Конспект НОД "Осень в гости к нам пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Штангеева Елена Павловна

Данный конспект  может использоваться на занятиях детей 4-5 лет (средняя группа). На данном занятии используются загадки, дидактические и подвижные игры, а так же и нетрадиционная техника рисования- рисование ладошкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_osen_v_gosti_k_nam_prishla.docx24.76 КБ
Файл osen_v_gosti_k_nam_prishla.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей средней группы на тему: «Осень в гости к нам пришла»

Автор: Штангеева Елена Павловна,

воспитатель  ДОУ МКОУ Кантемировская ООШ,

р.п. Кантемировка, Воронежская область 


Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 — 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: уточнить знания детей об осенних явлениях природы на основе знаний существенных признаков сезона.

Задачи: 

1.Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (моросящие затяжные дожди, листопад, снижение температуры воздуха).

Закрепить и конкретизировать знания о перелётных и зимующих птицах.

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью и подготовке зверей к зимовке.

2. Развивать интеллектуальные способности, любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение отгадывать загадки.
Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, обогащать словарный запас по теме.

3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, заботливое отношение к окружающему миру, желание любоваться красотой осенних пейзажей.

Предварительная работа: рассматривание картин и репродукций об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок, рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы. 


Действующие лица: воспитатель в костюме Осени, ведущий, дети в костюмах белки, ежа и медведя.


Оборудование: презентация на тему « Осень в гости к нам пришла», сюжетные картины с изображением времён года, букет жёлтых осенних листьев, корзинка,   предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, яблоко, кисть винограда, морковка, капуста, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей; ½ альбомного листа, гуашевые краски, салфетки на каждого ребёнка.

Организация непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие  пришла гостья. Угадайте, кто она?

                «  Желтой краской крашу я
                  Поле, лес, долины.
                  И люблю я шум дождя,
                  Назови-ка ты меня!»

Дети: Осень.

Воспитатель: Да, ребята, вы правильно отгадали загадку. ( Входит Осень.  У неё в руках  букет жёлтых осенних листьев.)

Осень: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что пришла в гости к вам. Сегодня на занятии мы с вами вспомним приметы осени. А сейчас послушайте загадку:

      « Листья желтые летят,

         Падают, кружатся,

         И под ноги просто так

         Как ковер ложатся!

         Что за желтый снегопад?

         Это просто …»

Дети:  Листопад (см. слайд 3и4)

Осень: Кто знает, почему осенью опадают листья с деревьев?

Дети: Деревья готовятся к зиме, ко сну.

Осень: Верно, осенью прекращается сокодвижение.

Воспитатель: Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте (см. 2 слайд, чтение стихотворения)

-С чем поэт сравнивает деревья?

-Какие чудеса дарит осень?

Осень: Давайте вспомним другие приметы (дети перечисляют приметы)

-Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают? (см. слайд 10)

-Назовите птиц, которые улетают от нас?

Дети: Грачи, утки, скворцы, ласточки.

Осень: Как одним словом их можно назвать?

Дети: Перелётные.

Осень: А как назовём птиц, которые остаются с нами зимовать?

Дети: Зимующие.

Осень: Назовите зимующих птиц (ворона, воробей, синица, голубь)

-Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.

-Что для птиц страшнее, холод или голод?

-Как мы можем помочь птицам зимой?

-Следующая загадка:

       «  Шумит он в поле и в саду,
          А в дом не попадет,
          И никуда я не иду,
          Покуда он идет»

Дети: Дождь (см. слайд 5и6)

Осень: Когда на улице идёт дождь, то погода какая?

Дети: Дождливая, сырая. Небо становится хмурым.

Осень: А после дождя чего появляется много в лесу?

Дети: Грибов ( см. 7,8 слайд)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру  «Солнышко и дождик»:

         Ярко светит солнышко (дети свободно гуляют по группе)

         Тучки собираются, дождик начинается (дети прячутся  под зонтиком)

Осень: Давайте вспомним ещё одну примету. Я буду начинать фразу, а вы - заканчивать.

           -Принесла я вам муки!

Дети:- Значит, будут пирожки!

Осень:- Принесла вам овощей!

Дети: - И для супа, и для щей!

Осень: - Рады ли вы грушам?

Дети: - Мы их впрок насушим!

Осень: - А уж яблоки, что мёд!

Дети: - На варенье, на компот!

(см. 9 слайд)

 (Осень берёт в руки корзинку и загадывает загадки, ответ-отгадку достаёт из корзинки)

Осень: «Загляни в осенний сад              
              Чудо - Мячики висят.
              Красноватый, спелый бок
              Ребятишкам на зубок»

Дети: Яблоко.

Осень: «Гроздья крупные висят,
              Как янтарь они горят.
              Сок из ягодок приятный:
              Вкусный, сладкий, ароматный.
             Этой ягоде я рад,
             Обожаю...»

Дети: Виноград.

Осень: «Рыженькая как лисица
               Но, сидит она в темнице,
               Хвост над грядкой держит ловко
               Называется …»

Дети: Морковка.

Осень: «Словно девица на грядке,
               Сто рубашек в беспорядке.
               В бочках солят её густо...
               Как зовут её? …»

Дети: Капуста.

(Воспитатель проводит игру «Соберём урожай»: девочки собирают в одну корзину фрукты, а мальчики собирают в другую корзину овощи, и кто быстрее соберёт)

Осень: Ребята, вы  забыли ещё про одну примету (показ слайдов 11 и 12)

-Кто здесь изображён?

- Расскажите как готовятся к зиме ёж, белка, медведь?

(Выходят дети в костюмах ежа, белки, медведя)

Ёжик: Я устроил себе зимнее жилище под старой, поваленной елью. Натаскал туда старые травинки, сучки, хвою, а сверху уложил мягкие листья. В кладовых у меня заготовлены сухие грибы, ягоды, сладкие корешки.

Белка: В отличие от многих зверей, впадающих на зиму в спячку, я  бодрствую всю зиму. Осенью я  собираю  жёлуди, орехи, прячу их в дупла деревьев, в траву и мох. Заготавливаю  для себя и грибы, которые сушу  на ветвях или на пнях. Не забываю менять летнюю шубу на зимнюю.

Медведь: Я зимую в укромной берлоге под упавшим деревом. К зимней спячке стараюсь накопить много жира, поэтому ем рыбу и орехи. Зимой я не сосу свою лапу, а слизываю свою старую кожу, которая зимой начинает шелушиться.

Осень: Ребята, а давайте поиграем с нашими зверюшками.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте нарисуем нашей гостье разноцветные осенние листочки. Только рисовать мы будем не красками и не карандашами, а своими ладошками ( дети раскрашивают свои ладошки красной, жёлтой, оранжевой гуашью и печатают ладошками на листах)

  Практическая деятельность детей «Разноцветные ладошки» 

Осень: Какие красивые листочки  вы нарисовали! Молодцы! Но пришла пора прощаться.

-До свидания, ребята! До свидания, детский сад!

Воспитатель: Вот  мы и попрощались с нашей гостьей.

- О чём мы сегодня говорили на занятии?

-Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Ребята, запомните, что нужно не только восхищаться красотой природы, но и оберегать её!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет сеть куда-то. Дождь и жухлая трава В сонной чаще ночью Непонятные слова До утра бормочут. М. Геллер Осень

Слайд 2

Меняется окраска листьев

Слайд 3

Начинается листопад

Слайд 4

Небо становится хмурым

Слайд 5

Всё чаще идут дожди

Слайд 6

В лесу много грибов

Слайд 7

На улице становится холоднее

Слайд 8

Созревают овощи и фрукты

Слайд 9

Перелётные птицы улетают в тёплые края

Слайд 10

Звери готовятся к зимней спячке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "В гости к нам пришла Зимушка- Зима"

Конспект НОД " В гости к нам пришла Зимушка- Зима", образовательная область музыка.Возраст 6-7лет. Направление " Здоровьесберегающие технологии". Вид занятия- логоритмическое занят...

Конспект занятия "В гости к нам пришла Матрёшка"

Конспект занятия в первой младшей группе.Тема: «В гости к нам пришла Матрёшка»...

конспект занятия "В гости к нам пришли матрешки" ( игровое занятие с использованием песочной терапии)

Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Они трогают сердце, питают любовь к своему народу. М.Е.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркал...

Конспект занятия "В гости к нам пришла весна"

Конспект открытого занятия с детьми 2-3 лет...

Конспект «Кошка в гости к нам пришла»

интегрированное занятие для детей второй группы раннего возраста с применением здоровьесберегающих технологий) Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие, физическое  развит...

Конспект нод "В гости к нам пришли матрешки"

Конспект нод "В гости к нам пришли матрешки"...