Экологический проект "Мир на ладошке" для второй младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Габдрахимова Гульсина Ахкяметдиновна

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_na_ladoshchke.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Мир на ладошке»

2 младшая группа

Все хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Проблема: Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.

     Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. В связи с этим необходимо формировать у детей систематические экологические знания, а т.ж. создать такие условия для детей, в связи с которыми ребенок должен ощутить потребность в приобретении экологических знаний и применении их на практике, потребности в общении с растительным и животным миром.

Цель проекта: формирование начальных форм экологической культуры младших школьников, эстетическая и экологическая организация пространства детского сада – участие в создании экологического музея.

Задачи

1. Обучение азам экологической безопасности.

2. Формирование экологической культуры поведения и реализация ЗУН ребенка на занятиях познавательного цикла.

3. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, привитие понимания прекрасного в творческой деятельности на занятиях художественного творчества.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру в труде.

5. Развивать творчество, фантазию, речь, логическое мышление, наблюдательность у детей младшего дошкольного возраста.

6. Пополнить знания детей и родителей о природе Ханты-Мансийского округа и повысить культуру всех участников проекта по экологии.

7. Содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.

8. Содействовать укреплению детско-родительских отношений через совместную деятельность в процессе участия в конкурсах, а также во время других совместных мероприятий в рамках данного проекта.

Содержательная часть проекта

   Содержание: Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т.д.      

Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые.

     С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Он наблюдал за изменениями во временах года (лето, осень, зима, весна) и учился земледелию, садоводству; изучал способы защиты животных от врагов и находил свои пути выживания; приручал диких животных, чтобы использовать их силу в своём хозяйстве….

    Природа щедро отдавала людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?

     Главный принцип жизни человека в гармонии с природой:

"Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:

  1. Что ты хочешь сделать?
  2. Зачем тебе это нужно?
  3. Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?

Подумай о последствиях!

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:  привлечение родителей к участию в конкурсе «Мир на ладошке». Подготовка материала к оформлению мини-выставки на экологическую тему в группе, создание плакатов:  «Сохраним природу!» и «Братья наши меньшие», организация в группе познавательно - экологической среды.

2. Основной: реализация цели и задач проекта, совместная работа воспитанников группы и родителей в реализации проекта, участие в оформлении зимнего участка группы  «Построить дом может каждый!»! (изготовление кормушек для птиц), проведение цикла занятий на экологическую тему, консультации для родителей и изготовление ширм: «Мы экспериментируем», «Сажаем лук».

3. Заключительный: осмысление и систематизация результатов проекта. Рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворённости от участия в проекте.

Реализация проекта

Вид деятельности

Содержание

Наблюдения

- Экскурсия по территории детского сада.

- Животные (кошка, собака) и птицы (по условиям и сезону).

- Атмосферные осадки. Солнце как источник света и тепла. Свет и тень. Ветер. Снег.

- Труд взрослых по уборке снега на территории детского сада.

Игры

- "Теремок", "Кто, где живет?", "Летает, плавает, бегает", "Съедобное и несъедобное",  "Назови одним словом", "Мир звуков";

- Сюжетно-ролевые игры: "Приготовим обед для семьи из полезных продуктов".

Художественная литература

- Загадки о различных природных и рукотворных объектах: разгадывание.

- Чтение рассказов: «Кто чем поет?» В.Бианки, «Рассказы для маленьких детей» Л. Толстой, «Медвежата» Е. Чарушин, «Жил-был ежик» И. Акимушкин; «Тюпа, Тома и сорока» Е. Чарушин, Р.Киплинг "Слонёнок", В.Сутеев "Кто сказал "мяу"? и др.

- Чтение сказок: "Лиса и журавль" (русская народная сказка).

"Лисичка - сестричка и серый волк" (русская народная сказка) и др.

- Чтение и заучивание стихов: «»Лето» А.К. Толстой, «Фиалка» М. Пришвин, «Птичка» В.А. Жуковский «Птичка», «Зайчик» А.Блок, «Сельская песня» А. Плещева и др.

Театрально-игровая деятельность   и имитационно-подражательные игры

- Этюды: "Ловлю рыбу", "Кормлю цыплят", "Ем сочную грушу, мешают пчёлы", ", "Хожу босиком по воде", "Умываюсь", "Назови то, что у меня в руках", "Мышонок и кошка", "Две собаки" и др.

-Игра-инсценировка – русская народная сказка «Репка».

-кукольный театр: «Кот, петух и лиса».

Изобразительная деятельность

Рисование:

- «Рыбки в аквариуме», «Золотая рыбка» (использование природного материала), «Весенние сосульки», «Комнатный цветок», «Фрукты для игры в магазин» и др.

Аппликация:

- «Бабочка на цветке» (использование природного материала), «Подсолнух»; коллективная работа к 8 Марта: «Букет цветов» (

Лепка:

- «Снеговик», «Морковка для зайчат», «Овощи и фрукты», «Черепаха», «Ципленок», «Рыбка».

Конструирование:

- «Загон для лошадки», «Курятник», «Домик для колобка», «Построй домик животному».

Занятия познавательного цикла

- Рассматривание картин по экологической теме:  «Путешествие по зимнему лесу»; «Чей детеныш?», «Домашние и дикие животные», «Весна в лесу»;

- Занятия: «Сажаем лук», «Природа вокруг нас», «Поведение детей на природе».

- Беседы: «Живые» часы»  (растения и время суток), «Кто, чем питается зимой», «В лесу, на поляне и у водоема»;

- Опыты: «Мы живые. А деревья?» (цикл опытов: Мы пьём. А деревья? (наблюдение за впитыванием влаги в почву, организация рыхления почвы под деревьями), Мы дышим. А деревья? (выделение влаги при дыхании человека и листа, значение листа для дерева),- Мы растём. А деревья? (Сравнение взрослых, детей разных возрастов по росту. Поиск деревьев одной породы разного возраста).

-Игровые занятия: «Угадай на вкус» (4 стаканчика с водой сладкой, кислой, соленой, горькой. Воспитатель пипеткой капает на язычок жидкость и ребенок определяет вкус), “Определи по запаху” (5 коробочек с дырочками разного запаха.  По запаху дети должны определить, что там находится и к каждой коробочке подобрать картинку с запахом того продукта.),  "Какой овощ, фрукт ты съел" (определение вкусовых качеств).

-Исследовательская деятельность (экспериментирование с водой): «Мы –исследователи!»; экспериментируем с тонущими и плавающими предметами: «Какие предметы держатся на воде?», «Тонет, не тонет?»,

 «Мы и деревья похожи друг на друга» (детские мини-исследования, направленные на сравнение людей и деревьев по внешним признакам; по признакам живого; формирование у детей отношения к деревьям, как к живым объектам).

Трудовая деятельность с детьми

- «Витамины на окне» - посадка репчатого лука и чеснока, посев семян овса в формы «Дружная семья ежей», посев семян цветов для озеленения участка группы в весеннее-летний период.

- Воспитание трудовых навыков в уголке природы.

«Поможем зеленым друзьям» - пересадка и уход за комнатными растениями в уголке природы.

Физкультурное занятие

Игры:

-  «В гостях у солнышка», "Змейка" (бег с препятствиями, координация движений), "Лягушки" (прыжки), "Лиса и куры" (бег, прыжки, лазание)

Подвижные игры:

-«Кот и мыши», «Скворушки», «Наседка и циплята», «Воробышки и автомобиль».

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с окружающим для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Посадка лука»

Образовательные цели:  Знакомить детей с процессом посадки лука.  Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весны. Активизировать в речи слова, учить отчетливо их произносить (почки, листья, донце, луковица, золотистый,  горький, витамины, убивает микробов, рыхлить).                              

Развивающие цели: Развивать слуховое и зрительное внимание, тонкую моторику.

Воспитательные цели: Формировать навыки сотрудничества. Прививать любовь к труду.

Оборудование: Луковицы по числу детей и для воспитателя, ящики с

землей (3), совочки, несколько леек, модель «Времена года», 1 карточка с нарисованным луком, лейкой и солнцем.                        

Предварительная работа: 

Наблюдение на прогулке за изменениями в природе. Дидактическая игра  с использованием карточек-обозначений, модели. Рассматривание картин «Времена года». Беседа с детьми «Что сажают весной?» (лук, морковь, свеклу и т д.), показать овощи, дать их потрогать, понюхать, попробовать на вкус.                    

     

Ход занятия:

1. Наблюдение у окна.

Дети заходят в группу. Воспитатель приглашает их подойти к окну.

В-ль: Ребята, давайте посмотрим в окно.

Природа просыпается, тепло  приходит к нам. Какое время года у нас за окном?

Дети: Весна.

В-ль: А как вы догадались?

Дети: Снег весь растаял, земля высохла, появилась зеленая травка

В-ль: Как деревья изменились?

Дети: На деревьях появились листочки

В-ль: А про солнышко, что скажите?

Дети: Солнце светит ярче.

В-ль: А кто к нам прилетает весной из теплых краев.

Дети: Птицы.

В-ль: Правильно, все это признаки весны.

В-ль: А теперь, ребята, пройдемте к столу. ( На столе стоит модель  «Времена года»)

2. Работа с моделью.

В-ль: Внимательно посмотрите и догадайтесь, какое время года в нашем сказочном парке.  

Дети: Весна.

В-ль: Но чего - то здесь не  хватает. Что мы будем делать?

(Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, помочь им)

В-ль: Снег растаял, ручьи высохли. Убираем ручьи.            

В-ль: Не толкайте друг друга, кладите в тарелочку.

В-ль: Ну вот земля  у нас совсем весенняя. Чего на земле не хватает?

Дети: Травки.

В-ль: Берите  травку, ставьте на землю.

В-ль: Земля у нас весенняя, а дерево?  А что  на деревьях  появляется    

          весной.

В-ль: Маша, скажи.

В-ль: Илюша, повтори.

Дети: Листья.

В-ль: Вспомните, мы их много налепили. Давайте прикрепим их на наше дерево.

( Почереди прикрепляют листья из зеленого пластилина).

В-ль: Ну вот, у нас получилось настоящее весеннее дерево.

В-ль: А чего в нашем парке не хватает.

Дети: Солнышко, облаков, птиц.

(Закрываем крышку модели и крепим карточку солнце или облако, в зависимости от погоды, птицу).

В-ль: А какие скоро появятся цветы? ( одуванчики)

В-ль: Замечательно.   Даша нам расскажет стихотворение про одуванчик:

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький привет.

В-ль: А еще весной просыпаются, как вы думаете, что?

Дети: Растения.( Если дети не скажут, помочь им).

В-ль: Подойдите к столу. Я вам загадаю загадку и вы сразу догадаетесь, что это  такое.

   В десять одежек он плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол его позовешь,

               Сам  не заметишь как слезы прольешь.

                (Лук)

3. Физминутка.

В-ль: А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.

Илья у нас будет луком? (На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши. Молодцы, ребята.

4. Характеристика лука.

В-ль: Ребята, садитесь на стульчики. Теперь каждый возьмите себе по луковице.  Давайте вместе скажем: луковица. Давайте рассмотрим луковицу. В-ль: Какой она формы?

Дети: Круглая.

В-ль: Какого цвета она? А у тебя какая?

Дети: Желтая, коричневая.

В-ль: А можно сказать, что она золотистая?

Дети: Можно.

В-ль: Покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она на ощупь.

Дети: Твердая.

 В-ль: Кто хочет угоститься луком? (Ставлю на стол тарелочку, на которой кусочки черного хлеба с луком).

В-ль: Какой лук на вкус?

Дети: Горький.

В-ль: Горький, но очень полезный, в нем очень много витаминов. Если мы будем есть лук, то он убьет микробов в нашем организме и мы не будем болеть.

(Перечисляем все признаки лука).

В-ль: Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У луковицы есть верх (показ.), отсюда растет зеленый лук. А вот низ луковицы – донце (показ). Давайте вместе скажем - донце. Покажите, где донце у вашей луковицы.

Покажите откуда будет расти зеленый лук.

Луковицу нужно сажать донцем вниз в землю. Давайте мы с вами посадим свои луковицы в землю, чтобы вырастить зеленый лук  себе на обед. Кладите луковицы на поднос  и надевайте фартуки.

 (Пока дети надевают фартуки поднос с луковицами уношу к месту посадки лука).

5.Посадка лука.          

В-ль: Подойдите к ящику с землей, возьмите по луковице. Найдите у лука донце. Сажать лук в землю надо донцем вот так (показ)

Дети по очереди сажают каждый свою луковицу. (Звучит музыка «Звуки природы» №11)

В-ль: Вот какие молодцы, ребята. А теперь, что  нам делать, как вы думаете?

Дети: Луковицы надо полить водой из лейки, чтобы вырос лук.

В-ль: Маша, полей лук. Поливай осторожно, много воды не лей. Кто еще польет лук? Молодцы, ребята, все хорошо справились с посадкой лука.

В-ль: А куда мы поставим лук, чтобы он у нас лучше рос.

Дети: На подоконник.          

В-ль: Правильно, поближе к солнышку. Теперь мы каждый день будем наблюдать как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком? (Показ карточки).

Дети: Поливать, рыхлить.

В-ль: Молодцы, ребята, хорошо мы сегодня потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развлечение для детей второй младшей группы

Очень интересное развлечение для детей. Для этого развлечение специально сшили костюмы пчел, божьи коровки.  Песни использовали заводные, весылые....

Сценарий физкультурного досуга экологической направленности для детей второй младшей группы «Кто не спит зимой в лесу»

Цель: обобщение полученных детьми знаний о сезонных изменениях в природе и о жизни диких животных. Задачи:• продолжать знакомить детей с признаками зимы;• закрепить знания детей о диких живо...

Занятие – экскурсия по развитию экологических представлений для детей второй младшей группы.

Материал предлагается в качестве итогового занятия ( развлечения) при ознакомлении детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе...

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми второй младшей группы тема: "Посадка лука"

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми второй младшей группы тема: "Посадка лука"Образовательная область - познавательное развитие...

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми второй младшей группы.

Тема. «Кто живёт в лесу?».Форма организации: беседаЦель: Познакомить с животными, живущими в лесуЗадачи: Формировать представление о животных, живущих в лесу (где живут? какие?);о том, чем они п...

Лэпбук по Экологическому воспитанию для детей второй младшей группы детского сада

статья посвещена описанию лэпбука, сделанного своими руками для работы как индивидуальной, так и для групповой....