проект по экологическому воспитанию
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Быкова Елена Николаевна

Проект по экологическому воспитанию «Дикие животные Алтайского края» коррекционная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekt_po_ekologii_dikie_zhivotnye.doc248.5 КБ
Файл dikie_zhivotnye_zpr.pptx608.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 комбинированного вида 2 категории

 города Алейска Алтайского края

Проект по экологическому воспитанию

«Дикие животные Алтайского края»

коррекционная группа

           

 

                                                                                                                      Разработали:

                                                                                                                      воспитатели

                                                                                                                      Быкова Е.Н.

Боркунова Г.А.

г. Алейск

 2015г.

«Берегите, ребята природу

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву и воду

Ведь природа – надежный наш друг»

Актуальность темы

Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании диких животных нашего края. Дети недостаточно владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать предметы, у них мал словарный запас по теме, низкий уровень грамматического строя речи. Родители уделяют мало внимания на развитие кругозора детей и некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры. А экологическое воспитание является одним из важнейших направлений дошкольной педагогики. Ведь живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют 2 % от всего живого на Земле, но роль их в биосфере Земли огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о животных ребенок получает в детском саду, где воспитывают гуманное отношение к природе к миру животных. Дети дошкольного возраста эмоциональны, отзывчивы и впечатлительны – это помогает формировать у них гуманное отношение к природе, сострадать и сопереживать живым существам, проявлять заботу о них, защищать, беречь. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Цель проекта

Сформировать целостное представление о диких животных Алтайского края. Развивать устойчивый познавательный интерес. Создать в группе условия для расширения представления детей о животных родного края. Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

Задачи проекта

  1. Формировать представления  детей о диких животных родного края, об их характерных отличительных признаках, приспособлении к своей среде обитания: как передвигается, спасается от врагов, чем питается, о жилище.
  2. Развивать интерес к живой природе, творческие способности, память, мышление, связную речь.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас детей.
  4. Воспитывать интерес, любовь, заботливое отношение к животному миру Алтайского края.

Предполагаемый результат

  1. Активизировать познавательный интерес детей по теме проекта.
  2. Сформировать представления детей о диких животных родного края, о причинно – следственных связях между образом жизни и средой обитания.
  3. Обогатить словарный запас детей, способствовать совершенствованию грамматического строя речи детей.
  4. Способствовать развитию продуктивной деятельности детей.
  5. Повышение педагогической компетенции родителей по экологическому воспитанию.
  6. Создание предметно-развивающей среды в группе.

Направление проектной деятельности

- Информационный блок: переработка теоретических материалов

- Технологический блок: ознакомление дошкольников с животными родного края выстраивается на основе базовой программы

- Организационный блок: Создание предметно-развивающей среды

Вид проекта: групповой, информационно- творческий

Участники: дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 3 месяца

Этапы проведения и реализация проекта:

  1. Подготовительный

– изучение интереса детей для определения целей проекта;

– сбор и анализ литературы для взрослых и детей

       

            2 . Основной  

- Проведение познавательных занятий по теме проекта

- Совместная работа с родителями: изготовление книжек- самоделок «Дикие животные леса»

- Экскурсия в городской музей тема: «Животный мир Алтая»

-Рисование «Белка грызет орешки»

- Лепка: «Лисичка мышкует»

- Пересказ сказки «Лиса и козел»

- Чтение русских народных сказок

3. Презентационно - завершающий,

- Выставка продуктов детской деятельности

- Открытое занятие: «Лесные спасатели»

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цель

Форма проведения

Сентябрь

«Что я знаю о диких животных родного края»

Определение уровня знаний детей по теме: «Дикие животные»

Беседа, опрос детей

Чтение сказок: «Зимовье зверей », «Рукавичка», «Лиса и медведь»

Проявить у детей интерес к диким животным через русские народные сказки

Чтение художественной литературы

«Колобок», «Теремок», «Три медведя»

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Вызвать у детей эмоционально – положительное отношение к персонажам сказки.

Показ настольных театров воспитателем и  детьми.

«Лиса и козел»

Развивать связную речь детей, память, передавать свое отношение  к хитрой лисе и глупому козлу, обобщать: домашние и дикие животные

Пересказ сказки

Октябрь

«Животный мир России»  учебник для малышей В. Степанов

Знакомить детей с дикими животными с их повадками, образом жизни

Рассматривание и чтение детской энциклопедии.

«Белка грызет орешки»

Учить передавать в рисунке отличительные особенности  животных

Рисование

«Дикие животные леса» (книжки - малышки)

Повышение педагогической активности родителей по экологическому воспитанию

Совместная работа с родителями

Рассказы о диких животных «Лиса», «Заяц», «Волк» (М. Пришвин)

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями и образом жизни диких животных

Чтение художественной литературы

Ноябрь

«Животный мир Алтая»

Познакомить детей с дикими животными Алтайского края с «Красной книгой»

 Экскурсия в музей

«Расскажи о животном»

Формировать умения составлять рассказ о животном по опорным картинкам. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи.

Составление рассказов

«Лисичка мышкует»

Закрепить знания детей о жизни животных зимой.

Лепка

«Лесные спасатели»

Закрепление словаря по теме, развитие мышления, памяти  через дидактические и словесные игры, загадки, стихи.

Занятие – путешествие

Методическое обеспечение проекта

  1. Ресурс интернет.
  2. С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников –                    М.: Мозаика – Синтез, 2004г.
  3. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром – М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
  4. О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003г.»
  5. Л.Г. Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию .
  6. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу»

Приложение 1

Занятие по экологическому воспитанию в коррекционной группе

«Лесные спасатели»

Воспитатели: Боркунова Г.А.

                                                                                     Быкова Е.Н.

Цель: Заложить основы экологического воспитания. Формирования  осознанно правильного отношения детей к живой природе.

Задачи:

1. Познакомить с жизнью диких животных зимой.

2. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида.

3. Закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме

4. Развивать память, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, творческое воображение.

5.Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Ход занятия

 -Дети, посмотрите у меня в руках необычная шкатулка. Она музыкальная, послушайте.

-вам нравится музыка? Какая мелодия?

-шкатулка у нас необычная, значит и с нами что-то произойдет необычное.(стук в дверь. Входит лесник)

- здравствуйте дети. Попробуйте узнать кто я. Я человек который работает в лесу. Догадались?

- правильно я лесник, пришел вам рассказать, что случилось в лесу. Однажды в лес приходили дети, отдыхая на полянке, они читали сказку Чуковского «Путаница». И вот когда дети ушли медведь не захотел быть медведем, лиса- лисой, заяц- зайцем, белка – белкой, волк – волком. И они бедняги так запутались, что не знают как зимовать, все забыли. И что теперь с ними делать я не знаю. Вот пришел к вам посоветоваться.

Воспитатель: - дети давайте подумаем, что можно сделать, как помочь леснику(дети предлагают, если затрудняются, воспитатель помогает). Лесник, наши дети знают о животных и могут помочь им.

- правда? А каких животных вы знаете?

- почему их называют дикими?

- молодцы, правильно. Дети, у меня много дел в лесу, ведь до зимы осталось несколько деньков, еще так много нужно сделать. Я пойду, а вы когда справитесь с задачей, оставьте пожалуйста, под самой высокой елкой письмо, чтобы я знал каким животным вы помогли. Скорей идите в лес, вот по той тропинке.(дети идут по тропинке)

- дети посмотрите на тропинке сухая ветка, что же нам делать?(перепрыгнуть, перешагнуть, обойти)

- давайте мы  ее лучше уберем, чтоб она не мешала другим прохожим.

- дети, скажите как называется тропинка в лесу?(лесная)

- посмотрите на тропинке лежит конверт, и здесь загадки

1. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил?(белка)

2. Любит груши и мед, сладкоежкою слывет, а еще могу сказать очень любит он поспать.(медведь)

3. Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом.(лиса)

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный.(волк)

- молодцы дети, правильно отгадали загадки. А теперь давайте поиграем с пальчиками и вспомним какие животные нам могут встретится в лесу.

Пальчиковая игра:

Еж, медведь барсук, енот.

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису.

И зимой найдешь в лесу.

- теперь можно и животным помочь. (подходят к дереву)

- кто у нас здесь спрятался (показывает картинку, на картинке заячьи уши)

- правильно заяц, где сидит заяц? (под елкой)

- теперь давайте вспомним, как заяц готовится к зиме? (воспитатель задает наводящие вопросы)

- где живет?

- есть ли у него жилье?

- чем питается? (летом заяц питается ягодой, травой, зимой раскапывает снег и достает траву, ест кору деревьев и молодые веточки)

- зачем зайцу белая шубка?

- назовите зайца ласково (заинька)

- назовите детенышей зайца?

- молодцы, заяц все вспомнил и сам хочет про себя рассказать (ребенок берет игрушку зайца и рассказывает стихотворение)

Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме ребята побелел, шубку новую одел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной.

Не увидит, не узнает зверь меня любой.

Я хотя и не трус, но всегда я боюсь.

Очень трудно зимой бывает,

Когда сильный мороз и еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.

Что под снегом заяц найдет – все ему в прок пойдет.

Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.

Где еды приберегите, не пугайте, не гоните!

- зайцу помогли ,пойдемте дальше. Кто у нас здесь спрятался? (на картинке беличий хвост)

- правильно белка. Расскажите, что вы знаете о белке?

- где живет?

- чем питается?

- как готовится к зиме? (шубка у нее становится теплая, заготавливает грибы, ягоды, утепляет дупло).

- назовите белку ласково

- назовите детенышей белки

- мы надеемся, что белка все вспомнила и расскажет сама еще раз (ребенок берет игрушку белки и рассказывает стихотворение)

Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать, скакать,

Силы надо беречь, сохранять!

Всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запасы: грибы, ягоды, орехи.

Чтоб зимой не голодать, где ж еду зимой достать?

Трудно белки зимовать, когда снежная она,

Когда сильные морозы.

К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.

- ну вот белки помогли. А что здесь за мешок (поднимает и рассыпает орехи). Это наверно лесник приготовил для белки, помогите собрать.

- пойдемте дальше. Кто здесь спрятался? (на картинке медвежьи уши)

- правильно медведь, а как к зиме готовится медведь?

(он устраивает берлогу из веток и мха. Все лето и осень он наедает жир, ест ягоду, мед, травку. Поздней осенью он ложится в берлогу и спит всю зиму)

- знаете дети, если медведь наедает мало жиру, то он в середине зимы поднимается из берлоги и начинает бродить по лесу в поисках пищи. Такого медведя называют шатуном.

- назовите детенышей медведя?

- вот медведь все вспомнил (ребенок берет игрушку медведя и рассказывает стихотворение)

Я медведь, живу в лесу.

И хозяином хожу.

Летом ем: малину, мед.

А на речке рыба ждет.

Раскопаю корешок,

Съем его, все будет в прок.

Много жира накоплю,

А зимой в берлоге сплю.

- с медведем разобрались, пойдемте дальше. Кто здесь спрятался?

(картинка лисьего хвоста)

- правильно лиса, вспомните как лиса готовится к зиме?

- чем питается лиса и делает ли она запасы на зиму?

- где живет лиса?

- назовите ласково лису

- назовите детенышей лисы

- вот и лисонька вспомнила (ребенок берет игрушку лисы и рассказывает стихотворение)

Я зимы не боюсь, в шубу новую ряжусь.

Хвост красивый какой, мне он нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотится начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.

Об этом наверно мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

 Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

- молодец  лиса, беги готовься к зиме. Я вам дети хочу сказать:

 а еще есть зверь лесной, он ребята очень злой.

 Вы с ним даже не встречались!

Вы б его испугались!

Угадайте – это волк!

Я сама расскажу, как зимует он в лесу .

Волк зимой очень злой.

В одиночку не ходит, волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные и злые.

Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!

Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.

Но и волку трудно зимой.

Еды не хватает и он голодает.

- вот дети мы и помогли животным. Теперь нужно сообщить леснику. У меня есть разрезные картинки животных. Мы их сложим и лесник поймет кому мы помогли (раскладывают).

- дети, как вы думаете, хорошо что мы помогли животным?

1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.

2.Кто природу губит, тот свой край не любит.

3. Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

- дети, вы не просто помогли животным, вы их спасли. Вас смело можно назвать «Лесные спасатели».

Приложение 2

   

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработчики воспитатели коррекционной группы Быкова Елена Николаевна Проект по экологическому воспитанию «Дикие животные Алтайского края» коррекционная группа

Слайд 2

Актуальность темы Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании диких животных нашего края. Дети недостаточно владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать предметы, у них мал словарный запас по теме, низкий уровень грамматического строя речи. Родители уделяют мало внимания на развитие кругозора детей и некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры. А экологическое воспитание является одним из важнейших направлений дошкольной педагогики. Ведь живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют 2 % от всего живого на Земле, но роль их в биосфере Земли огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о животных ребенок получает в детском саду, где воспитывают гуманное отношение к природе к миру животных. Дети дошкольного возраста эмоциональны, отзывчивы и впечатлительны – это помогает формировать у них гуманное отношение к природе, сострадать и сопереживать живым существам, проявлять заботу о них, защищать, беречь. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Фон Лиса Белка Грибы Бабочка

Слайд 3

Цель проекта Сформировать целостное представление о диких животных Алтайского края. Развивать устойчивый познавательный интерес. Создать в группе условия для расширения представления детей о животных родного края. Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

Слайд 4

Задачи проекта Формировать представления детей о диких животных родного края, об их характерных отличительных признаках, приспособлении к своей среде обитания: как передвигается, спасается от врагов, чем питается, о жилище. Развивать интерес к живой природе, творческие способности, память, мышление, связную речь. Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас детей. Воспитывать интерес, любовь, заботливое отношение к животному миру Алтайского края.

Слайд 5

Предполагаемый результат Активизировать познавательный интерес детей по теме проекта. Сформировать представления детей о диких животных родного края, о причинно – следственных связях между образом жизни и средой обитания. Обогатить словарный запас детей, способствовать совершенствованию грамматического строя речи детей. Способствовать развитию продуктивной деятельности детей. Повышение педагогической компетенции родителей по экологическому воспитанию. Создание предметно-развивающей среды в группе.

Слайд 7

Вид проекта: групповой, информационно- творческий Участники : дети, воспитатели, родители. Сроки реализации : 3 месяца

Слайд 8

Этапы проведения и реализация проекта: Подготовительный – изучение интереса детей для определения целей проекта; – сбор и анализ литературы для взрослых и детей

Слайд 9

2 . Основной - Проведение познавательных занятий по теме проекта - Совместная работа с родителями: изготовление книжек- самоделок «Дикие животные леса» - Экскурсия в городской музей тема: «Животный мир Алтая» -Рисование «Белка грызет орешки» - Лепка: «Лисичка мышкует» - Пересказ сказки «Лиса и козел» - Чтение русских народных сказок

Слайд 10

3 . Презентационно - завершающий , - Выставка продуктов детской деятельности - Открытое занятие: «Лесные спасатели»

Слайд 11

Рассказы «Что я знаю о диких животных родного края»

Слайд 12

Показ настольных театров

Слайд 13

Занятие по рисованию «Белка грызет орешки»

Слайд 14

Занятие по лепки «Лисичка мышкует»

Слайд 15

Занятие –путешествие «Лесные спасатели»

Слайд 16

Работа с родителями изготовление книжек-малышек «Дикие животные леса»

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»

Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...