Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему "Эх, валенки!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мифтахова Фанзиля Минехамзовна

Конспект разработан в соответсвии с ФГОС, включает в себе экспериментальную работу с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД на тему: «Эх, валенки!»

(Образовательная область «Познавательное развитие»)

                                                                                Разработала:

                                                                                         воспитатель высшей кв. категории

                                                    МБДОУ № 3

                                                                                            Мифтахова Фанзиля Минехамзовна

Цель: формировать элементарные представления о народном промысле нашего края -  изготовлении валенок.

Задачи:

развивающие: развивать познавательный интерес к новому, логическое мышление, создавать условия для формирования способности самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.

воспитательные: способствовать воспитанию чувства уважения к труду мастеров валяльного ремесла.

обучающие: познакомить с процессом изготовления валенок, стимулировать речь детей через активизацию тактильных ощущений; обогатить пассивный словарь (валять, войлок), закрепить свойства шерсти, слово шерстяной.

Предполагаемый результат: имеет первоначальные представления  об истории  валенок, валяльного ремесла; проявляет интерес к истории родного края.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Индивидуальная работа: с Кирой, Богданом, Евой упражнять в произношении слова «шерстяной».

Словарная работа: активный словарь - шерсть, шерстяной, пассивный словарь -  валять, войлок.

Предварительная работа: беседа «Что носили наши бабушки и дедушки»; чтение М. Пришвин «Дедушкин валенок», разучивание танцевальных движений русского народа.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук

Демонстрационный материал: овечья шерсть, колодка, валенки, одежда из шерсти и других материалов, два контейнера, две банки с горячей водой, сапоги, носки шерстяные, вещи из войлока.

Раздаточный материал: куски кожи, войлока, ножницы, розетки с водой, пипетки.

Участие   родителей: привлечь маму Маши  к поиску  материала об истории валенок и подготовить с Машей рассказ об этом.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями (на русском и татарском языке).

- Ребята, вчера я была в магазине. Скоро зима и надо подготовиться к ней. Я стояла и думала, что же мне купить: резиновые сапоги, валенки, кожаные ботинки, меховые сапоги? Может вы мне посоветуете (Предполагаемые ответы-сапоги, ботинки, валенки. Если дети не предложат валенки, спрашиваю «А вы что обуваете зимой?»).

- А почему валенки? (в них тепло, ноги не мерзнут).

-А как вы можете доказать, что в них теплее, чем в сапогах? Попробуйте убедить меня (дети предлагают свои варианты).

2. Основная часть.

1) - Ребята, как-то  в одной энциклопедии я нашла простой, но очень интересный эксперимент. Может он даст ответ на наш вопрос? Поможете его провести? (подходим к столу, где на подносе стоят валенок и сапог, рядом – 2 маленькие пустые банки, чайник с теплой водой).

- Нальем в 2 баночки теплой воды. Одну баночку поставим в сапог, а другую в валенок и вынесем на улицу. А потом проверим, где вода будет теплее. В конце занятия вы мне напомните о нашем эксперименте. (2-3 ребёнка помогают воспитателю, помощник воспитателя выносит поднос с обувью на балкон). Дети садятся на стулья.

2) -  Ребята, а как вы думаете, из чего делают валенки?(из шерсти)

- А откуда берется шерсть?(шерсть нам дают овцы)

- Шерсть срезают с овец 2 раза в год – весной и осенью и перерабатывают. Валенки – это единственная обувь, изготовление которых не причиняет вреда природе и животным.

После обработки из шерсти прядут пряжу, а из пряжи что можно сделать? (вяжут одежду - шапки, шарфы, варежки, носки). Воспитатель даёт пощупать, потрогать кусок сбитой шерсти и клубок пряжи. - Что вы можете сказать о шерсти, какая она? (Мягкая, лёгкая…..)

3)- В каждом доме, когда готовятся к зиме, хозяйка обязательно осматривает, откладывает вещи, которые нужны будут зимой. А летнюю одежду  убирает до следующего года. Помогите и мне разложить вещи в два контейнера. Тёплые, шерстяные вещи в один контейнер, а вещи из других материалов - в другой. А что и в какой контейнер положить, вы догадаетесь сами (на контейнерах приклеены картинки-символы).

Игра «Помоги разложить вещи».

-Вместе проверим, что вы сложили в  контейнер для шерстяных вещей. Носки из шерсти -значит это…..шерстяные носки. Варежки из шерсти….? (хоровые ответы чередуются с индивидуальными - Богдана, Евы, Киры).

Отдельным детям поручается проверить второй ящик, нет ли там шерстяных вещей? Все вещи второго ящика можно выложить на стульчик, чтобы дети проверили. Если обнаружится ошибка, воспитатель задаёт вопросы:- Что здесь лишнее? Почему ты так думаешь? Как ты догадался? Молодцы. Спасибо.

-Ребята, а как раньше носили валенки, в старые времена, расскажет Маша. Они с мамой много искали в интернете и приготовили для вас рассказ (на экране - иллюстрация, где изображены народные гулянья. У Маши в руках валенки).

Маша - Валенки – известная русская обувь. Валенки в России появились очень давно и являлись отличной обувью для гуляний. В них встречали масленицу, водили хороводы, плясали. Семья, имеющая валенки, считалась богатой. Валенки никогда не выбрасывались, их передавали из поколения в поколение, старики передавали молодым. Если они протирались, то их подшивали.

4) - Ребята, а давайте и мы спляшем как в старые времена. Кто знает русские народные движения – танцуйте, а кто не знает – повторяйте за мной.

Физминутка «Плясовая» (под русскую народную песню «Валенки»).

Дети садятся на стулья.

5) - Ребята, а вы знаете, почему валенки так назвали?

- От какого слова произошло слово «валенки»? Вслушайтесь в это слово «ва-лен-ки» (дети высказывают свои предположения).

- Валенки так называют, потому что их делают путем валяния, их валяют. А что значит «валять» вы сейчас узнаете.

(показ презентации о Кукморской фабрике валенок). Рассказ воспитателя по ходу презентации.

1 слайд - Раньше валенки делали в банях, а сейчас их делают на фабриках. В нашей стране есть несколько таких фабрик. А самая знаменитая фабрика, которая выпускает самое большое количество валенок, находится в нашем Татарстане в поселке Кукмор.

2 слайд. Склад, где хранится шерсть. Отсюда  шерсть отправляют на мойку и сушат.

3 слайд. Потом шерсть разрывают на мелкие клочки и сушат.

4 слайд. В чесальном цехе шерсть расчёсывается и  становится пушистым, мягким, цельным куском.

5 слайд. Потом шерсть наматывается на чесальный станок, чтобы набрать нужную толщину.

6 слайд. Далее вручную создают основу будущего валенка.

7 слайд. Эта заготовка обрабатывается паром и прессуется на специальных станках.  Шерсть становится плотной.

8 слайд. После этого заготовки отправляют в валяльный цех,  где в большом деревянном  барабане с помощью высокой температуры, воды они уменьшаются в размере. Весь процесс изготовления валенок – чесание, обработка паром, водой, прессом и называется валяние. Такая сбитая, прессованная шерсть называется войлоком. Материал валенок-это войлок (воспитатель показывает кусок войлока, даёт пощупать).

9 слайд. Затем мужчины насаживают валенки на колодки, обстукивают, отправляют на сушку (показываю колодку, даю потрогать).

10 слайд. После сушки  валенки попадают в руки дизайнеров, их вышивают, украшают.

11 слайд. Вот такие красивые валенки поступают на прилавок магазинов.

- Вот, ребята, мы увидели, как много надо трудиться и иметь силу, чтобы получились валенки. Какая тяжелая и ответственная работа – валять валенки. Раньше, когда не было станков, валенки валяли  вручную. И мы с вами обязательно это попробуем сделать в другой раз. Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб валенки долго носились, чтобы можно было их передать младшим детям? (Валенки нужно носить бережно, аккуратно).

6) -Валяют войлок не только для валенок, но и для других вещей. Зажмурьтесь и попробуйте представить (вспомнить) что же можно сделать кроме валенок из войлока (Гимнастика для глаз).  (Стельки для обуви, сапоги, шапки для бани, тапочки. Осмотр войлочных вещей стоя у стола)

7) - У вас на столах лежат кусочек кожи и кусочек валенка или по-другому - войлока.

- Как выдумаете, для чего это? (Посмотреть, опыт провести,…)

Дети садятся за столы.

- Что вы можете сказать про кожу и войлок? Что вы чувствуете? (кожа - холодная, войлок - теплый, кожа - гладкая, войлок - шершавый, колючий, кожа - тонкая, войлок - толстый).

- А если нам нужен маленький кусок войлока, что вы сделаете? (Дети пробуют порвать, порезать) Получилось? Почему? Что труднее (легче) режется?

-Что случится, если вы оденете войлочные валенки  в сырую погоду? Как можно это проверить? (ответы детей)

Дети капают воду пипеткой на войлок.

- Что произошло? (войлок впитал, а на коже остались капли).

- Значит валенок……(ответы детей: впитывает воду, промокает).

- Какой вывод можно сделать? (В сырую погоду валенки не носят.)

-Ребята, что вы должны были мне напомнить?

Дети вспоминают про эксперимент. Младший воспитатель приносит поднос.

-Достанем баночки и посмотрим, что же получилось. Потрогайте баночку из сапога и баночку из валенка. Что вы можете сказать? (В сапоге баночка остыла, а в валенке теплая). О чем это говорит?

- Значит, что же лучше носить зимой? Почему? Вы меня убедили, ребята, что валенки - это лучшая зимняя обувь. Я обязательно куплю себе и дочке тёплые кукморские валенки. Спасибо за помощь.

3. Заключительная часть.

 - Из чего делают валенки?

- Что такое войлок?

- В каком посёлке нашей республики валяют валенки?

Сегодня дома расскажите родителям о том, где и как валяют валенки. Думаю, им тоже будет интересно узнать  об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Школа. Учитель"

Конспект  для воспитателя  подготовительной к школе группе....

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Новогодние валенки».

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Новогодние валенки».Цель: знакомство детей с русским народным промыслом - изготовление валенок, как частью русской истории и культуры.За...