КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментирования ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментированияПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nedeli_eksperimentirovaniya_ldinkina_nedelya_dlya_publikatsii.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»
КОНСПЕКТ
Плана мероприятий недели детского экспериментирования
ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ
НА ТЕМУ:
«ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
разработали
воспитатели
РАДЗИЕВСКАЯ А.В.
ВОЙТИК М.В.
МОСКВА
2016
Дата проведения: 8-12 февраля 2016 г.
Цель: привить интерес к познавательно-исследовательской деятельности для расширения представлений о явлениях неживой природы.
Задачи: систематизировать знания об агрегатных состояниях воды, изменении ее состояний в природе, формирование действий превращения, закрепление знаний о свойствах льда через экспериментирование, развитие самостоятельности у детей, стимулировать использование исследовательских и поисковых действий, памяти и внимания, умения работать в коллективе, уметь участвовать в дискуссии, воспитание бережного отношения и интерес к природе, развивать внимание, мысленную активность, умение делать несложные выводы, активизировать словарь по теме, учить безопасному поведению зимой.
Приоритетная образовательная область: Познание
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
Форма проведения занятия: интегрированные занятия.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, трудовая.
Словарная работа: активизация словаря – ледяной, твердый, прозрачный, хрупкий, скользкий, расширение, мерка, мерный, растворение, замораживание, таяние, окрашивание, материк, айсберг, полынья, наледь, гололед, ледокол.
Предварительная работа: рассматривание, ознакомление с простейшими свойствами льда во время прогулки на улице.
Методические приёмы: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игра, вопросы, обследование предметов, простейшие опыты, рассказ воспитателя, беседа, чтение и рассматривание познавательной литературы, наблюдение.
Оборудование: емкости и фигурные формы для льда, молоток, лупа, краски, мелкие предметы для замораживания в формах с водой, стеклянные банки с завинчивающимися крышками, мерная емкость, познавательная литература, песочные часы, акварельная бумага, деревянные шпажки, деревянный плоскостной театр «Заюшкина избушка», пакеты, плотная ткань, соль, песок, глобус, лампа, фигурки северных животных – пингвинов, медведей, моржей, мелкий конструктор.
Ход мероприятий:
Вводная часть. Сюрпризный момент – в гости к ребятам приходит ворона с перевязанным клювом. На вопросы детей, персонаж отвечает, что прилетела на детский участок, увидела ведерко с прозрачной водой, решила попить и чуть клюв не сломала – вода оказалась твердой. Совместное обсуждение детьми, что и почему случилось с водой.
Физкультурные пятиминутки, подвижные игры:
- на улице: скольжение по ледяным дорожкам, «Бездомный заяц», Вызов по линии, горелки.
Викторина: Назови сказки, где упоминается лед (Снежная королева, Заюшкина избушка, Лиса и волк, Умей обождать, Мышонок Крошка выходит на лед, Морозко, …). Подсказки в стихах.
Перечень проводимых экспериментов:
- лед, ты какой? (установление свойств путем обследования);
- как сделать лед нескользким (эксперимент на силу трения с использованием 2 игрушечных машинок, 2 кусков льда и песка);
- лед принимает форму емкости (замораживание воды в фигурных формочках);
- лед расширяется при замерзании (замораживание воды в герметично закрытых стеклянных банках и открытых емкостях с метками уровня);
- окрашивание льда (получение цветного льда с помощью окрашивания воды акварелью);
- что может растопить лед (воздействие на лед теплом, светом, солью);
- секреты, которые хранит лед (замораживание мелких предметов – насекомых, растений для демонстрации археологической ценности ледников);
- где и почему быстрее растает лед (помещение одинаковых кусков льда в различные условия - в зип-пакетиках – на стол и в «шубу» из меха, простого льда – в стаканы с теплой и холодной водой);
- айсберг в стакане (демонстрация положительной плавучести льда, наблюдение за пропорцией погруженной и непогруженной частей льдины);
Продуктивная деятельность: конструирование на тему «На полюсе», рисование ледяными красками, изготовление украшений на деревья из цветного льда.
Музыкально-художественная деятельность:
- драматизация песни «Как на тоненький ледок…»
- Драматизация сказки «Зайкина избушка» с использованием плоскостного театра и льда для постройки избушки
Беседы на темы:
- Когда и где можно встретить лед? (лед зимой, лед в холодильнике, лед в северных широтах);
- Лед помогает человеку (лечебные свойства льда при травмах, закаливание в ледяной проруби);
- Лед на планете Земля (рассмаривание глобуса, полюсов Земли, рассказ об Арктике, Антарктиде, вечных льдах, о Ледниковом периоде в истории Земли, демонстрация наглядного материала);
- Спортивный лед (беседы о зимних видах спорта – хоккее, фигурном катании, керлинге, саннос спорте – скелетоне, бобслее);
- Жизнь в водоемах зимой (рассказ о защитных функциях льда, жизни рыб, необходимости зимнего дыхания через полыньи);
- Как образуются сосульки
- Безопасное поведение на льду и со льдом (нельзя ходить по некрепкому льду водоемов, что делать, если ты провалился под лед, нельзя ходить под карнизами домов с сосульками, нельзя есть лед, нельзя кидаться льдом);
- Животные Антарктиды (рассказ о внешнем виде и повадках животных - пингвине, ките, морском слоне, олене, морже, рассматривание дидактических картинок и фигурок животных);
Загадки о воде:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
Про лед:
Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.
На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда?
Лежит Хрусталь
Зимний Царь.
Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем …
Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный …
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это-...
Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это….
Эта вода как камень тверда.
Солнце припечёт- она потечёт.
Он собой укроет речку,
И заплачет он от свечки.
Ты на нем в хоккей играешь,
Очень скользкий, аж летаешь.
А еще прозрачен очень,
Как стекло он, между прочим.
На морозе - камень,
А положишь в пламень:
Ой!
Станет он водой,
Пламя он зальёт-
Это скользкий..
Не резвятся утки
В речке третьи сутки!
Покрылась речонка
Прозрачной клеёнкой.
Может крепко толстым слоем
Тротуар закрыть собою,
Не ходьба теперь, потеха,
Оттолкнись - и можно ехать
Рефлексия: постепенное движение от простого к более сложному, темп занятий, сменяемость видов деятельности, привлечение детей к дискуссии, организация пятиминуток подвижных игр, позволили сохранить внимание и интерес к выбранной теме дня на протяжении всего периода, что способствовало более прочному усвоению полученных знаний. В целом, считаю, выбранная мною форма работы позволила расширить и закрепить имевшиеся знания детей на фоне эмоционального отклика и детской инициативы.
Список использованной литературы:
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, М., Мозаика-Синтез, 2015
Научные опыты с водой, В.Г. Зарапин, А.О. Караваева, М., Эксмо, 2014
Айсберг на ковре, или во что поиграть с ребенком, А. Ванякина, М., Манн, Иванов и Фербер, 2015
Эксперименты и открытия, А. Вайнхольд, М, Издательский дом «Аркаим», 2010
Горячие факты про лед, Л. Шеберг, М., Самокат, 2015,
Антарктида, Ф. Конюхов, М., Настя и Никита, 2014
Лед. Факты, находки, открытия, Р. Уэйд, М., Махаон, 2011
Лего Книга игр, Д. Липковиц, М., Эксмо, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования. Образовательная область "Познание"
Конспекты (занятие № 1, № 2) предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание" (работа с измерительными инструментами (линейкой))....
Конспект занятия по реализации образовательной области "Познание" (формирование целостной картины мира) "Весна" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
конспект заняти по формированию целостной картины мира на тему "Весна"...
План непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» Тема: «Путешествие в Антарктиду» для детей средней группы
Развивать представления детей о геометрических фигурах. Продолжать знакомить с прямоугольником. Повторить количественный счет до 5. ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по области познание на тему «В поисках сокровищ» в старшей группе.
Программное содержание:Обучающие задачи:1. Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10 и на татарском языке.2. Закре...
конспект фронтальной НОД по образовательной области "Познание", раздел "Ознакомление с окружающим миром" для старшей группы детей с ЗПР и ЗПРР по лексической теме: "1 Мая - день весны и труда "
Занятие может использоваться с дошкольниками старшего возраста с ЗПР и ЗПРР....
Конспект НОД в области «Познание» по ознакомлению с миром природы детей старшей группы «Деревья рядом с нами»
Конспект НОД в области «Познание» по ознакомлению с...
План по самообразованию "Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира"
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Им...