КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментирования ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментированияПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»

КОНСПЕКТ

Плана мероприятий недели детского экспериментирования

ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ

НА ТЕМУ:

«ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

разработали

воспитатели

 РАДЗИЕВСКАЯ А.В.

ВОЙТИК  М.В.

МОСКВА

2016


Дата проведения: 8-12 февраля 2016 г.

Цель: привить интерес к познавательно-исследовательской деятельности для расширения представлений о явлениях неживой природы.

Задачи: систематизировать знания об агрегатных состояниях воды, изменении ее состояний в природе, формирование действий превращения, закрепление знаний о свойствах льда через экспериментирование, развитие самостоятельности у детей, стимулировать использование исследовательских и поисковых действий, памяти и внимания, умения работать в коллективе, уметь участвовать в дискуссии, воспитание бережного отношения и интерес к природе, развивать внимание, мысленную активность, умение делать несложные выводы, активизировать словарь по теме, учить безопасному поведению зимой.

Приоритетная  образовательная область: Познание

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.

Форма проведения занятия: интегрированные занятия.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, трудовая.

Словарная работа: активизация словаря – ледяной, твердый, прозрачный, хрупкий, скользкий, расширение, мерка, мерный, растворение, замораживание, таяние, окрашивание, материк, айсберг, полынья,  наледь, гололед, ледокол.

Предварительная работа: рассматривание, ознакомление с простейшими свойствами льда во время прогулки на улице.

Методические приёмы: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игра, вопросы, обследование предметов, простейшие опыты, рассказ воспитателя, беседа, чтение и рассматривание  познавательной литературы, наблюдение.

Оборудование: емкости и фигурные формы для льда, молоток, лупа, краски, мелкие предметы для замораживания в формах с водой, стеклянные банки с завинчивающимися крышками, мерная емкость, познавательная литература, песочные часы, акварельная бумага, деревянные шпажки, деревянный плоскостной театр «Заюшкина избушка», пакеты, плотная ткань, соль, песок, глобус, лампа, фигурки северных животных – пингвинов, медведей, моржей, мелкий конструктор.

Ход  мероприятий:

Вводная часть. Сюрпризный момент – в гости к ребятам приходит ворона с перевязанным клювом. На вопросы детей, персонаж отвечает, что прилетела на детский участок, увидела ведерко с прозрачной водой, решила попить и чуть клюв не сломала – вода оказалась твердой. Совместное обсуждение детьми, что и почему случилось с водой.

Физкультурные пятиминутки, подвижные игры:

- на улице: скольжение по ледяным дорожкам, «Бездомный заяц», Вызов по линии, горелки.

Викторина: Назови сказки, где упоминается лед (Снежная королева, Заюшкина избушка, Лиса и волк, Умей обождать, Мышонок Крошка выходит на лед, Морозко, …). Подсказки в стихах.

Перечень проводимых экспериментов:

- лед, ты какой? (установление свойств путем обследования);

- как сделать лед нескользким (эксперимент на силу трения с использованием 2 игрушечных машинок, 2 кусков льда и песка);

- лед принимает форму емкости (замораживание воды в фигурных формочках);

- лед расширяется при замерзании (замораживание воды в герметично закрытых стеклянных банках и открытых емкостях с метками уровня);

- окрашивание льда  (получение цветного льда с помощью окрашивания воды акварелью);

- что может растопить лед (воздействие на лед теплом, светом, солью);

- секреты, которые хранит лед (замораживание мелких предметов – насекомых, растений для демонстрации археологической ценности ледников);

- где и почему быстрее растает лед (помещение одинаковых кусков льда в различные условия  - в зип-пакетиках – на стол и в «шубу» из меха, простого льда – в стаканы с теплой и холодной водой);

- айсберг в стакане (демонстрация положительной плавучести льда, наблюдение за пропорцией погруженной и непогруженной частей льдины);

Продуктивная деятельность: конструирование на тему «На полюсе», рисование ледяными красками, изготовление украшений на деревья из цветного льда.

Музыкально-художественная деятельность:

- драматизация песни «Как на тоненький ледок…»

- Драматизация сказки «Зайкина избушка» с использованием плоскостного театра и льда для постройки избушки

Беседы на темы:

- Когда и где можно встретить лед? (лед зимой, лед в холодильнике, лед в северных широтах);

- Лед помогает человеку (лечебные свойства льда при травмах, закаливание в ледяной проруби);

- Лед на планете Земля (рассмаривание глобуса, полюсов Земли, рассказ об Арктике, Антарктиде, вечных льдах, о Ледниковом периоде в истории Земли, демонстрация наглядного материала);

- Спортивный лед (беседы о зимних видах спорта – хоккее, фигурном катании, керлинге, саннос спорте – скелетоне, бобслее);

- Жизнь в водоемах зимой (рассказ о защитных функциях льда, жизни рыб, необходимости зимнего дыхания через полыньи);

- Как образуются сосульки

- Безопасное поведение на льду и со льдом (нельзя ходить по некрепкому льду водоемов, что делать, если ты провалился под лед, нельзя ходить под карнизами домов с сосульками, нельзя есть лед, нельзя кидаться льдом);

- Животные Антарктиды (рассказ о внешнем виде и повадках животных  - пингвине, ките, морском слоне, олене, морже, рассматривание дидактических картинок и фигурок животных);

Загадки о воде:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место.

Про лед:

Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.

На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда?

Лежит Хрусталь
Зимний Царь.

Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем …

 Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный …

Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это-...

 Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это….

 Эта вода как камень тверда.
Солнце припечёт- она потечёт.

Он собой укроет речку,
И заплачет он от свечки.
Ты на нем в хоккей играешь,
Очень скользкий, аж летаешь.
А еще прозрачен очень,
Как стекло он, между прочим.

На морозе - камень,
А положишь в пламень:
Ой!
Станет он водой,
Пламя он зальёт-
Это скользкий.. 

 Не резвятся утки
В речке третьи сутки!
Покрылась речонка
Прозрачной клеёнкой.

Может крепко толстым слоем
Тротуар закрыть собою,
Не ходьба теперь, потеха,
Оттолкнись - и можно ехать

Рефлексия: постепенное движение от простого к более сложному, темп занятий,  сменяемость видов деятельности, привлечение детей к дискуссии, организация пятиминуток подвижных игр, позволили сохранить внимание и интерес к выбранной теме дня на протяжении всего периода, что способствовало более прочному усвоению полученных знаний.  В целом, считаю,  выбранная мною форма работы позволила расширить и закрепить имевшиеся знания детей на фоне эмоционального отклика и детской инициативы.

Список использованной литературы:

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, М., Мозаика-Синтез, 2015

Научные опыты с водой, В.Г. Зарапин, А.О. Караваева,  М., Эксмо, 2014

Айсберг на ковре, или во что поиграть с ребенком, А. Ванякина, М., Манн, Иванов и Фербер, 2015

Эксперименты и открытия, А. Вайнхольд, М, Издательский дом «Аркаим», 2010

Горячие факты про лед,  Л. Шеберг, М., Самокат, 2015,

Антарктида, Ф. Конюхов, М., Настя и Никита, 2014

Лед. Факты, находки, открытия, Р. Уэйд, М., Махаон, 2011

Лего Книга игр, Д. Липковиц, М., Эксмо, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования. Образовательная область "Познание"

Конспекты (занятие № 1, № 2)  предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание" (работа с измерительными инструментами (линейкой))....

План непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» Тема: «Путешествие в Антарктиду» для детей средней группы

Развивать представления детей о геометрических фигурах. Продолжать знакомить с прямоугольником. Повторить количественный счет до 5. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по области познание на тему «В поисках сокровищ» в старшей группе.

Программное содержание:Обучающие задачи:1.       Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10 и на татарском языке.2.       Закре...

Конспект НОД в области «Познание» по ознакомлению с миром природы детей старшей группы «Деревья рядом с нами»

                     Конспект НОД в области «Познание» по ознакомлению     с...

План по самообразованию "Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира"

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Им...