Конспект НОД "Горы в снегу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ломакина Людмила Петровна

Знакомство детей с горами планеты

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gory_.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

             Конспект  комплексной  НОД  в подготовительной группе

                 по  художественно - эстетическому развитию.

                      «Горы в снегу»

ЦЕЛЬ:

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

3. Формировать умение детей наклеивать бумагу, предварительно сминая ее,  рисовать манкой снег на вершинах  гор, с помощью гречки изображать камни. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и ими любоваться.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Активизировать словарь детей за счет слов: геологи, пологие, крутые, снежные.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: глобус; иллюстрации «Горы России», «Животные и птицы,  живущие в горах России»; загадки о горах и о глобусе; музыкальная запись, салфетки, раздаточный материал по ИЗО.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- беседа о горах;

- рассматривание камней в НОД и в свободное время;

- чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;

- работа с пазлами на тему «Горы»;

- заучивание стихотворений о горах.

Ход занятия:

Звучит красивая музыка.

Воспитатель: Ребята, послушайте, какая звучит красивая музыка, слышится пение птиц. Чья же это музыка?

Загадка.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры -

Знаешь ты, что это … (горы)

Воспитатель: Это музыка гор.

Давайте поговорим о горах. Отгадайте загадку.

Загадка.

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус)

Рассматривание глобуса.

Воспитатель: Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

Воспитатель: Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)

Беседа о горах.

Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)

- Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет.

Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.

Воспитатель: Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему наверху холодно? (Ответы детей)

Воспитатель:  Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли.

Ребята, по камням ученые (геологи) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.

Воспитатель: А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

Воспитатель: Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб)

-Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).

-А еще в горах есть чистейшие озера и реки.

Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека. Многие поэты слагали стихи.

Послушайте стихотворения  о  горах.

Дети читают стихи.

Давайте с вами попутешествуем по горам. Закройте глаза.

Рекласация «Горы». 

Воспитатель: Представьте, что мы с вами стоим у подножия гор. Легко дышится свежим горным воздухом.  Вокруг поют птички. Светит солнышко. Оно ласкает наши щечки, ручки, животик, ножки. Вы ощущаете себя спокойно, легко. Открыли глаза.  Сложим руки перед собой, плавно поднимем повыше ладошки, как бы берем солнышко в руки, разводим в стороны и говорим: «Спасибо, солнцу, спасибо горам, вы силу и радость приносите нам». Дети повторяют.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось гулять в горах? (Да).

Сели за столы.

Воспитатель: Как мы говорили, горы образуются в результате движения земли. Они бывают пологие, острые, черные, коричневые, покрытые зеленью.

Работа с салфетками.

Воспитатель: Возьмите салфетку и покажите движение земли, а теперь гору (дети показывают гору пологую и остроконечную). Кулак – гора пологая, палец – остроконечная.

- Молодцы. Давайте изобразим на картинках горы.  Мы сначала приклеим траву, затем сомнем бумагу, намажем ее клеем и приклеим ее,  а потом с помощью манки и гречки изобразим снег на вершинах гор, у подножия  гор - камни. С помощью карандашей изобразите птиц, цветы, солнце.

Показ образца рисунка,  рассматривание рисунка и  алгоритма рисования.

 Показ посыпания вершин манкой, расположение  камней у подножия гор.

Воспитатель: Когда люди путешествуют и гуляют в горах, у них всегда должно быть хорошее настроение.

Встали.  Физминутка «Вот так».

Сели за столы.

Воспитатель: Мы будем работать нашими волшебными пальчиками, давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Работа за столами. Дети изображают  горы.

- Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

Анализ НОД. 

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами изображали на картинке?

Ответы детей.

-Что вам понравилось?

-Что не получилось?

Показ карточек – настроений (кругов)

Конец.

                                                Самоанализ

комплексной непосредственно - образовательной деятельности детей подготовительной группы

                                          на тему: «Горы в снегу»

Цель: Познакомить детей с нетрадиционным способом аппликации – смятие  бумаги, рисования манной крупой.

  Задачи НОД:

 Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

- развивать интерес к нетрадиционному способу аппликации смятию бумаги и  рисования манной крупой;    

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- формировать умение ориентироваться в ограниченном пространстве( доска,  лист бумаги (слева – справа, вверху – внизу, в середине).

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

- развивать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

При проведении непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемые САНиПИН: проведены: влажная уборка, проветривание; освещение, время проведения, продолжительность самой деятельности соответствуют нормативным требованиям. Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя, передвижения), физкультурная  минутка, пальчиковая гимнастика, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.

При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей  и задач учитывалось:

  • Интегрированный подход к организации образовательного процесса (в программном содержании прослеживается единство образовательных, развивающих и воспитывающих задач).
  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии.
  • Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
  • Разнообразие видов детской деятельности.
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Вводная часть образовательной деятельности направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации.

В данной части образовательной деятельности использовалось сочетание наглядных, словесных и практических методов.

В основной части образовательной деятельности использовалась  интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, музыка.  Так же в ней прошло развертывание самой образовательной ситуации. В ходе, которой решались поставленные задачи:

  1. Учить детей нетрадиционному способу аппликации - смятие бумаги, рисования - манной крупой;
  2. Закреплять навык рисования контура предмета карандашом;
  1. Формировать умение ориентироваться в ограниченном пространстве (доска,  лист бумаги (слева – справа, вверху – внизу, в середине).
  2. Систематически вводить в словарь детей качественные прилагательные.

Заключительная часть образовательной деятельности – это подведение результата образовательной деятельности.

Дети были доброжелательными, внимательными, правильно выполняли последовательность изображения гор, ориентировались на ограниченной плоскости.

Работы детей оценивали сами дети и  педагог.

Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила  через  моральное поощрение (похвала, одобрение) в конце  игрового общения,  с помощью вопросов (Что ты дома расскажешь о нашем путешествии по горам? Чему ты научился? Что не получилось?).  Мне удалось закрепить положительные эмоции и  новые знания, приобретенные детьми.

    Характеристика педагога:

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы:

- групповая;

- индивидуальная.

Части образовательной деятельности были логически связаны друг с другом.

Разнообразие и оптимальное сочетание видов деятельности, методических приемов способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной и речевой активности у детей.

  На протяжении всего путешествия особое внимание  уделялось речевой культуре детей. Постоянно старалась поддерживать детский познавательный  интерес эмоциональной и интонационно выразительной речью, использованием  художественного слова.

  Обращаясь к детям, использовала лаконичные доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Считаю, что мне удалось наладить живое общение при взаимодействии с детьми.

Вывод:

Я считаю, что поставленные мною задачи реализованы.

С  сожалением могу отметить, что не всегда мною  четко были сформулированы  вопросы к детям.

В дальнейшем планирую:

  • повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Волшебный снег"

Конспект НОД "Волшебный снег"...

Конспект НОД "Свойства снега""

Конспект разработан для детей 2-3 лет...

Конспект "Что такое снег и лед?"

Материал помогает конкретизировать и углубить представление детей о том, что снег и лед - это вода, изменивщая свое состояние вследствие изменения температуры. Через опыты сравнить свойства снега и ль...

Конспект НОД Тема: "Снег"

Занятие с использованием элементов технологии ТРИЗ...

Конспект НОД "Праздник снега"

Конспект НОД  "Праздник снега"...

Конспект по рисованию Снег идет

Конспект по рисованию Снег идет...

Конспект по экспериментированию "Снег и лед"

План-конспект по экспериментированию в подготовительной группе "Снег и лед"...