Конспект НОД в области «Познание» по ознакомлению с миром природы детей старшей группы «Деревья рядом с нами»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Денисюк Наталья Вадимовна

                       Конспект НОД в области «Познание»

 по ознакомлению     с       миром природы детей старшей группы

                               «Деревья рядом с нами» 

                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp._zan._derevya_nashi_druzya_st._vozr.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект НОД в области «Познание»

 по ознакомлению     с       миром природы детей старшей группы

                               «Деревья рядом с нами»  

                                                             

                                                                        Воспитатель Денисюк Н.В.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе
  •  Формировать исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года

Развивающие:

  • Развивать воображение, творчество, познавательный интерес,  

мышление, умение анализировать, обобщать.  

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Речевые:

  • Активизировать словарь за счет слов: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, роща.

Предварительная работа: 

Беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание аудиозаписи, просмотр презентаций.

Ход занятия:

  1. Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.
  2. Наши друзья - это деревья!
  3. Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.
  4. Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
    (Дети: тополь, береза, ель, рябина, клен.)

Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева): «Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено. Рассмотри подробнее его, смотри не поленись: Ствол - дереву опора, убегает ввысь. Ты потрогай твердую древесную кору, надежно защищает

она дерево в бору. Создают прохладу под деревом

листочки, они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись, но елочной

иголкой, смотри, не уколись!»

-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок -у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок - ствол покрыт корой)

  1. Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок - через корни дерево
    получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). - Молодцы!
    Правильно назвали строение дерева.
  2. Посмотрите! А что это за дерево?
    Второй ребенок: рябина.

«Осень в город к нам пришла, Огоньки вокруг зажгла. Ярко- красный шарик-Это вовсе не фонарик. Прилетай скорее, птица,

На рябине покормиться!»

(С.А. Васильева)

-        Ребята! А кому и какую пользу она приносит?

(Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.) -А это что за дерево? Выходит третий ребенок:

«Листву  рассыпает  метель  золотая,  Я  в  парке

сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клена кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

 Осенние клены -цветов хороводы,

И желтый, и красный среди непогоды.

Найду я

                   зеленого капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета».

(С.А. Васильева)

-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью ...)

  1. Какого цвета бывают кленовые листья осенью?(Дети -желтые, красные)
  2. А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный,
    желто-зеленый лист)
  3. А теперь к какому дереву мы подошли? Выходит
    четвертый ребенок:

«Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

 По городу гуляя, встретишь его пух

Над улицей несутся сотни белых мух».

(С.А. Васильева.)

-Тополь, это дерево, которое растет в городе.

  1. Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (Дети: тополь- это
    городское дерево)
  2. Для чего в городе нужны деревья? (Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и
    вырабатывают кислород. Таким образом они очищают городской воздух)
  3. Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)
  4. Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр) Выходит пятый
    ребенок:

Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими.

-        А что говорят в народе о сосне?

  1. 1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,
  2. 2 ребенок « Всякая сосна своему бору шумит»
  3. Как выглядит сосна?

(Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна ,размножается шишками.)

  1. Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из
    осенних листьев. (Дети собирают листья)
  2. Как много красивых листьев собрали!
  3. А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
  4. Какая красивая тропинка получил ась !
  5. Вам нравится ребята? (ответы детей)
  6. Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)
    Пятый ребенок:

В белых платьицах подружки. Из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, Листья в косы заплели.

(С.А. Васильева)

-Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)

  1. у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
    (Дети: у березы)
  2. у каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( Дети: у березы)
  3. Какое значение имеет - листопад?

(Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.) -А сейчас, отгадайте загадки:

  1. В тишине осенних рощ
    Золотистый льется дождь. (Листопад)
  2. Весной вырастают,

А осенью опадают.        (Листья)

5.        Падают с ветки

Золотые монетки.        (Листочки)

  1. Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща.)
  2. А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща)
  3. Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончил ось наше занятие.

  1. Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас
    белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
  2. До новых встреч! До свидания!

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность в области "Познание" - Формирование целостной картины мира для детей старшего возраста на тему: «Правила дорожного движения.»

Цель: Закреплять правила дорожного движения. Задачи:1. Научить детей правилам поведения на улице.2. Закреплять знания дорожных знаков во время перехода через дорогу.3. Воспитывать уважение к води...

Конспект НОД Образовательная область " Познание" модуль " Ознакомление с миром природы" Тема: " Перелётные птицы".

Расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни....

«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

         Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...

Конспект по образовательной области "Познавательное развитие" ознакомление с миром природы . Тема : " Животные жарких стран"

Образовательные задачи :Закреплять представление детей о животных, обитающих в жарких странах, их внешнем виде, образе жизни и повадках.Развивающие задачи:Развивать связную речь. Уточнять , расширять ...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия с использованием моделей и наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста по рассказу К.Ушинского "Четыре желания"...