Интегрированное занятие "На помощь к птицам"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Данное занятие предназначено для детей 6-8 лет. Является итоговым занятием по теме "Зимующие птицы".

Цель: закрепление знаний детей о зимующих птицах Коми края посредством интеграции изучаемых предметов: ознакомление с окружающим миром, математикой, развитие речи, ознакомление с художественной литературой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес

План – конспект интегрированного занятия

Объединение «Школа будущего первоклассника»

     Подпрограммы:

«Живулька» - ознакомление с окружающим миром

«Занимательная математика»

«Книголюб»

«Родной язык»- развитие речи

1-й год обучения

Возраст обучающихся 6 - 7 лет

               

Тема: «На помощь к птицам»

Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности

                                                                                  Педагог дополнительного образования детей

Печерская Людмила Михайловна

1-й квалификационной категории

Нижний Одес

2016 год

1. Тема занятия: «На помощь к птицам!».

2. Возраст обучающихся: 6-7 лет

3. Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности

4. Продолжительность занятия: 30 минут.

5. Цель: закрепление знаний детей о зимующих птицах Коми края посредством интеграции изучаемых предметов: ознакомление с окружающим миром, математикой, развитие речи, ознакомление с художественной литературой.

6. Задачи:

Обучающие

Ознакомление с окружающим миром: обобщение знаний детей о зимующих птицах Коми республики, с их особенностями, закрепление понятий: «тайга», «SOS»,

Математика: совершенствование  навыков порядкового и количественного счёта в пределах 10; продолжение формирования умения детей решать простые арифметические задачи, примеры, используя числа и знаки; формировать представления детей о составе числа.

Развитие речи: развитие монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, обогащение словарного запаса детей (тайга, конвенция).

Ознакомление с художественной литературой: развитие интереса к художественной и познавательной литературе.

Развивающие.

  • Развитие у детей познавательный интерес к жизни птиц.
  • Развитие образного логического мышления, внимания, памяти, сообразительности, смекалки.
  • Развитие умения анализировать, делать выводы.
  • Совершенствование диалогической речи.
  • Развитие воображения, эмоционально-эстетическое чувства через перевоплощение, вхождение в образ птиц, рассказывания стихотворений.
  • Активизация словаря детей.

Воспитательные

  • Формирование навыков учебного сотрудничества.
  • Развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать трудности, стоящие на пути достижения цели.
  • Формирование самооценки своих действий.
  • Воспитание любви к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой, желание заботиться о птицах своего края, воспитание любознательности, сочувствия.

    Коррекционные:

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи и движений.
  • Коррекция зрения       

7. Форма занятия: трансформация традиционного занятия.

8. Методы:

по источникам знаний:

  • словесный (беседа)
  • наглядный (использование раздаточного, демонстрационного материала)
  • практический
  • видеометод (просмотр презентации, видеоролика «День птиц»)

по характеру познавательной деятельности:

  • проблемный
  • частично-поисковый

по степени самостоятельности обучающихся:

  • учебная работа под руководством педагога
  • самостоятельная работа обучающихся

9. Технологии: 

  • системно-деятельный подход
  • здоровьесберегающая технология.

10. Форма контроля: карточки самооценки.

11. Словарная работа: тайга, конвенция.

12. Литературный ряд: отрывки из стихотворений: М.Н.Лебедев «Земля Коми»; С. Муллабаев «Следы на снегу»; К. Мухаммади «Как птице перезимовать?»; И. Беляков «Не робей, воробей»; А.Яшин «Покормите птиц зимой»; С. Погореловский «Лес дремучий, до свиданья!»;                                                                                                                                                                             

Сообщение: «Что страшнее для птиц голод или холод?» («Зимовка птиц» http://www.catarrh.narod.ru/win/b_lifecycle4.html)

13. Этапы занятия:

1 этап. Организационный

2 этап. Мотивационно-проблемный

3 этап. Деятельностный

4 этап. Контрольный

5 этап. Итоговый

6 этап. Рефлексивный

14. Оборудование: компьютер, видеопроектор, слайды (пейзаж леса, изображение следов на снегу, птиц на дереве), слайды с фотографиями кормушек и листовок акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка», видеоролик «День птиц»,  «Математические наборы», «карточки – кормушки» с составом чисел, «карточки – самооценки», задача, аудиозапись «SOS», «Голоса леса», поощрительные знаки.

15. Использованная литература:

Интернет – ресурсы

http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/04/04/konsultatsiya-dlya-vospitateley-na-temu-tematicheskie-fizminutki

http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie

http://www.baby.ru/blogs/post/152394203-31592462/

Технологическая карта занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Методы и приемы

Критерии

Используемые ЦОР

знания

умения

1 этап. Организационный (1 мин.)

Цель: активизация детей на занятие.

Создает эмоциональный настрой

с помощью художественного слова

Воспринимают информацию.

Метод оживления с помощью художественного слова

Знание правил поведения во время  занятия

Внутренняя

мотивация  на деятельность

Орг. момент: http://nsportal.ru/orgmomenty-dlya-uroka

2 этап. Мотивационно-проблемный (6 мин.)

Цель: организация межличностных взаимодействий, создание проблемной ситуации.

Настраивает на предстоящую деятельность.

Обобщает знания о тайге.

Демонстрирует детские исследовательские работы.

Создаёт проблемную ситуацию, с помощью звукового сигнала и художественного слова.

Выполняют задание.

Формулируют понятие «тайга», сигнал «SOS».

Закрепляют навыки счёта.

Соотносят цифру с буквой, читают слово.

Прослушивают звуковой сигнал.

Высказывают свои предположения.

Игровой метод:  д/и «Зашифрованное слово».

Прослушивание звукового сигнала «SOS».

Игровой метод:  д/и «Чьи следы».

Степень понимания  особенностей леса «тайга»,  сигнала «SOS»;

Знание порядкового счёта, букв русского алфавита, овладение навыков чтения

Умение контролировать свою деятельность по ходу и через результат выполнения задания;       умения устанавливать правильную последовательность событий

Слайд к д/и «Зашифрованное слово»; изображение тайги: https://yandex.ru/images/search?img_url ; фото зимнего леса: https://yandex.ru/images/search?p;

фото листовок акции «Зелёная иголочка»;

звуковой сигнал «SOS»: http://muzofon.com/search; изображение птичьих следов: https://yandex.ru/images/search?text

3 этап. Деятельностный (6 мин.)

Цель: организация деятельности учащихся, направленной на решение проблемной ситуации.

Подводит к самостоятельной постановке темы и цели работы.

Обобщает знания детей об особенностях зимующих птиц.

Побуждает детей к деятельности.

Корректирует ответы.

Уточняет способы получения информации.

Демонстрирует фото кормушек, сделанных детей с родителями.

Слушают и вступают в диалог.

Обосновывают свой ответ.

Обобщают знания о зимующих птицах.

Рассказывают стихотворение.

Выступают с докладом.

Делают выводы.

Художественное слово.

Беседа.

Выступление с докладом.

Демонстрация фото.

Знания детей об особенностях зимующих птиц, о необходимости помощи птицам зимой.

Умения устанавливать причинно-следственные связи;            умение эмоционально выражать свои эмоции при рассказывании стихотворений; осмысление возможного решения проблемы

Слайд с фото кормушек.

4 этап. Контрольный (12 мин.)

Цель: организация деятельности обучающихся, направленной на выявления качества и уровня овладения знаниями по математике.

Организует работу в парах, в группах по выполнению заданий с учётом индивидуальных способностей

Дифференцирует задания

Организует физкультминутку

Корректирует работу детей

Обобщает знания детей о подкормке птиц

Обобщают

знания о составе чисел: 5, 6.

Совершенствуют умения решать простые арифметические задачи, примеры.

Закрепляют знания порядкового счёта.

Учитывают  ответы других детей, партнеров по деятельности

Сравнивают результат своей работы с образцом.

Анализируют свою деятельность

Игровой метод: 

д/и «Составь число», «Найди корм для птички».

Художественное слово.

Физкультминутка.

Знание состава чисел 5,6.

Знание алгоритма решения простой арифметической задачи.

Знание порядкового счёта.

Умение составлять последовательность действий при выполнении заданий;          умение согласовывать действия с партнёрами при выполнении совместных заданий;             умение осуществлять взаимопроверку при работе в паре; умение оценивать свою деятельность и деятельность детей объединения

Слайд -  иллюстрация к задаче (изображение сороки: https://yandex.ru/images/search?img_url дерева: https://yandex.ru/images/search?p):

Физминутка: http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/10/27/kartoteka-fizminutok

Слайд с изображением дерева с птицами (сосна: https://yandex.ru/images/search?text; птицы:

Слайд – проверка к д/и «Найди корм для птички» (птицы:

https://yandex.ru/images/search?text

5 этап. Итоговый (3 мин.)

Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей исследовательской деятельности по теме «Птицы».

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Демонстрирует видео «День птиц»

Настраивает детей на продолжение исследовательской работы

Высказывают свое мнение.

Делают выводы.

Обосновывают свой ответ.

Просматривают видео.

Беседа с помощью наводящих вопросов,

фонограмма «Голоса птиц»,

д/и «Почему?», демонстрация видео «День птиц»

Степень понимания значения птиц в природе.

Знания  об особенностях клеста, поползня, дятла

Умение устанавливать причинно-следственные связи;           умение слушать и слышать;        

Слайд - фото зимнего леса: https://yandex.ru/images/search?p;

фонограмма «Голоса птиц» (снегирь): http://vmusice.net/mp3

Слайд с изображением птиц в полёте: https://yandex.ru/images/search?img_url

Просмотр видео о «Дне птиц»: https://www.youtube.com/watch?v=sYHNGk3EIMQ

Слайды с изображением птиц: https://yandex.ru/images/search?img_url

Слайд Слайд «Международный день птиц – 1 апреля!»: https://yandex.ru/images/search?img_url

6 этап. Рефлексивный (2 мин.)

Цель: Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, результативности работы.

Организует оценочные  высказывания учащихся  о совместной работе.

Вручает знаки поощрения.

Осуществляют самооценку. Высказывают своё мнение о результатах своей деятельности.

Беседа с помощью наводящих вопросов,

карточки – самооценки «Солнышко», «Тучка с солнышком», «Дождик», художественное слово.

Знание критериев  оценки своей деятельности на занятии (самостоятельность, активность, правильность выполнения заданий).

Умение адекватно оценивать свою деятельность, аргументируя свой ответ.

Слайд со стихотворение и с изображением детей, кормящих птиц.

https://yandex.ru/images/search?text.

ХОД занятия:

  1. Организационный этап.

Прозвенел звонок для нас,

Тихо сели, а сейчас -

Будем учиться, работать, искать,

Что-то полезное вновь узнавать. 

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.

«Пусть наша добрая улыбка
Наполнит всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!» 


2.    Мотивационно-проблемный этап.

- Ребята, я приглашаю вас сегодня на прогулку. А куда мы отправимся, вы узнаете, когда расшифруете слово:

Д\и «Зашифрованное слово»  (дети выполняют задание математического характера, и ответ соотносят с буквой)

Задания:

  1. Сколько дней в неделе?
  2. Сколько получится, если увеличить 4на 1?
  3. Какое предыдущее число 4?
  4. Сколько ушей у трех мышей?
  5. Сколько хвостов у четырёх белок?

- Куда же мы отправимся?  (В тайгу.)

- Что такое тайга? (Это лес Коми края.)

- Да, ребята наш лес назван так потому, что у нас растут, в основном, хвойные деревья, которые очищают наш воздух.

- Ребята, пока мы с вами идём, небольшая «Умственная разминка»:

- Какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы.
- Сегодня четверг, а завтра?
- Если сосна выше ели, то ель?                                                                                                  

- Если дорога шире тропинки, то тропинка?

- Молодцы! А вот и лес.

Слайд с фотопейзажем зимнего леса.

Я иду землёю Коми –

Древняя тайга кругом.

Лес такой могуч, огромен -

Есть ли где в краю другом?

- Посмотрите, как красиво кругом!  Какие чудесные зелёные ёлочки в своих снежных нарядах. Благодаря вашим листовкам, они и дальше будут украшать наш лес.

Показ слайда с листовками.

- Многие люди прислушались к вашей просьбе и не стали рубить ели на Новый год.

Слайд с изображением зимнего леса.

Звучит сигнал SOS!

- Что это за сигнал?

- Что он означает?

- Ой, ребята посмотрите, Вместе с сигналом, нам оставили какие-то следы.

Кто расхаживал по снегу?

Догадайся-ка по следу!

Каждый снежный этот след

Затаил в себе секрет.

Слайд с изображениями птичьих следов.

  1.  Деятельностный этап.

- Кто же оставил нам сообщение? (птицы)

- Какие птицы? (зимующие)

- Почему вы так думаете? (потому, что перелётные птицы улетели в тёплые края)

Слайд с изображением зимнего леса.

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

- Каких зимующих птиц Коми края вы знаете?

- Где можно встретить птиц зимой? (в лесу, в посёлке)

- О чём же просят нас зимующие птицы?

Читает ребёнок

На дворе белым-бело,

Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,

Трудно пищу добывать.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким? (да)

- Что же страшнее для птиц: голод или холод?   (Выступление ребёнка: осенью зимующие птицы меняют оперение на более теплое, густое и более длинное. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Так же у птиц образуется большой слой подкожного жира,  который защищает их от холода. Чтобы он не уменьшился птице необходимо хорошо питаться. Сытой птице мороз не страшен!)

- Молодец! А откуда ты об этом узнала?

- Откуда ещё мы может всё узнать?

Слайд - демонстрация карточек исследовательской деятельности.

- Итак, как же мы можем помочь птицам зимой? (кормить птиц)

Слайд с фото кормушек.

Читает ребёнок

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Прилетайте, кто захочет.

Мы вас, птички, любим очень!

- Какие замечательные кормушки вы сделали со своими родителями.

  1.   Контрольный этап.

- А сейчас мы с вами сделаем кормушки сами, но они необычные. Они арифметические. Надо заполнить пустые клеточки (д\и «Составь число», работа в парах)  (Приложение №1)

- Молодцы! Ну, где же птицы? (гимнастика для птиц)

- Вот же они!

Слайд иллюстрации к задаче.

Пять сорок на ветку сели,

Две ещё к ним прилетели.

Сколько же теперь сорок?

Сосчитай-ка их дружок.

- Выложите решение и ответ задачи на столе с помощью цифр и знаков (индивидуальная работа).

Физкультминутка.

- Дети, давайте представим, что мы с вами птицы.  

Птицы крыльями махали –

Все летали и летали,

Птицы в воздухе кружились,

На дорожку опустились.

По дорожке поскакали,

Крошки, зернышки искали.

Не нашли они ни крошки.

И у птах озябли ножки.

Снова птички полетели

И на ветки тихо сели.

- Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело.

Слайд с изображением дерева с птицами.

- Давайте их посчитаем. Но сначала, давайте вспомним правила счёта (счёт птиц по кругу).

- Чем же мы будем угощать наших гостей?

Д\и «Найди корм для птички»: (работа по командам)  (Приложение №2)

(Детям выдаются карточки с изображением птиц (пример) и корма (ответ). Дети соотносят карточку – пример (с изображением птиц) с карточкой – ответом (с изображением корма).)

Работа по степени сложности:

1команда:      2 команда:

    6 + 4               7 - 1

    7 - 2                3 + 2

    4 + 4               5 - 2

    9 - 3                9 + 1

- Чем же мы угостим пернатых друзей?

Слайд - проверка выполненного задания

Салом угостим синичку

Рябиной угостим снегиря

Пшеном угостим воробья

Хлебными крошками угостим голубя

- Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

  1. Итоговый этап.

- А какую пользу приносят птицы?

- Правильно. Птицы уничтожают вредных насекомых, поедают семена сорняков, радуют нас весёлым пением.

Звучит фонограмма «Голоса птиц».

Слайд с изображением птиц в полёте.

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И поют, чирикая:

“Спасибо вам великое!”

- Мы выполнили просьбу зимующих птиц?

- Пришла пора возвращаться домой.

Слайд с изображением зимнего леса.

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем!

- Пока мы идёт домой, давайте поиграем в игру «Почему?».

Слайд с изображением клеста.

- У клеста день рождение зимой. Как вы думаете почему? (так как клесты питаются семенами шишек, не боятся морозов, так как делают гнездо между ветками ели, ближе к стволу).

Слайд с изображением поползня.

- Поползня называют «акробатом». Почему? (поползень бегает по стволу дерева вниз головой).

Слайд с изображением дятла.

- У дятла самый длинный язык. Его длина 15 см. Как вы думаете, для чего? (чтобы можно было достать насекомых-вредителей из самых укромных уголков)

- Очень хорошо!

- Молодцы! Вот мы снова в классе.

- Какое настроение у вас осталось  после прогулки? Почему?

Слайд «Международный день птиц – 1 апреля!»

- Ребята, 1 апреля весь мир отмечает праздник птиц.  Он так и называется - «Международный день птиц». Я хочу показать вам видео об этом празднике, но перед этим скажите, пожалуйста, кто знает, что обозначает слово «конвенция»?

Конвенция – это международный договор.

Просмотр видео о «Дне птиц».(1 мин.14 сек.)

- Какой же праздник природы отмечает весь мир 1 апреля?

- Мы с вами тоже будет готовиться к встрече перелётных птиц. А как мы их будем встречать, мы поговорим в следующий раз.

  1. Рефлексивный этап.

- Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

- Какие же знания вам пригодились?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу (использование карточек – самооценки).

Слайд со стихотворение и с изображением детей, кормящих птиц.

Вместе мы одна семья:

Цветы и деревья, птицы и я.

Будем мы природу беречь!

До свидания, до новых встреч!

- В благодарность о вашей работе я хочу вручить вам медальки «Знатоки птиц», чтобы вы и в будущем продолжали заботиться о наших пернатых друзьях.

Выдача поощрительных знаков.   (Приложение  №3)

Приложения:

Приложение №1.

3

 

4

5

Приложение №2.

C:\Users\User\Desktop\Артем1\0_edaa9_10795322_XL.png          C:\Users\User\Desktop\Артем1\0_edaa9_10795322_XL.png             C:\Users\User\Desktop\Артем1\0_12955a_8432d5e_orig.png          C:\Users\User\Desktop\Артем1\0_12955a_8432d5e_orig.png

      6 + 4             4 + 4             7 – 1              5 – 2

        C:\Users\User\Desktop\Артем1\0_6ef64_6d979711_L.png                 C:\Users\User\Desktop\Артем1\0_6ef64_6d979711_L.png    C:\Users\User\Desktop\Артем1\15352060.png    C:\Users\User\Desktop\Артем1\15352060.png

     7 – 2                9 – 3           3 + 2             9 + 1

C:\Users\User\Desktop\Артем1\Svinoe_salo-_polza_i_vred.jpg    C:\Users\User\Desktop\Артем1\Svinoe_salo-_polza_i_vred.jpgC:\Users\User\Desktop\Артем1\2390_ebc20a47f5e49b9f6c41132ac8dd3f4c.png.jpgC:\Users\User\Desktop\Артем1\2390_ebc20a47f5e49b9f6c41132ac8dd3f4c.png.jpg

      10                6                    5                    5

C:\Users\User\Desktop\Артем1\i (27).jpg            C:\Users\User\Desktop\Артем1\i (27).jpg        C:\Users\User\Desktop\Артем1\i (36).jpg  C:\Users\User\Desktop\Артем1\i (36).jpg

         8                         7                      6                      10

Приложение №3.

C:\Users\User\Desktop\Артем1\урок.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Кормушка для птиц"

Занятие по формированию элемнтарных математических представлений. Дети работая в парах при помощи условной мерки измеряют чертеж и изготавливают кормушку...

Конспект интегрированного занятия " Кто такие птицы?"

На этом занятии дети составляют "модель" понятия -птицы, закрепляют знания о том, что у птиц есть характерные и индивидуальные особенности. В конце проводится инсценировка сказки Б. Заходера "Про Фипа...

Конспект интегрированного занятия-игры "Домашние птицы" с использованием ИКТ

Конспект интегрированного занятия-игры с использованием ИКТ...

Конспект интегрированного занятия «Угощение для птиц». Образовательная область: художественно – эстетическое развитие, окружающий мир.

Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира, Развивать умение рисовать пальцами, различать красный цвет, развивать м...

Конспект интегрированного занятия на тему "Птицы весной" с использованием интерактивной доски.

Конспект интегрированного занятия  в подготовительной группе по теме: «Птицы весной»Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.1.Образовательная задача: - обобщение...

интегрированное занятие "Помощь зайчатам"

Задачи: - развитие внимания, мышления, воображения; продолжать развивать фонематический слух.-  расширить знания детей о праздновании Нового года на Руси; учить детей придавать форму шара из салф...

Конспект интегрированного занятия (НОД) «Покормите птиц зимой»

Цель:Формирование экологической культуры у детей, воспитание бережного  отношения к зимующим птицам.Задачи:Образовательные:Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;Формировать умения и...