Конспект занятия по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Боронина Наталья Юрьевна

Конспект занятия с использованием моделей и наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста по рассказу К.Ушинского "Четыре желания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием моделей и наглядного материала для детей старшего возраста

Тема: «Времена года»

Цель: Создать условия для использования детьми моделей для активизации познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:  Способствовать формированию навыков графического моделирования; использование в работе по экологическому воспитанию различных видов символов (модель года, месяцы, признаки времен года).

Уточнить и закрепить представления детей о характерных особенностях времен года. 

Развивающие: Способствовать развитию  умения восстанавливать целостный образ по отдельным моделям; развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения;

закреплять названия времен года, месяцев и последовательность их наступления.

Воспитательные: Поддерживать интерес к окружающему миру природы; воспитывать в детях желание помогать тем, кто в этом нуждается.

Предшествующая работа:

  • Чтение рассказа К.Ушинского «Четыре желания»;
  • Наблюдение в природе;
  • Чтение стихотворений, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, картин разных времён года;
  • Работа с календарём природы;
  • Разгадывание загадок о временах года;
  • Знакомство с моделью года, со схемами времен года и месяцами;
  • Беседа о временах года;
  • Беседа о признаках и народных приметах времен года;
  • Рисование «Времена года»;
  • Настольные игры «Времена года», «Когда это бывает?»

Подготовка к занятию: расстановка мебели, перед ОД произведены влажная уборка и проветривание, игра малой подвижности перед ОД «Летает – не летает».

Материал:

  • Конверт и письмо от Мити;
  • Записная книжка Мити с заданиями;
  • Схемы месяцев года;
  • Схемы признаков времен года;
  • Модель года

Организация и методика проведения занятия

Структура занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Сюрпризный момент

Вопросы

Мотивационный момент

 - Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо от мальчика Мити из рассказа К.Ушинского «Четыре желания». И он прислал нам свою записную книжку.

-Ребята, вы помните этот рассказ и желания Мити?

-Что он хотел в этих желаниях?

- У Мити много вопросов по временам года, которые записаны в книжке. Он просит нас помочь найти на них ответы.

- Вы не против?

Дети стоят в кругу.

Дети слушают.

-Да, мы помним рассказ и желания Мити.

-Он хотел, чтобы всегда была зима (лето, осень, весна).

-Мы готовы помочь Мите.

Основная часть

Вопрос

Уточнение

Вопрос

Рассматривание

Художественное

слово

Поощрение

Вопросы

Рассматривание моделей

Вопросы

Действие с моделями

Художественное

слово

Уточнение

Объяснение

Вопрос

Динамическая пауза

Проблемный вопрос

Поощрение

Уточнение

Вопросы

Действия с моделями

Вопрос

Вопрос

Рассматривание моделей

Уточнение

Проблемный вопрос

Словесная игра

Поощрение

-Ребята, а так может быть, чтобы всегда была только зима?

-Это хорошо, что есть и зима, и лето, и осень, и весна. Каждое время года по-своему интересно и необходимо.

-С чем вы связываете каждое время года?

-Ребята, предлагаю посмотреть, что у Мити в записной книжке? (Воспитатель открывает и показывает детям книжку.)

-Ой, да здесь загадки, а ответов на них нет. Предлагаю вам их разгадать!

-Снег на полях,

 Лед на реках,

 Вьюга гуляет,

 Когда это бывает?

-Она приходит с ласкою

 И со своею сказкою.

 Волшебной палочкой   взмахнет,

  в лесу подснежник расцветет?

-Солнце припекает,

Рожь поспевает.
Когда это бывает?

-Пришла без красок

и без кисти,

И разукрасила все листья.

 -Молодцы! Все загадки разгадали.

-О чем же эти загадки?

-Сколько их?

(Воспитатель выставляет схемы времен года).

-Сейчас я все четыре времени года соединю вместе. Посмотрите, получилась схема целого года.

-Какими цветами обозначено каждое время года?

–Почему вы выбрали для времен года эти цвета? цвет?

-Предлагаю  распределить их в определенной последовательности.

-Слушайте следующую загадку: Двенадцать братьев друг за другом ходят,

Друг друга не обходят.

-Действительно у каждого времени года есть детки - братья месяцы.

Они тоже обозначены соответствующими символами. Только они разбежались. Нужно их собрать и соотнести с временем года.

-Назовите их, по сколько

«деток» в каждом времени года и сколько месяцев в году?

-Я приглашаю вас в удивительную прогулку по временам года.

Физкультминутка

Осень.

Осень. Листья опадают,

С ветерком они играют.

То вокруг себя кружатся,

То на плечи нам ложатся,

То, как крылышками машут,

То взлетают вверх бесстрашно.

Зима

Во дворе зима. Мороз

Щиплет пальчики и нос

А мы пальчики согреем,

Их погладим, пожалеем,

Спинки им потрем легко,

И станет пальчикам тепло.

Весна

Идет весна, и ручейки весело журчат,

Птицы с юга возвратились,

радостно галдят.

Все сугробы быстро тают,

С крыш сосульки повисают,

Быстро капли капают,

А кот их ловит лапою.

Лето

Топ – топ – топ – потопали,

В огород притопали,

Пропололи сорняки,

Грядки порыхлили

И водичкой теплою

Овощи полили!

-У Мити есть просьба: ему надо помочь разобраться в признаках времен года. Он их путает.

-Как ему помочь?

-Хорошая идея!

-Только сначала мы повторим, что обозначает здесь цвет каждого кружочка.

(Воспитатель выкладывает схему зимы.)

-Какое здесь время года?

-Как вы догадались?

-Саша, выложи схему твоего любимого времени года.

Саша: - Правильно.

В.: -Катя, выкладывай схему.

-Почему весной зеленый круг большой, а осенью - маленький?

В.: -Ира, предлагаю тебе выложить схему.

-Почему летом желтый круг большой, а зимой маленький?

В.: -Дети, предлагаю посмотреть на все схемы. Ребята, обратите внимание, а круги голубого цвета и зимой, и летом, и осенью, и весной одинаковые.

-Как вы думаете почему?

-Ребята, в книжке еще что-то написано, но только предложения не закончены.  Попробуем их закончить?

-А наши ответы я буду записывать и мы их отправим Мите.

Игра «Я начну, а ты продолжи!»

Белая зима –………………...

Февраль без снега – март….. Март без воды – апрель…… Весна поздняя – лето ………

Несколько радуг в небе означают …………………..

Если в солнечную погоду одуванчики закрываются –………………………………

Рано опала листва –……….

Кошка спит калачиком –

- Мы с вами выполнили последнюю просьбу Мити.

Как хорошо мы потрудились!!!

-Нет, так быть не может.

-Зимой мы играем в снежки, лепим снежную бабу, встречаем Новый год…

-Весной любуемся, как оживает природа: тает снег, распускаются листочки…

Летом мы любим купаться и загорать…

Осенью собираем урожай, ходим в лес за грибами…

Дети рассматривают записную книжку.

Дети соглашаются и слушают загадки.

-Зимой.

-Весна.

-Летом.

-Осень.

-О временах года.

-Четыре времени года.

Дети смотрят и слушают.

- Белый цвет – зима, зелёный цвет – весна, жёлтый цвет – осень, красный цвет- лето.

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

-Месяцы.

Дети выполняют задание.

Дети называют месяцы.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети слушают.

-Мы знаем модели признаков времен года. Мы можем Мите подарить их.

-Зеленый – растения; черный – почва;

голубой - вода, влага;

красный – тепло;

желтый - свет,

продолжительность дня и ночи.

-Зима.

-Черный круг заменен белым.

(Саша выполняет задание.)

Дети отвечают, что схема осени, так как

зеленый круг заменен желтым.

(Катя выкладывает схему весны.)

 -Деревья «голые», нет травы.

(Ира выкладывает схему лета.)

-Летом дни длиннее, а ночи короче, а зимой наоборот.

-Вода в реках и озерах есть во все времена года.  

-Вода в виде дождя летом, осенью, весной.

-В виде снега зимой.

Дети слушают.

-Да!

-зеленое лето.

-без воды.

-без травы.

-пригожее.

-продолжительный теплый дождь.

-будет дождь.

-к ранней зиме.

-на сильный мороз.

Дети радуются.

Заключительная часть

Поощрение, анализ

Вопросы

-Вот и помогли мы Мите разобраться с временами года и чтобы он все понял и ничего не забыл, мы все о чем говорили,  записали ему в блокнот, и подарили  модели.

-Ребята, интересные были задания?

-Какие  запомнились?

-Какое задание было трудным?

-Почему мы быстро справились с заданиями?

-Я думаю, что Митя будет очень рад, когда получит наше письмо.

Дети слушают.

Ответы детей

-Потому что мы делали все вместе, друг другу помогали.

Дети радуются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы для старшего дошкольного возраста.Подземные сокровища нашей земли.

закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, добываемых в нашем регионе, их свойствах и применении.                         ...

Годовое календарное планирование по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) детей старшего дошкольного возраста.

Целью моей педагогической деятельности является на данный момент: обогащение экологическх предствлений детей через дидактические игры и пособия. Мною было разработано перспективное годовое планировани...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»

Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный....

Конспект занятия (ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста ) тема «Узнай и назови овощи»

Конспект занятия (ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста )  тема «Узнай и назови овощи»Задачи:познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепит...

Аттестационный материал по теме Информационно-коммуникативные технологии как средство ознакомления с миром природы детей старшего дошкольного возраста.

Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой):Познакомить детей  старшего дошкольного во...

Система работы по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативных технологий.

Система работы по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста с применениеминформационно-коммуникативных технологий....