Главные вкладки

    КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментирования ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментированияПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»

    КОНСПЕКТ

    Плана мероприятий недели детского экспериментирования

    ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ

    НА ТЕМУ:

    «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ»

    ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

    разработали

    воспитатели

     РАДЗИЕВСКАЯ А.В.

    ВОЙТИК  М.В.

    МОСКВА

    2016


    Дата проведения: 8-12 февраля 2016 г.

    Цель: привить интерес к познавательно-исследовательской деятельности для расширения представлений о явлениях неживой природы.

    Задачи: систематизировать знания об агрегатных состояниях воды, изменении ее состояний в природе, формирование действий превращения, закрепление знаний о свойствах льда через экспериментирование, развитие самостоятельности у детей, стимулировать использование исследовательских и поисковых действий, памяти и внимания, умения работать в коллективе, уметь участвовать в дискуссии, воспитание бережного отношения и интерес к природе, развивать внимание, мысленную активность, умение делать несложные выводы, активизировать словарь по теме, учить безопасному поведению зимой.

    Приоритетная  образовательная область: Познание

    Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.

    Форма проведения занятия: интегрированные занятия.

    Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, трудовая.

    Словарная работа: активизация словаря – ледяной, твердый, прозрачный, хрупкий, скользкий, расширение, мерка, мерный, растворение, замораживание, таяние, окрашивание, материк, айсберг, полынья,  наледь, гололед, ледокол.

    Предварительная работа: рассматривание, ознакомление с простейшими свойствами льда во время прогулки на улице.

    Методические приёмы: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игра, вопросы, обследование предметов, простейшие опыты, рассказ воспитателя, беседа, чтение и рассматривание  познавательной литературы, наблюдение.

    Оборудование: емкости и фигурные формы для льда, молоток, лупа, краски, мелкие предметы для замораживания в формах с водой, стеклянные банки с завинчивающимися крышками, мерная емкость, познавательная литература, песочные часы, акварельная бумага, деревянные шпажки, деревянный плоскостной театр «Заюшкина избушка», пакеты, плотная ткань, соль, песок, глобус, лампа, фигурки северных животных – пингвинов, медведей, моржей, мелкий конструктор.

    Ход  мероприятий:

    Вводная часть. Сюрпризный момент – в гости к ребятам приходит ворона с перевязанным клювом. На вопросы детей, персонаж отвечает, что прилетела на детский участок, увидела ведерко с прозрачной водой, решила попить и чуть клюв не сломала – вода оказалась твердой. Совместное обсуждение детьми, что и почему случилось с водой.

    Физкультурные пятиминутки, подвижные игры:

    - на улице: скольжение по ледяным дорожкам, «Бездомный заяц», Вызов по линии, горелки.

    Викторина: Назови сказки, где упоминается лед (Снежная королева, Заюшкина избушка, Лиса и волк, Умей обождать, Мышонок Крошка выходит на лед, Морозко, …). Подсказки в стихах.

    Перечень проводимых экспериментов:

    - лед, ты какой? (установление свойств путем обследования);

    - как сделать лед нескользким (эксперимент на силу трения с использованием 2 игрушечных машинок, 2 кусков льда и песка);

    - лед принимает форму емкости (замораживание воды в фигурных формочках);

    - лед расширяется при замерзании (замораживание воды в герметично закрытых стеклянных банках и открытых емкостях с метками уровня);

    - окрашивание льда  (получение цветного льда с помощью окрашивания воды акварелью);

    - что может растопить лед (воздействие на лед теплом, светом, солью);

    - секреты, которые хранит лед (замораживание мелких предметов – насекомых, растений для демонстрации археологической ценности ледников);

    - где и почему быстрее растает лед (помещение одинаковых кусков льда в различные условия  - в зип-пакетиках – на стол и в «шубу» из меха, простого льда – в стаканы с теплой и холодной водой);

    - айсберг в стакане (демонстрация положительной плавучести льда, наблюдение за пропорцией погруженной и непогруженной частей льдины);

    Продуктивная деятельность: конструирование на тему «На полюсе», рисование ледяными красками, изготовление украшений на деревья из цветного льда.

    Музыкально-художественная деятельность:

    - драматизация песни «Как на тоненький ледок…»

    - Драматизация сказки «Зайкина избушка» с использованием плоскостного театра и льда для постройки избушки

    Беседы на темы:

    - Когда и где можно встретить лед? (лед зимой, лед в холодильнике, лед в северных широтах);

    - Лед помогает человеку (лечебные свойства льда при травмах, закаливание в ледяной проруби);

    - Лед на планете Земля (рассмаривание глобуса, полюсов Земли, рассказ об Арктике, Антарктиде, вечных льдах, о Ледниковом периоде в истории Земли, демонстрация наглядного материала);

    - Спортивный лед (беседы о зимних видах спорта – хоккее, фигурном катании, керлинге, саннос спорте – скелетоне, бобслее);

    - Жизнь в водоемах зимой (рассказ о защитных функциях льда, жизни рыб, необходимости зимнего дыхания через полыньи);

    - Как образуются сосульки

    - Безопасное поведение на льду и со льдом (нельзя ходить по некрепкому льду водоемов, что делать, если ты провалился под лед, нельзя ходить под карнизами домов с сосульками, нельзя есть лед, нельзя кидаться льдом);

    - Животные Антарктиды (рассказ о внешнем виде и повадках животных  - пингвине, ките, морском слоне, олене, морже, рассматривание дидактических картинок и фигурок животных);

    Загадки о воде:

    Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу.

    Мы говорим: она течёт;

    Мы говорим: она играет;

    Она бежит всегда вперёд,

    Но никуда не убегает.

    В море я всегда солена,

    А в реке я пресна.

    Лишь в пустыне раскаленной

    Мне совсем не место.

    Про лед:

    Каменна страница.
    Всяк на ней резвится.
    Коньками делает следы,
    А страница из воды.

    На реке зимой Паркет
    Прочный, скользкий, гладкий.
    Хоть пляши на нём сто лет!
    Вальсы и вприсядку.
    Миновали холода-
    Подевался он куда?

    Лежит Хрусталь
    Зимний Царь.

    Зима. Мороз мосты куёт,
    А мы коньками режем …

     Мороз коснулся светлых вод
    И навёл хрустальный …

    Мороз на воду опустился
    И мир вокруг преобразился.
    Там где раньше все текло,
    Превратилось все в стекло.

    Он прозрачный и холодный,
    Он загадочный и плотный,
    А в тепле вдруг оживает,
    Слёзы льёт и быстро тает,
    Что водою слёзы льёт?
    Ну,конечно,это-...

     Не стекло и не хрусталь,
    А блестит, как будто сталь.
    Занесёшь в тепло, домой.
    Станет сразу он водой.
    Холод от него идёт.
    Ну конечно это….

     Эта вода как камень тверда.
    Солнце припечёт- она потечёт.

    Он собой укроет речку,
    И заплачет он от свечки.
    Ты на нем в хоккей играешь,
    Очень скользкий, аж летаешь.
    А еще прозрачен очень,
    Как стекло он, между прочим.

    На морозе - камень,
    А положишь в пламень:
    Ой!
    Станет он водой,
    Пламя он зальёт-
    Это скользкий.. 

     Не резвятся утки
    В речке третьи сутки!
    Покрылась речонка
    Прозрачной клеёнкой.

    Может крепко толстым слоем
    Тротуар закрыть собою,
    Не ходьба теперь, потеха,
    Оттолкнись - и можно ехать

    Рефлексия: постепенное движение от простого к более сложному, темп занятий,  сменяемость видов деятельности, привлечение детей к дискуссии, организация пятиминуток подвижных игр, позволили сохранить внимание и интерес к выбранной теме дня на протяжении всего периода, что способствовало более прочному усвоению полученных знаний.  В целом, считаю,  выбранная мною форма работы позволила расширить и закрепить имевшиеся знания детей на фоне эмоционального отклика и детской инициативы.

    Список использованной литературы:

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, М., Мозаика-Синтез, 2015

    Научные опыты с водой, В.Г. Зарапин, А.О. Караваева,  М., Эксмо, 2014

    Айсберг на ковре, или во что поиграть с ребенком, А. Ванякина, М., Манн, Иванов и Фербер, 2015

    Эксперименты и открытия, А. Вайнхольд, М, Издательский дом «Аркаим», 2010

    Горячие факты про лед,  Л. Шеберг, М., Самокат, 2015,

    Антарктида, Ф. Конюхов, М., Настя и Никита, 2014

    Лед. Факты, находки, открытия, Р. Уэйд, М., Махаон, 2011

    Лего Книга игр, Д. Липковиц, М., Эксмо, 2015


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования. Образовательная область "Познание"

    Конспекты (занятие № 1, № 2)  предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание" (работа с измерительными инструментами (линейкой))....

    План непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» Тема: «Путешествие в Антарктиду» для детей средней группы

    Развивать представления детей о геометрических фигурах. Продолжать знакомить с прямоугольником. Повторить количественный счет до 5. ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по области познание на тему «В поисках сокровищ» в старшей группе.

    Программное содержание:Обучающие задачи:1.       Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10 и на татарском языке.2.       Закре...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Путешествие в лес»Задачи:Образовательные:1.      Закрепить знания детей о деревьях;2.      Продолжать расширять, развивать диалогическую р...

    Конспект НОД в области «Познание» по ознакомлению с миром природы детей старшей группы «Деревья рядом с нами»

                         Конспект НОД в области «Познание» по ознакомлению     с...