Беседа : «СЕКРЕТЫ МАТРЕШКИ».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Баландина Евгения Вячеславовна

Цель:

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом.

Задачи:

1.       Продолжать знакомить детей с русским народным промыслом по изготовлению матрешки.

2.       Учить видеть красоту деревянной игрушки, её выразительность, образность, особенности росписи.

3.       Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

4.       Развивать умение детей составлять описательные рассказы по мнемо-таблице.

5.       Содействовать развитию речи воспитанников: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности, повышать ее выразительность.

6.       Формирование у детей интереса к народному декоративно – прикладному искусству.

7.       Способствовать развитию эстетического вкуса и восприятия.

Воспитывать чувство гордости и уважения к мастерам народных 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

г. Новосибирска «Детский сад №249 «Колобок» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития и

оздоровления всех воспитанников»

Беседа

во 2-ой старшей логопедической группе:

«СЕКРЕТЫ МАТРЕШКИ».

Воспитатель 2-ой старшей группы:

Баландина Е.В.

Казакова В.А.

Новосибирск 2016г.

Цель:

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с русским народным промыслом по изготовлению матрешки.
  2. Учить видеть красоту деревянной игрушки, её выразительность, образность, особенности росписи.
  3. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
  4. Развивать умение детей составлять описательные рассказы по мнемо-таблице.
  5. Содействовать развитию речи воспитанников: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности, повышать ее выразительность.
  6. Формирование у детей интереса к народному декоративно – прикладному искусству.
  7. Способствовать развитию эстетического вкуса и восприятия.
  8. Воспитывать чувство гордости и уважения к мастерам народных Оборудование:

Мнемо-таблица со схемой составления описательного рассказа об игрушке,

Матрешки «Загорская» и «Семеновская», фланелеграф.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Игровая мотивация:

В начале дня до приема детей повесить карту России с отмеченными значками на ней, города связанные с центрами создания матрешек.

Воспитатель:

Ребята,  а что это у нас за неизвестная карта… а кто-нибудь знает что это за значки, отмеченные на карте…кажется я догадалась…хотите узнать что такого есть в этих городах? Тогда я предлагаю отправиться на нашем веселом автобусе (автобус из стульев)путешествовать по нашей любимой стране России. И так поехали…

Первая станция, на которой  мы совершаем остановку это город Семёнов. Чем же известен этот город? Здесь делают известные на весь мир «Семёновские матрешки» вот они. Посмотрите какие они яркие и красивые!

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на Загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая, расписная, веселая , милая,деревянная игрушка- матрешка.

А теперь, рассказать о Семеновской матрешке нам попробует…

Вот какая наша замечательная матрешка Семеновская, а теперь мы дружно встали и с матрешкой поплясали…

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись.(Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Ну что-ж отправляемся дальше…в следующий пункт нашей карты.

Вторая станция,мы прибыли в  Сергиев Посад… (достаем матрешку Загорскую)…

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть

Может  - три, а может – шесть

Разрумянилась немножко

Это русская …… (матрешка)

Здесь тоже живут матрешки но совсем другие… Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, приемом тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

А теперь нам попробует рассказать о Загорской матрёшке…

Воспитатель, чтобы пальчики отдохнули, давайте сделаем гимнастику с карандашами.

Дети катают карандаш между ладонями со словами:

                С матрешкой буду я дружить,

                И буду я ее кружить.

                Закружу, закружу….

                Вот как с нею я дружу.

Воспитатель.Давайте внимательно посмотрим на них, все ли матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга.

Отвечают дети: Они отличаются элементами росписи, но каждая одета в свой костюм…

Воспитатель.Ребята, какими словами  можно похвалить матрёшек.

Ответы детей: веселые, яркие, нарядные, расписные, забавные, красочные, живописные, праздничные, радостные…

Матрёшка завоевала весь мир, и продают её во многих странах как символ России.

                                   Матрёшки русские

                                   По свету славятся

                                   На них взгляните вы-

                                   Чем не красавица?

Воспитатель. Молодцы ребята, сегодня мы с вами узнали где живут народные мастера,  как расписывают матрешку. А  мы с вами отправимся в наш детский сад. На занятии вы были дружными, внимательными, узнали много интересного,  а что для себя вы узнали нового ?…(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы "Секреты здоровья от Доктора Айболита"

Цель: Формирование представления о здоровье и закрепление навыков культурно-гигиенического поведения.Задачи:  1. Закрепить у детей знания о здоровом образе жизни...

Образовательная деятельность по художественному – эстетическому развитию в нетрадиционной форме"Секрет Матрешки"

Цель: Расширить   художественно - творческие способности детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования. Задачи:1. Расширять представления детей о...

Беседа "СЕКРЕТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Расскажите ребёнку о своей работе, а так же о работе близких: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, городу, стране. Расскажите, что вам нравиться в вашей работе, каких нравственных кач...

Беседа "Секреты дружбы"

Обобщение  знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»; формирование  представление детей о ...

Беседа "Секреты дружбы" для среднего дошкольного возраста

Беседа "Секреты дружбы" для детей среднего дошкольного возраста направлена на обобщение и расширение знаний детей о таких понятиях как "друг" и "дружба".Данная беседа поз...

квест-игра "Секрет Матрешки"

Квест- игра «Секрет Матрешки»Форма организации педагогического мероприятия –групповаяВозраст детей – 4-5 летОбразовательная область: речевое и познавательноеЦель: организовать ...