нод по ФЦКМ игра - путешествие "В мир природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

охотникова наталия валентиновна

НОД направлена на закрепление полученных знаний о мире природы,  увлекательное путешествие не оставит никого равнодушным, т.к дети являются активными участниками на протяжении всей НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

НОД : «Игра путешествие  «В мир природы».

Цель: Закрепить знания о  характерных особенностях времени года осень путём применения игровой формы обучения.

Задачи.

Обучающие:
• Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
• Побуждать детей устанавливать связи между сезонными изменениями
в природе и поведением животных и птиц;
• Закрепить знание детей о грибах; определять съедобные грибы;
• Самостоятельно решать проблемные ситуации;
• Закрепить знания по ОБЖ.
• Побуждать детей строить развернутый ответ на вопросы.

Развивающие:
— Развивать речь детей, память, внимание, мышление и воображение.
— Развивать желание участвовать в совместных игровых действиях;
— Развивать навыки содружества педагога и детей, групповую сплоченность.

Воспитывающие:

• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Вызвать интерес и желание участвовать в путешествии.
• Дать возможность ребенку выразить свое настроение.

Материалы: презентация;; листы с заданиями; ёлка; корзинки для листьев. «камешки» с картинками животных и птиц; магнитная доска; магниты; шнуры.

Предварительная работа:
Беседы об осени, ее признаках; о грибах. Рассматривание картин на осеннюю тематику.
Знакомство с животным миром (подготовка к зиме). Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года».

Ход занятия

Дети входят в зал.
Зал оформлен как «осенний лес». Стоят макеты деревьев: береза, рябина, дуб, ель, сосна, вокруг «листья».

Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня рано утром прилетела сорока – белобока и принесла в клюве вот это письмо (береста, свернутая в рулон).

Дорогие ребята!

Пишет вам ваш друг – Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в летний лес, а сейчас я приглашаю вас  в осенний  лес. Посылаю вам план, как добраться  до моей лесной полянки, и подсказки, которые помогут вам сориентироваться. До встречи! Ваш друг Лесовичок!

Как вы думаете. На чем можно поехать в лес?

Воспитатель: Мы поедем с вами на поезде.

 1слайд  «Поезд у перрона» Поезд ждет нас на перроне.
— Прежде чем сесть в поезд, что мы должны сделать?
Дети: Мы должны взять в кассе билет.
Воспитатель: Теперь послушайте меня внимательно. Сейчас вы возьмёте в кассе билет (На каждом билете есть картинка. «Определяем кто живет в лесу»)
(Напротив экрана стоят стульчики, составляющие три вагона с номерами , на билете указан номер вагона).
Воспитатель: Теперь по одному подходите к кассе, берите билет и садитесь в свой вагон. На каждом вагоне висит номер. Не толкайтесь, места всем хватит.
(Дети берут билеты и садятся в вагоны)
Воспитатель: Все сели? Назовите пожалуйста сегодняшнее число, месяц и день. Молодцы! (Сегодня 28 октября, среда и мы отправляемся в наше путешествие.

2 слайд «Осенний лес с падающими листьями»

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно поезда.
Что вы видите? Какое время года у нас сейчас?
Дети: Мы видим осеннюю природу. Сейчас осень.
Воспитатель: По каким приметам вы догадались?
Дети: Везде желтые листья. Листопад.
Воспитатель: Какие ещё приметы осени вы знаете?
(Дети перечисляют приметы).


 3 слайд.  «Лесной пейзаж с Лесовичком»

Воспитатель: Посмотрите в наше «волшебное» окошко. Кто это нас встречает в осеннем лесу?  (Ответы детей)
Воспитатель: Это хранитель леса «Лесовичок».

 - Ребята, чувствуете, какой воздух в лесу? Давайте немного вдохнем чистого,  лесного воздуха. Набираем воздух полной грудью, и выдыхаем медленно через рот. Молодцы! Вот мы и стали еще здоровее.

4 слайд.  «Лесовичок и знак вопроса»

Воспитатель: Ребята, а что это за знак появился около лесовичка?
Дети: Это знак вопроса.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем он тут появился?
Дети: Лесовичок хочет нас о чем-то спросить.
Воспитатель: Давайте посмотрим, о чём он хочет спросить

5 слайд. «Предметы»

Дети: Лесовичок хочет узнать, что можно взять, когда идешь в лес.
Воспитатель: Правильно. Выберите эти предметы и объясните свой выбор. (Дети выбирают и объясняют свой выбор)

6 слайд «Правильный ответ»

Воспитатель: Вы правильно ответили на вопрос Лесовичка, теперь нам можно идти дальше.

7 слайд «Тропинка в осеннем лесу»

Воспитатель: А вот и тропинка. Пойдемте по ней. (Дети проходят между двух шнуров, обходят зигзагом кубы – «кочки» и выходят на ковер).
Воспитатель: Посмотрите, мы вышли на полянку. Давайте немножко разомнёмся и отдохнём.

Физкультминутка «Ветер по лесу летал…»

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения рук над головой).
Ветер листики считал: (
Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (
Приседают и спокойно укладывают ладони на ковер)

Воспитатель: Посмотрите сколько листочков на нашей полянке, давайте найдем « С какого дерева упал листок» (На стене прикреплена картинка дерева и стоит корзинка , складываем листья)

8  слайд. «Вопрос про грибы»

Воспитатель: Ой, смотрите, в «волшебном» окне опять появился Лесовичок.
Как вы думаете, о чем он хочет спросить?
Дети: Лесовичок хочет спросить про грибы.
Воспитатель: Правильно. Он приготовил вам загадки.

В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... (лисички) Слайд 9

На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются… (опята) Слайд 10.

Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка) Слайд 11.

Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (Рыжик)  Слайд 12.

Он стремится на простор –

Для лесных полян узор.

Как бы он ни нарядился –

но в еду не пригодился!(Мухомор)  Слайд 13

14 слайд «Карта»

Воспитатель: Как вы думаете, что нам надо сделать?
Дети: Нам надо перейти речку, повернуть направо и подойти к елке.
Воспитатель: В путь, друзья!
(На берегу реки – два параллельных шнура, разложены «камешки» ( три конверта разных цветов в них задание на подгруппу один конверт – перелетные птицы, второй конверт – предметы осени, третий конверт животные как к зиме готовятся)..
Воспитатель:
 Как же нам перейти речку? (Дети предлагают переплыть)
Воспитатель: Вы забыли, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года – осень.
Воспитатель: Мы можем осенью переплыть речку?
Дети: Осенью нельзя переплывать речку, потому что вода холодная.
Воспитатель: Давайте внимательно осмотрим берег.
(
Дети замечают на одном из камешков записку. Воспитатель читает: «Перейти речку можно только по камешкам если вы выполните задания.

Воспитатель: Вы должны выполнить задания в конвертах , если вы правильно его выполните , то сможете положить камушек в речку, перейти на другой берег и ждать остальных. В лесу надо быть осторожными, не разбегаться, а держаться всем вместе.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Теперь вспомните схему Лесовичка, куда нам идти дальше? (Дети отвечают и подходят к елке у елки находят глобус и свечу)

Воспитатель: Для чего эти предметы здесь, не поиму, может быть вы догадались? Я кажется знаю. Свеча нам что дает? Свет и тепло, мне кажется, что в осеннем лесу не хватает солнца. Какое солнце сейчас?

Воспитатель: Какое солнце было летом?

Дети: Яркое.

Воспитатель: Почему оно меньше светит?

Дети: Дни стали короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: Почему оно меньше греет?

Дети: Меньше находится на небе, чем летом.

Воспитатель: Хотите узнать точнее, почему так происходит?

Солнце - это большой, раскаленный шар. Земля вращается вокруг солнца и одновременно вокруг себя. В результате этого, на земле сменяются времена года и части суток. Проведем опыт.

 Опыт с глобусом и со свечей.

Зажигаем настольную свечу. Это солнце. Вокруг свечи вращается мяч. Это макет земли. Определяем, с какой стороны будет зима, с какой стороны будет лето, с какой стороны - осень и весна. Когда лучи от «солнца» падают прямо, то на земле тепло и это лето. Если лучи солнца падают под углом, то на земле осень или весна. Чем дальше относит шарик от свечки, тем меньше света на него падает, на земле наступает зима. (Дети проделывают опыт сами под наблюдением.)

Вывод: Если лучи солнца падают под углом, то на земле наступает осень.

Вопросы для размышления:

Воспитатель: Что было бы, если солнце светило всегда одинаково?

Дети: То не было бы осени, зимы, весны.

Воспитатель: Что было бы, если б не было солнца?

Воспитатель:. Нам пора возвращаться в детский сад.

15  слайд «Осенний лес»

(Под елкой стоит корзинка с природным материалом - подарками)
Воспитатель: Лесовичок оставил вам подарки, но мы сейчас спешим на поезд, поэтому возьмём их с собой и рассмотрим в детском саду. Пойдёмте дальше.

16  слайд «Поезд»

Воспитатель: Вот и наш поезд. Садитесь в вагоны. (Дети занимают свои места)
Поехали!

17  слайд «Осенний лес»

Воспитатель: Понравилось ли вам наше путешествие? Какие задания вам больше всего запомнились и понравились? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на волшебный экран, животные пришли вас проводить. Каких животных вы видите?

18  слайд «Животные»

(В осеннем лесу помещены анимационные фигурки животных: лось- жует листву,
заяц жует траву, волк- воет, лиса- поворачивает голову, ёж- подмигивает).
Воспитатель: Животным понравилось, как вы себя вели в лесу. Расскажите, кто что делает?
(Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Давайте прочитаем для них стихотворение. (Дети читают стихотворение
В. Пальчинскайте «У лисы в лесу глухом…»

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Под кустами еж колючий
Нагребает листьев кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель: Вот мы и приехали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект игра-путешествие "Мы друзья природы"

Цель: закрепить у детей  знания о правилах поведения в природе. Учить бережному отношению к природе и друг к другу.Материал: инсценировку проводят в музыкальном зале.Роли нарушителей исполняют пе...

Квест игра "Путешествие по природе родного края" на татарском языке

Дети отправляются в путешествие,чтобы спасти Природу и собрать для неё травы для приготовления волшебного напитка.На пути им встречаюся Сова,Лесовичок,Фея цветов.Они дают детям травы.Дети играют ,реша...

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

       Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...

Дидактическая игра «Игра-путешествие в мир природы»

Ухудшение экологической обстановки на земном шаре стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Задача педагога и родителя – научить детей относиться к каждому живому организму,...

Литературная игра – путешествие «Загадки природы» посвященное 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина.

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством писателя М.М.Пришвина; воспитывать любовь к родной природе....

Игра- путешествие "Путешествие защитников природы"

Формирование представлений детей об экологических проблемах и способах решения в процессе выполнения заданий в игре- путешествии....