Познавательный проект «ПОЧВА – ОСОБОЕ ТЕЛО ЗЕМЛИ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Удовина Наталья Юрьевна

Данная тема проекта предусматривает представление воспитанников об удивительном мире природы. Ребенок знакомится с такими понятиями, как почва, песок, глина  ее свойствами и влиянием на изменение окружающего мира.

Проект отражает современные методологические подходы к организации исследования детей – старших дошкольников, к формированию у них исследовательских умений в процессе экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл познавательный проект864.57 КБ

Предварительный просмотр:


http://www.elkinlucena.com/sites/default/files/field/image/ciclo_natural.jpg

АННОТАЦИЯ

Данная тема проекта предусматривает представление воспитанников об удивительном мире природы. Ребенок знакомится с такими понятиями, как почва, песок, глина  ее свойствами и влиянием на изменение окружающего мира.

Проект отражает современные методологические подходы к организации исследования детей – старших дошкольников, к формированию у них исследовательских умений в процессе экологического воспитания.

Реализация проекта предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки ребёнок получает не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и на занятиях экологического кружка, во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных занятиях.

Актуальность

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность  общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы, экосистемы региона, страны в целом.
        На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, воспитать у ребёнка  заботливое отношение к природе.

Цель проекта практически доказать в какой почве лучше выращивать культурные растения.

Ожидаемый результат:

  1. Будет экспериментально доказано, в какой почве лучше выращивать культурные растения.
  2. Оформлен альбом наблюдений по теме «Почва».

Результаты экспериментирования будут представлены на конкурсе.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ТЕМА ПРОЕКТА

«Почва - особое тело Земли»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

Познавательное развитие

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Практически доказать в какой почве лучше выращивать культурные растения.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1.Систематизировать знания  о свойствах песка, глины и земли через экспериментирование и изучение энциклопедической литературы.

2. Формировать предпосылки к  поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

3. Научиться вести альбом наблюдений.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Краткосрочный

(1 месяц)

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Будет экспериментально доказано, в какой почве лучше выращивать культурные растения.
  2. Оформлен альбом наблюдений по теме «Почва».
  3. Результаты экспериментирования будут представлены на конкурсе.

ПЛАН РАБОТЫ

Задачи

Методы

Подготовительный этап

Дать представление о почве, получить знания о различных типах почвы

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Просмотр презентаций по теме «Природные ископаемые»

Развивать интерес к объектам неживой природы:  песку. Способствовать накоплению  конкретных знаний о песке (использованием человеком)

Исследовательская деятельность: опыты по изучению песка

Зарисовка опытов и экспериментов в альбоме наблюдений за почвой.

Развивать интерес к объектам неживой природы: почве. Способствовать накоплению  конкретных знаний о почве (использованием человеком)

Исследовательская деятельность: опыты по изучению почвы

Зарисовка опытов и наблюдений

Развивать интерес к объектам неживой природы: глине. Способствовать накоплению  конкретных знаний о  глине (использованием человеком)

Исследовательская деятельность: опыты по изучению глины

Зарисовка опытов и наблюдений

Сравнительная характеристика песка, глины, почвы на растворимость воды

Исследовательская деятельность: опыты по изучению глины, песка, почва

Зарисовка опытов и наблюдений

Основной этап

Исследовательская деятельность: Влияние состава почвы на жизнь растений (начальный этап наблюдения).

Посадка лука,

начало ведения дневника природы

Формировать у ребёнка познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность.

Просмотр презентаций

«Полезные ископаемые»

«Для чего люди добывают их?»

Формировать знания о растениях, которые растут в разных почвах.

Дидактическая игра «Что где растёт?»

 Изучение  состава почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы. Подвести к пониманию зависимости почвы и растений.

Зарисовка наблюденийв

Формировать у ребёнка познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность.

Дидактическая игра «Что у нас под ногами?

Познакомить с современным направлением в изоискусстве «СЭНД АНИМЭЙШН».

Совершенствовать навыки ребёнка в рисовании песком на световом столе

разными способами

Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.

Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки.

Совершенствовать навыки ребёнка в лепке

Заключительный этап

Приобщать к основам экологической культуры и формировать ценностное отношение детей к природным объектам

Посредством художественной литературы передать бережное отношение к природе

(заучивание стихотворения о почве)

Исследовательская деятельность: Влияние состава почвы на жизнь растений

(конечный  этап наблюдения).

Выводы и итоги в  дневнике экспериментирования и наблюдений о почве

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Подготовительный этап

   На  подготовительном этапе я постаралась обогатить развивающую предметную среду для реализации на практике поисково-познавательной деятельности с ребёнком:

  • В книжном уголке поместила детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детскую художественную литературу.
  • Создала картотеку опытов и наблюдений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
  • Оформила дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
  • При уголке природы создала мини-музей. Здесь в свободное время дошкольники превращаются в настоящих геологов. Также в уголке природы организовала мини-лабораторию, в которой в настоящее время имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов.

Основной этап

  • Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования
  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса ребёнка в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • Расширять представление ребёнка о физических свойствах окружающего мира:
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
  • Знакомить  со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

  

  • Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживаем с детьми рассаду и семена на подоконнике в группе, дополняем уголок природы комнатными растениями.
  • Привлекая ребёнка в уголок природы, я  решаю  задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.

Заключительный этап

  • Развивать интеллектуальные эмоции ребёнка: создавать условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
  • Учить ребёнка целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ И  ТЕХНОЛОГИЙ

А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г.

Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.

Н.А.Рыжова «Почва – живая земля» (почва) М,2005г.

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.

Просмотр презентаций

ПЕРЕЧЕНЬ ПОСОБИЙ

Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г.

«Про небо и землю». (Сказочная хрестоматия) М,1999г. Сост. В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оборудование ДОУ

  • Сенсорная  комната
  • Ноутбук
  • Интерактивная доска
  • Видеотека мультфильмов,
  • Познавательных фильмов, презентаций.

Оборудование групп

  • Географическая карта России;
  • плакаты с изображением Природных материалов
  • Природный материал в уголке природы
  • Методическая литература;
  • Дидактические игры;
  • Видеоматериалы по темам;
  • Альбомные листы, наборы цветных карандашей
  • Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов (накопители для коллекции песка, глины, камней, лупы, спиртовка, трубочки, лопатки и т. д.) Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕC:\WINDOWS\Temp\Rar$DI37.128\IMG_20160309_162556.jpg

 C:\Users\1\Desktop\122_FUJI\DSCF2897.JPGC:\Users\1\Desktop\IMG_20160309_123310.jpgC:\Users\1\Desktop\122_FUJI\DSCF2895.JPGC:\Users\1\Desktop\122_FUJI\DSCF2898.JPGC:\Users\1\Desktop\IMG_20160309_122604.jpgC:\Users\1\Desktop\IMG_20160309_120541.jpgC:\Users\1\Desktop\122_FUJI\DSCF2892.JPGC:\Users\1\Desktop\122_FUJI\DSCF2896.JPGC:\Users\User\Downloads\IMG_20160311_090619.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почва-живая земля"

На занятии дети знакомятся  с  понятием "почва",из чего она состоит,кто в ней живет и как мы можем сохранить ее....

«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник  жизни растений, животных и чеовека ...  Почва на земле создаётся  миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...

Почва- особое тело земли

Из данного проекта дети узнают: что почва - верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.Дети научатся: определять проблему, котор...

Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»

ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....

Почва- живая земля. Кто создаёт почву?

Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов и экспериментов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира на земле. Формировать познавательную активность,ин...