что же это случилось с нашей рекой?

- Посмотрите, какая у нас река. Какая она? (грязная)

- А почему она грязная? (в ней мусор, отходы)

- Коллеги скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы? (нет, нельзя)

- Что случится с водой в реке, если бросать мусор? (её нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и всё живое в реке)

- Что же нам сделать? Как помочь реке? (убрать мусор)

- Коллеги, давайте с вами очистим реку от мусора.

На экране появляется изображение чистой реки.

- Молодцы ребята! Какая чистая река у нас стала, и рыбки в ней появились разные и красивые. Такое могли сделать только дети с доброй душой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

- Послушайте, наша река зажурчала. (звучит аудиозапись «шума воды»)

Под звуки шума воды выполняется физкультминутка:

- Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед, мы на пляже – солнце жжет.

Побежим скорее к реке, окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать! Но и меру надо знать.

Здорово нам было тут, но вернёмся в институт!

Много знаний и открытий в институте нас всех ждут!

- Посмотрите, ребята, у меня на столе две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (Нет, одна чистая, другая – грязная)

- А как вы думаете, можно очистить грязную воду? (можно)

- Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё сложенный в несколько раз бинт, и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается? (вода очищается)

- Верно, вода становится чистой.

- А что стало с нашим фильтром-бинтом? (Стал грязным)

- Итак, коллеги, можно ли очистить грязную воду? (можно) С помощью чего? (фильтров, бинта, ваты, салфетки - в домашних условиях; очистных сооружений - на предприятиях)

- Этот опыт провела для вас я. А сейчас мы опять вместе будем проводить исследования.

3 опыт. «Имеет ли вода запах»

- Следующий вопрос, который интересует сотрудников «института Воды», это: имеет ли вода запах?

- Как узнать об этом? (понюхать)

Дети нюхают воду во всех стаканах.

Вывод: вода не имеет запаха

4 опыт. «Какая вода на вкус? »

- А как узнать вкус воды?

- Давайте попробуем, какого вкуса вода? (вода не имеет вкуса)

- А можем ли мы изменить вкус воды? Как? (добавить соль, сахар)

- Что произойдет с водой, когда в нее добавим соль или сахар? (станет соленой, сладкой)

- Давайте проверим. (дети добавляют в воду соль и сахар, пробуют)

- Что произошло с водой? (стала соленой, сладкой)

Вывод 1: вода не имеет вкуса, приобретает вкус того вещества, который в нее добавляют.

- А куда делись соль и сахар, что с ними произошло? (они растворились)

- Что же за удивительное, волшебное свойство воды мы выявили? (вода растворяет соль и сахар)

- А что еще может растворить вода? (лимонную кислоту, акварель)

Вывод 2: вода умеет растворять некоторые вещества.

- Как можно использовать эти свойства воды? (не имеет вкуса - при утолении жажды, растворение - при приготовлении пищи, напитков)

- А еще вода как растворитель используется при размешивании стирального порошка, при изготовлении многих лекарств, при замешивании разных растворов в строительстве, да практически во всех сферах деятельности человека.

- Да, вода – одно из самых удивительных веществ на планете!

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Итак, коллеги, что нового вы узнали о воде при проведении исследований? Какие новые свойства воды, ребята, вы сегодня узнали? Есть ли у воды цвет, запах, вкус? Какие состояния воды вы запомнили? Может ли вода растворять вещества? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? (Ответы детей)

- Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.

-Всем юным исследователям работники института передали настоящие медали, которые вы получите за ваши старания и научные открытия.

-А наше видео письмо с опытами и открытиями будет отправлено в «институт Воды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка конспекта познавательного занятия по теме: « Вода. Свойства воды в средней группе».

«Разработка конспекта познавательного занятия по теме:         « Вода. Свойства воды в средней группе».Интегрированное планирования по экспериментированию...

«Разработка конспекта познавательного занятия по теме: « Вода. Свойства воды в средней группе».

«Разработка конспекта познавательного занятия по теме:         « Вода. Свойства воды в средней группе».Интегрированное планирования по экспериментированию...

Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Водичка-Водичка»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...

Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Задачи:Образовательные:  уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе "Капельки воды"

Цель: создание условий для  формирования представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности. Ход НОДВоспитатель рассказывает детям, что увидел утром на по...

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Тип исследования: опыты Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.Программные задачи:Познакомить дете...

Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"

Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...