НОД по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шаталова Яна Андреевна

Нод по экологическому воспитанию в старшей группе "Деревья родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Детский сад № 14 Кировского района

НОД по экологическому воспитанию в старшей группе

«Деревья родного края»

Выполнил воспитатель

Веремеева Яна Андреевна

Санкт-Петербург

2016

Цель:

Формирование первоначальных навыков патриотических чувств.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.
  2. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностями коры, по форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  3. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель к ельнику и т.д.).

Развивающие задачи:

  1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
  2. Развивать связную речь у детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
  3. Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Материалы к занятию:

  1. Ветки березы и осины, если и сосны в вазах с водой;
  2. Иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  3. Хвоя сосны и ели в тарелочках;
  4. Шишки сосны и ели в контейнерах;
  5. Иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  6. Мяч для игры;
  7. Раздаточные карточки с изображением одинаковых деревьев: березы, осины, ели, сосны

Ход занятия.

1 часть. Дети входят в группу, где звучит пение птиц.

- Ребята, куда это мы попали?

- В лес.

- Почему вы решили, что это лес?

- Птицы поют, вокруг много деревьев

- хотите погулять по лесу? Тогда отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек?  (Дерево)

- поиграем в игру с мячом «Назови дерево»

- Чем похожи все деревья?

- У них есть ствол, ветви, листья, корни.

- Пойдемте дальше и узнаем какие деревья растут в наших лесах.

2 часть

- Я загадаю вам загадку,  а вы найдите дерево, о котором в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане».  (Береза)

- Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы? (Осина)

- Послушайте загадку:

«Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок… осины»

- Как вы думаете, чем отличается береза от осины?

- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо – зеленый.

 - Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

- Белостволая береза

- Береза единственное в мире дерево с белой корой, ребята как вы думаете для чего березки белые точки? (Варианты детских ответов)

- Оказывается, что береза через них дышит, и называются они чечевички. Чем еще отличаются эти деревья? Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья зубчиками.

- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

- Разбежались по опушки в белых платьица подружки.

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют Березовой рощей или Березняком.

Повторите, пожалуйста.

- Лес, в котором растут только осины, называются – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

- Послушайте небольшие рассказы о березки и осинке.

(из книги «Лесная мозаика»)

- Лес где растут березы, осины, и другие деревья. Имеющие листву, называется Лиственным.

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

Физминутка:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.

(Руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.

(наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(руки вверх, помахать ими)

3 часть:

- Идемте дальше. И на пути нашем хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

- сосны, ели

- кто знает загадку про ель или сосну?

«Зимой и летом одним цветом».

- почему эти деревья стоят зеленые?

- они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

- посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельник.

- что вы можете рассказать о елочке?

- верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

- Какой ствол у сосны?

- светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая.

Сосны вырастают обычно выше елей.

- Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор или сосняк.

- устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки

 - чем они похожи?

- ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже ёлку  мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

- так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

- иголочками

- по-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называются хвойным.

- скажите, почему хвойный лес так называется?

-какие хвоинки у сосны?

- длинные, мягкие, светлые.

- А у ели?

- короткие, колючие, темные.

- кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки – по одной.

- возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая

- посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой)

- какие шишки у ели?

- еловая шишка удлинённая. У нее более мягкие чешуйки.

- что вы расскажите про сосновые шишки?

- сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками

- сосновые  шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

4 часть.

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

- на карточках – хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. ( в процессе игры спрашивать почему дети то или иное дерево поместили сюда).

- ребята, от нас с вами зависит, бут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда птицы. И тогда не придется заносить деревья в красную книгу только потому, что их мало осталось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...